Президент РФ Владимир Путин на саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Астане сделал ряд заявлений по Украине. Можно ли считать саммит началом конца СВО, и что может получить Москва в обмен на «ядерный зонтик» для стран-членов ОДКБ?
Почётный караул в небе
Владимир Путин прибыл в Астану 27 ноября. Торжественные мероприятия начались на подлёте: президентский авиакортеж встретили казахстанские истребители. Один из них сопровождал борт № 1 буквально в нескольких метрах.
Видео: Сергей Балачев / ВКонтакте
В небе над аэропортом Астаны самолёты прорисовывали российский триколор.
Видео: kremlin.ru
На взлётно-посадочной полосе десятки казахстанских военных прошли торжественным маршем.
Видео: Алексей Редькин / ВКонтакте
В аэропорту российского президента встречали дети в национальных костюмах двух стран.
Видео: радио «Голос Патриота» / ВКонтакте
Владимир Путин поблагодарил президента Казахстана Косым-Жомарта Токаева за тёплый приём:
«Мы с вами встречаемся регулярно, привыкли к рабочей обстановке, такой торжественный антураж необычен. Спасибо вам большое».
Противоречия сняты?
Герой России, председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», генерал-майор Сергей Липовой уверен: столь торжественный приём Путина в Астане — хороший знак.
«Это вершина той дипломатической работы, которая была проведена накануне. Это говорит о том, что найдены точки соприкосновения, точки понимания — дипломаты двух стран пришли к какому-то общему знаменателю: подготовлен ряд документов, которые были подписаны в ходе двухсторонних встреч», — сказал ForPost Липовой.
Он уверен: саммит ОДКБ доказал, что Казахстан остаётся для России стратегическим партнёром, лидеры двух стран находят взаимопонимание и поддержку.
Напомним, что визит Путина состоялся после удара «Орешником» по заводу «Южмаш» в Днепре.
Олег Соскин, экс-советник бывшего президента Украины Леонида Кучмы, не исключает, что Путин с Токаевым «мог согласовывать удар по центрам принятия решения в Киеве».
«Всё-таки там [в Астане] ОДКБ и всё остальное», — приводит Telegram-канал Пул №3 слова Соскина.
Липовой так прокомментировал это предположение:
«Аспекты по скорейшему завершению СВО, скорее всего, были озвучены за закрытыми дверями, на двусторонней встрече Токаева и Путина, которая состоялась 27 ноября. В публичной плоскости прозвучала повестка, которая сейчас обсуждается во всём мире».
Ранее многие российские эксперты обвиняли президента Казахстана в нерешительности, двойной игре — «и вашим, и нашим». Обвинения усилились два года назад: Токаев на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума заявил, что Астана вряд ли когда-то признает независимость ЛНР и ДНР. Эти субъекты федерации он приравнял к «квазигосударствам».
Можно ли в обозримом будущем ждать изменения риторики по этому и ряду других вопросов, связанных с СВО и Украиной?
«Путин поехал в Астану после удара «Орешником» по «Южмашу». Его позиции резко усилились. Это [ракетные удары по Украине] дело только России. Россия ни с кем это не обсуждает, никого не ставит в известность, поэтому никто в мире не знал [про «Орешник»]. Поэтому обсуждениe вопроса завершения СВО в Астане, согласование ударов по Киеву — киевские выдумки. Что касается признания Астаной новых субъектов федерации, этого не будет. Мы этого даже не просили от Лукашенко (Александр Лукашенко, президент Белоруссии — прим.). Зачем нам нужно, чтобы Токаев об этом заявлял? Этот вопрос сейчас не стоит в повестке дня», — считает Анатолий Салуцкий.
Он отметил, что если и стоит ждать какой отдачи от саммита ОДКБ в Астане, то по дипломатической линии. По военному направлению никаких изменений не произойдёт, уточнил Салуцкий.
Генерал запаса Сергей Липовой объяснил, почему:
«В Уставе ОДКБ написано: «В случае проявления агрессии по отношению к одной из стран-участниц может быть оказана военная помощь». То, что сегодня происходит на территории Курской области, — контртеррористическая операция. Юридически это звучит так: «Проведение контртеррористической операции по уничтожению банд». Поэтому ОДКБ не включает все свои механизмы, мотивируя это тем, что это внутренние процессы отдельно взятого государства, в частности России, которая с этими проблемами справляется самостоятельно. Наша страна ещё раз показала способность самостоятельно решать эту проблему силовым способом, так как не получается дипломатически. По факту мы видим, как наши ребята перемалывают этих укрофашистов, наёмников, террористов, которые сейчас находятся на территории Курской области».
О чём Путин говорил в Астане
Владимир Путин своё выступление на саммите ОДКБ начал с ситуации, в которой оказались российские регионы, граничащие с Украиной.
Напомним, действующий президент США Джо Байден разрешил Киеву удары американскими ракетами вглубь России. Первый такой удар 19 ноября был нанесён по объекту в Брянской области. Затем запреты для Киева сняла Британия: 20 ноября Storm Shadow ударили по Курской области.
Отрезвил Запад ракетный комплекс «Орешник» с дальностью до 5000 км: 21 ноября ракета была запущена с территории Астраханской области и беспрепятственно достигла «Южмаша». От стратегического украинского объекта «осталась только пыль», сообщили очевидцы.
«Как вы знаете, несмотря на наши предостережения об опасности эскалации конфликта, удары по нашей территории были тем не менее нанесены: по Брянской и Курской областям — американскими ракетами ATACMS и британскими Storm Shadow. Российский аналог всех трёх модификаций ATACMS — это российская ракетная система «Искандер» и её различные модификации. Новая американская ракета PrSM по всем параметрам ни в чём не превосходит российские аналоги», — заявил Путин.
