Общественный транспорт крымской столицы постепенно переходит исключительно на безналичную оплату проезда. Почему чиновники приняли такое решение, и не нарушаются ли таким образом права пассажиров, выяснял ForPost.
Бумажными нельзя, электронными
С 1 июля 2025 года отдельные автобусные и троллейбусные маршруты Симферополя работают только с безналичной оплатой: водитель не принимает денег у пассажиров, оплатить проезд можно через валидатор в салоне с помощью банковской карты либо мобильного приложения. Об этом сообщили в официальном Telegram-канале ГУП РК «Крымтроллейбус».
За прошедшие недели предприятие тестирует нововведение на разных городских маршрутах, постепенно охватывая все районы города.
«№5 «Ул. Маршала Жукова — Пневматика»; №9 «Пгт Комсомольское — Железнодорожный вокзал»; №13А «Свобода (а/с "Восточная") — РКБ им. Н.А. Семашко (новая)»; №27 «Белое-4 — Дворец водных видов спорта»; №59 «Ул. Ракетная — пл. Амет-Хана Султана (рынок “Центральный”)»; №77 «Мкрн Загородный — ул. Маршала Жукова»; №91 (558-23) «ГРЭС — Ак-Мечеть (п. Ешиль-Даг)»; №92 «Ул. Леси Украинки (ТРК “Меганом”) — рынок “Светофор”»; №100 «Пгт Аэрофлотский — дачный массив “Таврида”», — перечислила пресс-служба «Крымтроллейбуса» автобусные маршруты, участвующие прямо сейчас в эксперименте.
Оплату бумажными деньгами не принимают также на четырёх городских маршрутах троллейбуса: №5 «Новоромановка — мкрн Загородный»; №9 «Пгт Аэрофлотский — 7-я горбольница»; №10 «Аэропорт "Заводское" — ул. Арабатская (кольцо)»; №16 «Марьино — РКБ им. Н.А. Семашко (новая)».
На страже прав потребителей
Решение закономерно вызвало недоумение у многих пассажиров. К примеру, как не стать безбилетным «зайцем», когда не работает валидатор или отсутствует мобильный интернет? И не нарушает ли нововведение закон о возможности выбора способа оплаты?
Как рассказала изданию руководитель юридической компании «Шумак» Дарья Шумак, услуги перевозчика регулируются Законом о защите прав потребителей, а ими в данном случае являются все пассажиры.
«В соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей, а именно статьёй 16.1, у потребителя должен быть выбор формы оплаты: налично или безналично. Таким образом, ограничение в праве оплаты проезда наличной формой является нарушением требований Закона Российской Федерации», — предупредила собеседница ForPost.

Однако у чиновников другое мнение. Как пояснила в ответе на информационный запрос замминистра транспорта республики — начальник управления финансов Людмила Олейник, местные власти могут вводить дополнительные меры регулирования оплаты проезда, учитывая «специфику региона и потребности населения».
«Транспортные предприятия вправе устанавливать требования к способам оплаты, если это связано с обеспечением безопасности, предотвращением убытков или иными объективными причинами», — подчеркнула Людмила Олейник.
Нововведение не должно затронуть права большинства пассажиров. По данным профильного ведомства, большинство пользующихся общественным транспортом симферопольцев и так уже рассчитываются за проезд по безналу.
«Доля пассажиров, использующих безналичную форму оплаты проезда, составляет: в 2022 году — 92%, в 2023 году — 93,9%, в 2024 году — 96,5%», — поделилась статистикой Людмила Олейник.

При этом, как заверила замминистра транспорта республики, терминальное оборудование, используемое в автоматизированной системе оплаты проезда (АСОП), «обладает высокой степенью отказоустойчивости и является надёжным техническим решением». Кроме того, использование транспорта, в котором система оплаты проезда не работает, запрещено, поскольку, напомнила Людмила Олейник, если оборудование вышло из строя, то невозможно оплатить проезд никаким способом.
Всё только к лучшему?
Уходя от наличного расчёта за проезд, ГУП РК «Крымтроллейбус», по словам замминистра транспорта республики, стремится «снять нагрузку и улучшить условия труда водительского состава предприятия», чтобы повысить безопасность пассажирских перевозок и качество услуг.
«Также данная мера позволит предприятию видеть полный объём предоставляемых услуг по перевозке пассажиров как в финансовом аспекте, так и по загруженности транспортных средств, а также позволит в оперативном режиме принимать решения о необходимости оптимизации обслуживаемых маршрутов», — добавила Людмила Олейник.

