чт, 20/05/2021 - 18:27

Поди туда — не знаю куда: как борьба с электросамокатами превратилась в сказку

И где взять волшебную дубинку, не дожидаясь массовых жертв?

В России объявлена война распоясавшимся электросамокатчикам. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин потребовал упорядочить движение «гаджетов».

С ним согласны эксперты ForPost. Делать что-то нужно: пока электросамокаты лишние на дороге, на велосипедной дорожке, на тротуаре и в российском законодательстве.

О том, почему в борьбе с электросамокатчиками депутаты и власти бессильны и что нужно сделать, чтобы разрешить тупиковую ситуацию на пешеходной дорожке, — в материале ForPost.

Инциденты на дорогах

На электросамокаты обратили внимание после происшествия в Санкт-Петербурге. Петербуржцы, гоняя на них на Невском проспекте, сбили прозаика Валерия Айрапетяна. После этого «гонщики» избили пострадавшего. По данным издания «Собака», прозаик со сломанными рёбрами был госпитализирован. Один из фигурантов «дела самокатчиков» арестован.

После инцидента глава СК РФ Александр Бастрыкин поручил разработать рекомендации по снижению числа происшествий с электросамокатами. Документ с предложениями главного следователя страны был направлен в адрес питерских властей. Также он был перенаправлен в главное управление МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

«В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют как нормы, регулирующие вождение электросамоката, так и правила эксплуатации, ответственность за нарушения и причинённый вред здоровью пешеходов. Подобные пробелы приводят к созданию опасных ситуаций на дорогах с участием электросамокатов, как следствие, к ежедневным травмированиям и часто — безнаказанности тех, кто практикует такое агрессивное вождение», — сообщает пресс-служба СК.

Член профильного Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков назвал странным вмешательство Бастрыкина в проблему регулирования движения электросамокатов. По его мнению, инцидент с прозаиком Айрапетяном «никак не связан с непростой ситуацией, в которой оказались пешеходы».

«Не понимаю, зачем Бастрыкину обращаться в Санкт-Петербург. Видимо, это было сделано только потому, что известный человек получил травму. Но он мог получить аналогичные травмы, упав с лестницы, с коньков, с велосипеда. Человек просто держал плохо равновесие, упал и ударился головой. Причём тут СК и петербургский департамент транспорта, я не понимаю. Если брать другие случаи, когда молодёжь гоняет на электрических индивидуальных средствах перемещения, то здесь действительно есть проблема, но она никак не связана с инцидентом, произошедшим в Санкт-Петербурге», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Лысаков.

Инциденты с электросамокатчиками происходят регулярно. В шаге от ЧП, например, оказался главный редактор уральского интернет-издания JustMedia Евгений Катыхин.

«Вчера чуть не сбил двух элетросамокатчиков. Выезжали из парковочного кармана на односторонней улице Хохрякова (перпендикулярная парковка, центр Екатеринбурга), слева закрывал обзор Ларгус, ну как бы всё равно, слева никто и не должен был ехать. Выезжая, смотрю направо, так как машины едут оттуда. И тут прямо перед капотом против шерсти (против направления движения) проносится хруст на электросамокате. Я только чудом его заметил и притормозил, ведь машин не было, и я планировал выезжать без помех. Только начал движение, в том же направлении в миллиметре от нас пронёсся второй хруст. Вопрос знатокам: если бы я их сбил, кто был бы виноват? PS: кто не понял — хрусты ехали по проезжей части», — написал у себя в Facebook Катыхин.

Читайте также: Берегись подростка: нужны ли России шестнадцатилетние таксисты?

«Поди туда — не знаю куда»

Президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук в беседе с корреспондентом ForPost отметил: рынок электросамокатов ежегодно растёт. В крупных городах появляется с десяток фирм по прокату электрических индивидуальных средств перемещения.

Казалось бы, нужно решать проблему на фоне повышенного спроса на эти «гаджеты», но никто толком не знает, как бороться с этим явлением, уточнил Форманчук.

«Можно было бы сделать так, чтобы до 14 лет электросамокатчики передвигались по тротуару, а после достижения этого возраста — ездили по дороге. Электросамокаты могут развивать скорость до 60 км/ч, при столкновении с ними можно получить серьёзную травму. Однако, если принять эту норму, то мы создадим повышенную опасность для автомобилистов. Есть понимание, что нужно осуществлять контроль, но как это делать, пока не знает никто», — уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Форманчук.

Тем временем рынок электросамокатов разрастается. По данным портала «Новый проспект», электросамокатами владеют две крупные компании — Urent и Whoosh. На их долю приходится больше половины российского рынка.

Сейчас Whoosh присутствует в 13 городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань и Уфу. В этом году на вырученные средства сервис увеличит парк электросамокатов в городах присутствия и собирается освоить новые регионы.

Urent на сегодняшний день представлен более чем в 30 городах России и большинстве городов-миллионников. Сервис также активно расширяется, планируя до конца этого сезона охватить более 50 российских городов. В апреле компания получила 200 млн рублей инвестиций от Sistema SmartTech. За счёт этого сервис планирует увеличить парк практически вдвое — до 60 тыс. электросамокатов.

Сбербанк и МТС также зашли на этот рынок. Банк намерен профинансировать приобретение 17, 5 тыс. электросамокатов в Москве, а оператор сотовой связи ведёт переговоры об инвестициях в московский сервис Lite. Общую ёмкость рынка в России в 2021 году эксперты оценивают в 100–120 тыс. самокатов. Потенциальная ёмкость российского рынка — 250 тыс. самокатов. По прогнозам Urent, он достигнет такого размера в 2023 году.