Он подчеркнул: аналогов ракетного комплекса «Орешник» в мире нет.
«Ракета поражает даже высокозащищённые и расположенные на большой глубине объекты. По мнению военных и технических специалистов, в случае массированного, группового применения данных ракет, то есть сразу нескольких «орехов» гроздью в одном ударе, мощь этого удара будет сопоставима с применением ядерного оружия. Хотя оружием массового поражения «Орешник», конечно же, не является. Здесь нет никакого ядерного заряда, а значит, и ядерного заражения после его применения», — успокоил президент РФ коллег по ОДКБ.
Российский лидер отметил, что на «низком старте» ещё несколько «Орешников», которые станут ответной мерой на удары западным оружием вглубь России.
«В настоящее время Министерство обороны и Генеральный штаб подбирают цели для поражения на территории Украины. Это могут быть военные объекты, предприятия оборонной промышленности или центры принятия решений в Киеве. Тем более что киевский режим неоднократно пытался наносить удары по объектам государственной важности в России — по Санкт-Петербургу и Москве, и эти попытки продолжаются. Серийное производство «Орешника» началось, но в конечном итоге средства поражения будут выбираться нами в зависимости от характера выбранной цели и создаваемых угроз для Российской Федерации», — уточнил Путин.
Он отметил, что «никакие поставки даже самого современного оружия на украинскую территорию ситуацию на поле боя не изменят».
«У нас люди в армии разные. Кто-то перекрестится, кто-то попросит помощи Аллаха, и вместе пойдут вперёд. Ничто их не остановит. <…> Даже при наличии самого современного оружия судьба СВО решается на земле, на поле боя. Всё зависит от солдат», — сказал Путин.
Заявления Запада
Одновременно с выступлением Путина прозвучали заявления и на коллективном Западе.
Так, власти Финляндии и Эстонии рассматривают возможность выхода из Оттавского договора ради поставок противопехотных мин Украине.
На 2017 год в него входили 163 страны. Россия и США не ратифицировали и не подписали Оттавский договор, который предусматривает практически полное уничтожение всех запасов противопехотных мин ненаправленного действия и ликвидацию минных полей.
«У нас состоялась эта серьёзная дискуссия о минах. Мы собираемся провести анализ, рассмотреть опыт Украины, новые технологии [разминирования], а также проанализировать Оттавский договор», — приводит телеведущая Ольга Скабеева слова премьер-министра Финляндии Петтери Орпо.
Премьер-министр Эстонии Михал Кристен в свою очередь заявил, что его страна «последует примеру» Финляндии:
«У нас есть люди, которые рекомендуют использовать различные мины. Честно говоря, все говорят о решении США по минам, но проблема в Путине, а не в США. И мы против России! Россия представляет собой существенную угрозу, используя мигрантов на финской границе, а также в разных странах и так далее. Так что все эти вещи, о которых мы сегодня говорим, направлены против России. Вот в чём проблема!».
«Ядерный зонтик»
Президент Белоруссии Александр Лукашенко на полях саммита ОДКБ в Астане так прокомментировал сообщения ряда СМИ о возможном размещении грозного российского оружия на территории Союзного государства.
«Я тут старшему брату пошутил, говорю: «Места готовы дислокации». Когда? Подумаем», — заявил Лукашенко, добавив, что «Орешник» — хорошее неядерное оружие, которое «оказывает сильное воздействие на тех, кто думал, что обойдётся».
В свою очередь секретарь Совбеза Сергей Шойгу заявил о создании «ядерного зонтика» для стран-членов ОДКБ.
«Во-первых, хочу сказать, что и в старой доктрине предусматривался этот зонтик, как вы говорите, в том числе и на наших союзников. Это было ясно, чётко обозначено. Что же касается новой доктрины, естественно, там речь идёт, в первую очередь, о странах ОДКБ. Имеется отдельное дополнение, достаточно важное, на мой взгляд, оно касается Беларуси», — приводит «Интерфакс» слова Шойгу.
Пользователи соцсетей задались вопросом: «Мы им «ядерный зонтик», а они что нам взамен?».
Анатолий Салуцкий ответил так:
«"Ядерный зонтик" над ними [странами-членами ОДКБ] нужен нам самим, в первую очередь. Также нужно понимать, что другим странам, кроме Белоруссии, ничего не угрожает. Идут разговоры о том, чтобы напасть на Белоруссию, открыть второй фронт. Белоруссии «пошлют» зонтик официально. Другим странам ОДКБ мы не предоставляем такого оружия. Им это не нужно. Этот зонтик над ними мы раскрываем в политическом плане. И правильно делаем».
Генерал запаса Сергей Липовой объяснил, в чём политическая выгода от российского «зонтика» над странами-членами ОДКБ:
«Это гарантия того, что на территориях, которые прилегают к российской границе, не будут размещены недружественные нам подразделения, а именно подразделения, ракетные силы НАТО: такое планировалось на Украине. Главное — сохранить спокойствие на постсоветском пространстве и не допустить на него вторжения подразделений стран НАТО. Россия в состоянии решить такие проблемы и быть «ядерным зонтиком» для настроенных пророссийски стран ОДКБ».
К слову, одним из шагов по защите постсоветского пространства стало утверждение целевой межгосударственной программы ОДКБ по укреплению таджикско-афганской границы, которая полностью будет реализована к 2030 году. Помимо этого, лидеры ОДКБ подписали в Астане документы, касающиеся оснащения войск и коллективных сил современными образцами вооружения и военной техники.
Роберт Вочовский
Обсуждение (1)
С казахами нужно и впредь поддерживать добрососедские отношения. Самая длинная в мире госграница (более 7000 км)