Проект автомобильного тоннеля между севастопольскими улицами Пожарова и Генерала Петрова не прошёл проверку государственной экспертизы. Информация об этом содержится в профильном реестре, с которым ознакомились журналисты ForPost.
Напомним: к идее прокладки тоннеля, задуманного ещё в Советском Союзе, власти вернулись в 2021 году. По словам губернатора города Михаила Развожаева, новый инфраструктурный объект поможет улучшить транспортную ситуацию в центре города, где строится масштабный культурный кластер, состоящий из нескольких крупных учреждений.
Контракт на проектирование тоннеля был подписан с краснодарской компанией «Веста» в апреле 2023 года. В июле директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Станислав Таматаев официально сообщил о начале разработки документации.
Изначально на выполнение комплекса изысканий и прохождение государственной экспертизы подрядчику отводилось время до 31 мая 2024 года, однако впоследствии этот срок продлили на год – до 31 мая 2025 года.
При этом по состоянию на октябрь 2025 года 250-миллионый контракт на проектирование объекта по-прежнему находится на стадии «Исполнение», а в профильном реестре отсутствуют данные об успешной проверке документации госэкспертизой, что является обязательным условием для начала строительства.
Вместо этого в едином государственном реестре 3 октября 2025 года появилась информация об отрицательном заключении экспертизы по севастопольскому проекту. Конкретные причины отказа в карточке не уточняются, но согласно Градостроительному кодексу, они могут заключаться в несоответствии проектной документации результатам инженерных изысканий или заданию на проектирование.
Отметим, что выдача отрицательного заключения по проекту не является непреодолимым препятствием на пути его реализации – существует достаточно примеров, когда документация успешно проходила проверку экспертизы после одной или нескольких корректировок.
Но с учётом того, что сроки разработки проекта ранее уже продлевались на год, а нынешняя ситуация может потребовать от разработчиков времени на изменение разработанного проекта – непосредственный старт строительства может быть дополнительно отложен, ведь без положительного заключения начать строительство объекта такого уровня официально нельзя.
Официально региональные власти не обозначали конкретных сроков начала прокладки тоннеля, но журналисты ForPost сообщали, что уже на 2025 год для этих целей было заложено порядка 2 млрд рублей.
Андрей Гринев

Как так? Ой как жаль! Интересно, а как-же тогда тоннель под бухтой сказочник планирует пропихнуть? 🤔
Tim Tomas,
никто ничего пропихивать не собирается. Этап любых проектирований будет бесконечным, затраты на них тоже.
а потом он подорожает и тогда пройдет экспертизу) как пить дать)
Какой тоннель?!!?!? За эти деньги лучше имеющиеся дороги расширьте и сделайте двухуровневые развязки - толку больше будет
BadComedian,
Куда расширить? Ну разве только вторым этажом ещё одну дорогу проложить.
ОлегПеретятко,
А это лишь бы брякнуть. Про "расширить дороги" у нас говорят обычно те, кто тут ни разу не был))
Serggio,
Да, именно потому что я "ни разу тут не был" я и пишу здесь комментарии. А расширять всегда есть куда - в 18 году принято постановление про УДС. У каждой дороги есть охранная зона, где запрещена любая деятельность и не может быть недвижимости. Вот и расширить дороги, уменьшив УДС, а недвижимость которая в них расположена выкупить. Но нет - мы лучше будем строить тоннель (который вряд-ли когда то достроят), а такие как вы будут этому радостно хлопать, как игрушечная заводная обезьянка с ключиком. И еще, шаблонные комментарии некоторых "коренных" про "ни разу не был" "понаехали" - уже даже звучат смешно, и скоро по моему станут мемом. Я тут родился, вырос и живу, но мне не важно от куда человек, если он конструктивно подходит к ситуации. А если мы будем слушать всех наших УраДревнелюбов, которые своими действиями всячески пытаются препятствовать развитию СОВРЕМЕННОГО города - далеко не уедем
А мне нравится их стиль. Косить под дурачков. Отображать из себя оркестр из басни Крылова. Ни за что не нести ответственности. Вы там гавкайте, а наш караван идёт.
Главное гусиную кожу иметь , непробиваемую.
И хорошо что провалился! ЛюдяМ нужны пешеходные тротуары по обе стороны. Без тротуаров это не тоннель, а геомофродит.
Но деньги-то получили?
zitramon,
И что будут делать с этими деньгами в этом году, если не начнут осваивать?