«Проблема в том, что при аренде электросамокатов никто не верифицирует пользователя. Достаточно указать номер мобильного телефона и банковскую карту. Я лично таким образом зарегистрировался в некоторых приложениях по аренде электросамокатов. Если что-то случится, то отыскать виновника происшествия будет крайне сложно. Камеры наружного видеонаблюдения бесполезны. По ним пока только выявляют участников несанкционированных митингов. На мой взгляд, ситуация изменится кардинальным образом только после ЧП с гибелью людей. Об инциденте доложат президенту, после чего будут приняты экстренные меры», — считает Форманчук.

Читайте также: В России хотят разрешить подросткам садиться за руль

Почему закон бессилен?

Ранее власти предпринимали попытки урегулировать вопрос с электросамокатами. Но все законопроекты разбились о суровую российскую реальность.

Прокатчики пытаются ограничить скорость движения электросамокатов до 20 км/ч. Но как быть с «гаджетами», которые граждане покупают в российских магазинах или за границей? Многие обходят программные ограничения скорости, апгрейдя двигатель. Десятки компаний предлагают услуги по улучшению электросамоката. Цена вопроса — от 800 рублей до 4 тысяч.

Член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков напомнил инцидент, который произошёл со священником в августе 2019 года на трассе М-4 «Дон». Мужчина в рясе на электросамокате обгонял автомобили. Водители удивлялись скорости, которую развил батюшка.

«На данный момент электросамокатчики относятся к пешеходам. За нарушение ПДД им грозит максимальный штраф на сумму в 500 рублей. Ранее Минтранс предпринимал попытку объединить в единую группу все средства передвижения, не относящиеся к четырёхколёсным транспортным средствам. Сотрудники министерства разработали проект поправок в Правила дорожного движения. Но он оказался оторванным от жизни.

Почему? Например, Минтранс РФ предложил ограничить скорость передвижения электросамокатов двадцатью километрами в час. Возникает вопрос: «А кто будет замерять эту скорость?» Мне сложно представить чудака, который стоит на тротуаре с прибором для измерения скорости и ждёт, когда мимо него пронесётся какой-то гонщик. Это глупость! В жизни невообразимая картина. Если принять такую норму закона, то контролировать её исполнение будет некому», — пояснил Лысаков.

Он считает: пока все предложения по регулированию электросамокатов «можно отнести к чиновничьим фантазиям», которые оторваны от реальной жизни.

Безусловно, можно скорректировать ПДД, добавить в них норму, которую предлагал Минтранс, прописать регламент для электросамокатчиков, ввести административную ответственность для нарушителей. Но при этом нужно понимать, что эта норма закона будет нерабочей, так как невозможно администрировать движение электросамокатов. На это нет ни сил, ни средств. Поэтому, отметил Лысаков, пока все предложения по регулированию этого вопроса остаются в стадии законопроектов.

Читайте также: ГИБДД поддержала выдачу «детских» прав, эксперты рассказали, что для этого нужно сделать

Что делать?

По мнению парламентария, существует три пути решения нерешаемой проблемы. Во-первых, нужно перенять европейский опыт развития дорожной инфраструктуры. Для тех, кто передвигается быстрее пешеходов, выделить специальные дорожки. По ним должны ездить электросамокаты и велосипеды.

«При этом не стоит забывать про культуру. Если пешеход вздумает пойти по специально выделенной дорожке, он должен знать, что может быть сбит электросамокатом, получить травмы. Люди должны понимать: для них существует одна часть тротуара, для электросамокатчиков — другая», — уточнил Вячеслав Лысаков.

Во-вторых, всё-таки необходимо ограничивать мощность самодвижущихся электрических средств передвижения. Они не должны развивать скорость больше 15–20 км/ч.

Чтобы не было желания обходить эти ограничения и лихачить на дорогах и тротуарах, нужно повышать общую культуру россиян. Это третий и пока, по мнению Лысакова, единственный путь, по которому сегодня стоит идти, решая проблему электросамокатов.

«Формировать стереотип законопослушного поведения граждан необходимо годами. Начинать это делать нужно с горшка, а не вводить запреты для взрослых людей. Эти запреты мы проконтролировать не можем. Электросамокатчиков не остановишь, не оштрафуешь, а создашь только больше проблем для остальных. В этом вопросе огромную роль должна играть социальная реклама, которая напрочь отсутствует на российских телеканалах в прайм-тайм», — считает член профильного Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству.

В качестве положительного примера он привёл историю, которая произошла с тридцатипятилетним другом его сына. Мужчина всю жизнь не пристёгивался ремнём безопасности в автомобиле. Однако после просмотра одной социальной рекламы, посвящённой безопасности дорожного движения, он стал регулярно им пользоваться.

«Социальная реклама — мощное средство воздействия, хорошего зомбирования. Государство этот ресурс не задействует вообще. И зря! С помощью этого инструмента можно спасти достаточно много жизней участников дорожного движения. Власти не понимают, что только так можно минимизировать проблему с электросамокатчиками. Никакие предложения главы СК Александра Бастрыкина не исправят ситуацию. Это всё несерьёзные разговоры», — уточнил Лысаков.

В итоге борьба с электросамокатами пока напоминает русскую народную сказку «Поди туда — не знаю куда». В сказочной истории все беды удалось решить с помощью волшебной дубинки. В финале герои сказки закатили пир на весь мир. В реальной жизни сюжет этой истории пока непредсказуем.

Бизнес вовсю пользуется отсутствием запретов, рынок растёт, спрос рождает предложение. Скорее всего, так будет продолжаться до первого несчастного случая. В России по щелчку пальца решаются проблемы только после массовой гибели людей. А пока нет жертв, нет и проблем — гоняй, не хочу…

Читайте также: В Севастополе на переходе сбит курьер на электросамокате

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: