Депутат Госдумы Анна Скрозникова предложила материально поощрять школьников, получающих пятёрки.
Курс обмена оценок «отлично» на рубли она не уточнила. Пока ясно одно: деньги на это в бюджете найти можно.
Стоит ли монетизировать хорошую учёбу, в беседе с экспертами разбирался ForPost.
Откуда берутся двоечники
В России по итогам учебного года 2020/2021 было 17,6% троечников и двоечников, 77,7% хорошистов и 4,7% отличников, сказано в информационном бюллетене НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».
Данные за учебные годы 2021/2022 и 2022/2023 пока неизвестны.
Эксперты отмечают: нищета — одна из причин появления плохо успевающих ребят. Зачастую чем беднее родители, тем хуже учатся их дети.
«Среди наиболее обеспеченных наблюдается обратная ситуация: 26,5% неуспешных против 36,9% хорошистов и 41,9% отличников. То есть прослеживается некоторая тенденция снижения доли неуспешных учеников по мере роста материального обеспечения, что свидетельствует о меньших возможностях семей оказать им финансовую поддержку для повышения академических результатов», — сказано в бюллетене ВШЭ.
Читайте по теме: Как школьные «Разговоры о важном» рассорили россиян
Рациональное зерно
Депутат Госдумы от партии «Новые люди» Анна Скрозникова нашла способ исправить ситуацию: она предложила монетизировать пятёрки школьников.
Таким образом удастся не только заинтересовать старшеклассников учебой, но и увеличить долю хорошистов и отличников в бедных семьях, уверена парламентарий.
«<…> прошу вас поручить профильным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть целесообразность проведения эксперимента по предоставлению материального вознаграждения в виде дополнительных средств на «Пушкинскую карту» для учеников старших классов за высокую успеваемость», — сказано в обращении Скрозниковой к премьер-министру Михаилу Мишустину (скриншот опубликовал телеграм-канал «Кровавая барыня»).
Психолог Антон Кузнецов уверен: от этого предложения не стоит отмахиваться. Скрозникова предлагает пополнять «Пушкинскую карту», которая вводилась по поручению президента для популяризации культурных мероприятий среди молодёжи.
Средства, зачисленные на эту карту, можно потратить только на покупку билетов в театр, музей, филармонию, кинотеатр. Расплатиться в магазине ею не получится.
И хотя среди старшеклассников популярен запрос «Как вывести 5000 рублей с «Пушкинской карты»?», пока обмануть государство им не удалось, отмечают некоторые эксперты по кибербезопасности.
Следовательно, бонусы за пятёрки дети будут тратить не на покупку энергетика, а на самообразование.
«Если из обращения депутата Госдумы убрать финансовый фактор, то это замечательное предложение: мы будем поощрять детей за хорошую успеваемость билетами в театр, в кино, в филармонию. Что в этом плохого? Вреда от этой инициативы я не вижу», — сказал в беседе с ForPost Кузнецов.
В числе сторонников и некоторые жители Оренбургской области. По опросу паблика в соцсети «ВКонтакте» «Подслушано в Оренбурге», 65,3% респондентов высказались за монетизацию пятёрок своих детей, 34,97% — против.
Читайте также: Охрану школ отдадут на откуп казачьим ЧОПам
Палка о двух концах
В числе противников инициативы — учитель географии, эксперт по вопросам содержания школьного образования и процедурам оценивания профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
В беседе с ForPost он отметил: это не первая попытка материально поощрять детей за их успеваемость.
Например, школьникам уже выплачивают солидное вознаграждение за участие в финале Всероссийской олимпиады. Размер гонорара каждый регион устанавливает самостоятельно.
Так, участникам финала Всероссийской олимпиады из Московской области в прошлом году заплатили по 115 тысяч рублей, призёрам — по 345 тысяч, победителям — по 575 тысяч.
«Денежное вознаграждение за успеваемость школьников крайне вредно с точки зрения педагогики. Поэтому инициатива депутата Госдумы о материальном вознаграждении за пятёрки не выдерживает никакой критики: школьники будут гнаться за деньгами, а коррупционные риски увеличиваются в разы», — объяснил свою позицию Перлов.
Его точку зрения разделяет председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова.
«Учиться — это обязанность детей. А если тебе за это доплачивают, то вроде как это уже и не обязанность, а договор: хочу — учусь, хочу — не учусь, так как могу обойтись без ваших денег. Поэтому предложение депутата Госдумы — педагогически неверный шаг, так как у детей начнёт формироваться неправильное отношение к учёбе», — сказала ForPost Леткова.
От инициативы Скрозниковой могут пострадать и учителя, считает Леткова. Она уверена: они будут думать не о том, кого простимулировать пятёркой, а как отчитаться за оценку «отлично».
«Обвинений в коррупции не избежать. В итоге успеваемость снизится, а в школе будут процветать конфликты между детьми, родителями и учителями. Это непродуманная инициатива, так как не учтены последствия от её реализации», — уточнила Леткова.
В правительстве пока никак не прокомментировали обращение депутата Анны Скрозниковой. Впрочем, она не теряет времени в ожидании ответа, а занялась ещё одним законопроектом — о наделении родительских комитетов «реальными полномочиями».
Читайте по теме: Российские школы остановились в шаге от бунта
Роберт Вочовский