А сколько ещё впереди "провалов"! Но крепкому пОфиг! Он перед выборами наговорил двух-томник турецких народных сказок и нормально! Как в поговорке: "Главное - прокукарекать! А там хоть не рассветай!" 🤣 Поговорка, кстати, не турецкая! Наша! 😀
Тоннель там безусловно нужен и еще при Жунько выносилось техническое обоснование его строительства и необходимость проектирования. В качестве подрядчика даже предлагалось балаклавское СУ-528 (не знаю, живо ли сейчас), которое строило в частности водовод на ЮБК через тоннель в скальной породе
😀
За 250 миллионов можно построить 25 классных дома с участками, а тут на какой то проект.... Сколько может стоить ну лимон ну 2
Проект автомобильного тоннеля в центре Севастополя «провалился» в экспертизе
Выборы прошли, спектакль окончен.
Реквизиты в нафталин, до следующих выборов, поднятия рейтингов, смягчения социального напряжения...
Одна из морковок для осла.
В Севастополе проектируют туристический кластер мирового уровня
Пройдёт как по маслу! Там барыги, там деньги.
А что тоннель? Это только растраты и для жителей города.
Нью-Васюки 🤣
Как же мы теперь без тоннеля?! Жители близлежащих домов плачут от радости.
Да тут, как бы и без спуска на адм.Октябрьского пробок то даже и меньше стало, потоки распределились, может её и не открывать для автомобилей, сделать пешеходной улицей от Керченской и до площади Восставших? , и люди в домах вдоль дороги будут рады, да и в больнице потише будет, меньше шума с улицы.
Внук героев 2,
У кого-то стало пробок меньше,а на Толстого -Кожанова их стало в разы больше.
Еще одна стройка века с бесконечными проектами, перепроектами и слинявшими вместе с деньгами подрядчиками.
В СССР не было дураков,надумавших оборудованное бомбоубежище превратить в автомобильный туннель.К тому же грунт Матросского холма оползнеопасный,с грунтовыми водами.В сейсмически-опасном районе 8-9 баллов опасно кратно.
Изначально проект бескультурного кластера не предусматривал туннель,что говорит о надуманности его проекта в целях распила федеральных миллиардов.
strelec,
С 60 годов там существует тоннель и проверено временем, а теперь вдруг проект не утвердили... Как-то странно!
strelec,
Ну с 60х годов и технологии строительства подвинулись неслабо. Тогда и Крымский мост строить, мягко говоря, опасались. А здесь пройти меньше двух км через известняк и глинозем. Ж/д тоннели вообще провели в позапрошлом веке - ничего, стоят, Ялтинское землетрясение пережили, используются по назначению. Главная задача другая — не навредить построенным наверху зданиям и сооружениям, а там и 25-этажка, и гостиница Крым, и хрущевки на Батумской и Керченской, плюс коммуникации. Вообще глядя на иллюстрацию к материалу, если это скрин с официальных рендеров проекта, думается что все делалось в последний момент и спустя рукава, какой-то 3D- ............ с низкой детализацией, словно студент-двоечник в последнюю ночь готовил.
strelec,
Опасность сейсмичности еще тащ моложавенко скромненько не прописал в базовых документах.
И тут джентельменам поперло!
Дмитрий_Кузнецов,
2 км - нее. 200 метров.
Ежли глянуть на карту, то видна задумка этого тоннеля со времен освоения горки.
Они “огурец “ достроить не могут, Исторический бульвар , Малахов курган довести до ума
А тут коррупционеров нет нашли?????
В Севастополе с дорогами и развязками беда. Многие участки когда-то для пролеток было построены. Город растет и, к сожалению, уплотняется. Где утвержденный генплан, генеральная схема развития дорог, транспорта, инженерных коммуникаций?
"Советский" проект вообще не туннель предусматривал, а "проезд" с путепроводами по Частника и 6-й Бастионной, и 5 корпусов гостиницы "Турист".
это фиаско, братан. не смогли даже проектную организацию подобрать, а что еще будет со строителями. и почему не известные институты - метропроект, шахтопроект, а невесть кто проектирует, тогда бы уже своему Севастопольстройпроекту поручили бы, а так...
Chief769,после проблемного строительства гостиницы "Крым" планы на высотную застройку Матросского холма отменили по причине непригодности грунтов для высотной застройки.Даже при строительстве трехэтажных строений в соседних домах ползут трещины,создавая опасность для проживания.