Проект воплощается в жизнь по дорожной карте, задача которой — повысить доступность финансовых услуг и увеличить долю безналичных платежей на территории Республики Крым в 2025-2026 годах. По данным Минтранса региона, специалисты, готовя проект, руководствовались положениями различных федеральных программ и указов президента РФ.
При этом Крым – не единственный регион, где пошли на такой эксперимент. Как отметила Людмила Олейник, наличный расчёт уже не используется в общественном транспорте Ярославской и Московской областей, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Перми, Новокузнецке и Калуге. Опыт этих регионов плюс собранная во время пилотного проекта статистика помогут не только найти оптимальный вариант перехода на безналичную систему расчётов, но и разработать необходимую документацию и нормативную базу в регионе, уверены в министерстве.
«Вопрос по полному переходу на оплату проезда в безналичной форме планируется рассмотреть до конца текущего года после обработки полученных в ходе пилотного проекта данных и проведения подготовительных работ», — поделилась перспективой замминистра транспорта РК.
Напомним, с 1 января 2025 года проезд в общественном транспорте Крыма подорожал на 5 рублей. В Алуште, Армянске, Белогорске, Джанкое, Евпатории, Керчи, Красноперекопске, Симферополе, Феодосии, Ялте — до 30 рублей при оплате картой и до 35 рублей при расчёте наличными. В Бахчисарае, Саках, Судаке и посёлке Черноморское поездки теперь стоят 27 рублей, если платить картой или через приложение, и 32 рубля при оплате наличными.
Пелагея Попова
Фото: Пелагея Попова|ForPost
Обсуждение (29)
Давно пора так же сделать в Севастополе, водители которые берут накличу на выходе, не выдают за нее билетов, не проводят оплату через кассу ( валидатор), про сути весь наличный расчет, водители воруют себе в карман. Другой вопрос, что оплата должна быть исключительно при входе. Оплатил - поехал, если не оплатил, вышел из автобуса. Нет оплаты - нет услуги. Кто и как это будет контролировать? Опять на водителя все повесят, который работает без кондуктора.
SevCat33,
Оказал услугу, получил копуху... карта не работает, нал не берёшь... кури бамбук - танцуй ламбаду)
Со стрелки,
Водитель ОТ служащий, а не собственник, чотб неучтенным налом на выходе - свои карманы набивать. Водители ОТ вообще не должны иметь доступ к деньгам.
SevCat33,
Выше приведены нормы действующего НПА. В какой форме оплачивать проезд (в данном случае) решаете не Вы или кто другой, а конкретный пассажир.
Ни один вменяемый родитель не отпустит ребенка без наличных денег Потом, что как зависают валидаторы, знаем мы все.
еще одна мама …,
Правильно решать будет департамент транспорта, так как выгодно большинству так и будет.
SevCat33,
Закон почитайте, пожалуйста. А Департаменту не помешал бы грамотный юрисконсульт.
еще одна мама …,
У водителя есть переносной аппарат для оплаты. Он работает всегда.
SevCat33,
Если не доехал до нужной остановки (поломка, ДТП), придется оплачивать снова. И плати хоть при входе, хоть при выходе. А в настоящее время при выходе - это правильно.
и через одного водитель говорит карта в стоп листе)))))
Dmitry Tarnavsky,
Не водителя вообще дело, проверять оплату проезда, водитель должен крутить баранку и соблюдать ПДД а не выручку считать, в ущерб качества предоставляемых услуг.
Dmitry Tarnavsky,
Сколько езжу, карта в стоп листе исключительно у халявщиков. Их по поведению видно сразу. Молча достают мелочь или сразу же выходят. Тоже молча.
У сына на случай сбоя или карты в стоп листе всегда мелочь с собой.
не хотят наличку,будут ездить бесплатно
Наличные реальны, по карте виртуальны... Сбой обслуживающей системы и останется только нал. У кого-то кукушка в матрице застряла, решили в агентов поиграть)
Со стрелки,
Вам зарплату реальными, золотыми червонцами платят?
SevCat33,
Какая,разница, как ее платят, если мы ее сразу снимаем?
И причем тут форма выплаты зарплаты, если большинство ездит с ЕГКС?
еще одна мама …,
слава Богу, что в Крыму, в отличие от Севастополя, не вводились никакие транспортные карты, оплата с банковской карты, кстати и бесплатные категории пассажиров к валидатору прикладывают карту банка, но с нее деньги не снимаются. В Севастополе, как всегда, изобретают велосипед
Alexandre,
Вас что-то не устраивает в Севастополе?
"...«В соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей, а именно статьёй 16.1, у потребителя должен быть выбор формы оплаты: налично или безналично. Таким образом, ограничение в праве оплаты проезда наличной формой является нарушением требований Закона Российской Федерации», — предупредила собеседница ForPost...".
"...Однако у чиновников другое мнение. Как пояснила в ответе на информационный запрос замминистра транспорта республики — начальник управления финансов Людмила Олейник, местные власти могут вводить дополнительные меры регулирования оплаты проезда, учитывая «специфику региона и потребности населения»....".
?
еще одна мама …,
Права потребителя и так нарушены, если оплата наличными деньгами больше, чем безналичная.
SevCat33,
вот это уже интересно. Неплохо бы в суд подать на этих транспортников, налицо дискриминация населения.
еще одна мама …,
У чиновников очень часто мнение не совпадает с Законом.
еще одна мама …,
:(
SevCat33,
Законодательство в сфере защиты прав потребителей Вы не знаете.
Форму оплаты товара, работы или услуги выбирает каждый потребитель.
0630,
Это проблема не закона.
Да как то начхать что там в том симферополе..
Цель какая? "Снизить нагрузку на водителей". Отмените троллейбусы и водители станут без нагрузки. Кондукторов отменили. Ларьки по продаже билетиков отменили. Что было для людей создано в СССР - отменили.
На текущий момент защита от хакеров - оплата улыбкой от Сбербанка.
Кнопочный телефон. Банковская карта лежит в сейфе.
ждём оплату цифровым рублём!
можно смело катать заявление в случае если оштрафуют за не оплату проезда, право гражданина на выбор способа оплаты ущемлено
То есть чиновник и министерство не понимают, что их хотелка не может быть выше закона?