28 мая 1997 года президенты России и Украины подписали несколько соглашений, регламентирующих раздел Черноморского флота (ЧФ) СССР. Россия получила 80% кораблей, но лишилась главной военно-морской базы — Крыма. До 2014 года вопрос о пребывании ЧФ России в Севастополе был одним из самых острых в отношениях между Москвой и Киевом. RT разбирался, насколько справедливо было поделено советское наследство и в каком состоянии находятся сегодня флоты двух стран.
В первой половине 1990-х годов раздел военного имущества СССР в большинстве случаев проходил безболезненно. Как правило, бывшие республики соглашались на предложения Москвы, которая после 1991 года сохранила контроль над крупнейшими складами военной техники и боеприпасов.
Однако вопросы, связанные с имуществом и инфраструктурой Черноморского флота, сразу вызвал острый спор между Россией и Украиной. Москва не хотела терять пункты базирования в Крыму, которые оказались под юрисдикцией Киева.
В 1954 году Крымская область была выведена из состава РСФСР и передана Украинской ССР. На стратегически важном полуострове остались удобные бухты, аэродромы, склады, части береговой обороны и ПВО.
Раздельное базирование
Украина стремилась переподчинить всю инфраструктуру и собственность ЧФ и изначально вела себя агрессивно. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук объявил Черноморский флот СССР собственностью Украины. 7 апреля президент РФ Борис Ельцин был вынужден пойти на аналогичный шаг.
В результате летних переговоров 1992 года Ельцин и Кравчук подписали соглашение о выводе Черноморского флота из состава стратегических сил СНГ. В сентябре 1993 года президенты достигли предварительного соглашения о разделе ЧФ поровну и совместном использовании инфраструктуры.
Однако Кравчука на родине обвинили в госизмене, и под давлением оппозиции он отказался от паритетного принципа раздела. Главы России и Украины вновь переподчинили себе Черноморский флот, вернувшись к ситуации весны 1992 года.
Затянувшийся раздел имущества стал приобретать взрывоопасный характер. В апреле 1994 года украинские десантники штурмом взяли сооружения на военно-морской базе в Одессе. Также было зафиксировано несколько других попыток Украины переподчинить военные объекты, где служили российские офицеры.
В июне 1995 года Москва пошла на уступки Киеву, отказавшись от требования признать Севастополь главной базой ЧФ. Ельцин и Кравчук договорились о раздельном базировании. При этом РФ получала право оставить в Севастополе штаб и поднять Андреевский флаг над 81,7% кораблей.
28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения, которые закрепляли ранее достигнутые договорённости и детально прописывали статус и условия пребывания Черноморского флота России в Крыму.
Москва получала почти 400 кораблей различного класса и назначения и 161 единицу авиационной техники. Российская Федерация могла использовать три пункта корабельного базирования в Севастополе, Феодосии и Николаеве (временно). Морская авиация ЧФ располагалась на двух крымских аэродромах.
Однако Украина ограничивала численность военнослужащих и количество вооружений на своей территории. Так, численность личного состава ВМФ России не могла превышать 25 тыс. человек.
За аренду военной инфраструктуры полуострова Россия обязывалась платить $98 млн. Срок пребывания в Крыму заканчивался 28 мая 2017 года.
В 2010 году президент Украины Виктор Янукович дал согласие на продление аренды до 2042 года, но оппозиция подвергла это решение резкой критике и вывела тысячи людей к Верховной раде.
Прозападные силы украинского истеблишмента всегда крайне отрицательно относились к пребыванию российского флота в Крыму. В период президентства Виктора Ющенко (2005—2010) из-за агрессивной риторики Киева в России неоднократно поднимался вопрос о переносе базы в Новороссийск и серьёзной модернизации его инфраструктуры.
Болезненный для Москвы вопрос был окончательно закрыт в марте 2014 года. Жители Крыма отказались признавать итоги февральского госпереворота в Киеве и проголосовали на референдуме за вхождение в состав РФ. На верность России присягнула часть офицеров ВСУ и ВМС Украины. Это привело ко второму в истории двух государств разделу Черноморского флота.
Андреевские флаги подняли 8 украинских боевых кораблей, 3 катера и 5 судов обеспечения. Из крымской группировки в состав ВМС Украины вернулись 4 боевых корабля, 12 судов обеспечения и 15 катеров. Часть кораблей Киев отказался возвращать из-за неудовлетворительного технического состояния.
Сокращение флотов
Шесть лет неурегулированного вопроса о разделе имущества СССР привели к деградации Черноморского флота России и ВМС Украины. До 1997 года экипажи кораблей не знали кому служить и чьи приказы выполнять. Помимо неразберихи в управлении, усугубилось финансовое положение военно-морских сил обоих государств.
По состоянию на 1991 год Черноморский флот СССР состоял из 800 боевых кораблей и вспомогательных судов и 28 подлодок. Основу мощи ЧФ составляли корабли первого ранга (водоизмещение свыше 4-5 тыс. тонн): 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей, 2 противолодочных крейсера.
Грозным оружием были десятки кораблей второго ранга (водоизмещение до 4 тыс. тонн): противолодочные корабли, эсминцы и сторожевые корабли. Морская авиация состояла из более 400 самолётов и вертолётов. Общая численность личного состава оценивалась в 100 тыс. человек и 60 тыс. гражданского персонала.
После урегулирования вопросов с разделом имущества Россия и Украина продолжили курс на сокращение флотов. Во многом это была вынужденная мера из-за нехватки денег и изменения задач в связи с окончанием холодной войны.
В 2002 году у России осталось менее 200 кораблей различного назначения (в 1997 году — 388), включая более 50 боевых, и 90 самолетов и вертолётов (в 1997 году — 161 единица).
Однако за минувшие 15 лет (с учётом бывших кораблей ВМС Украины) количество кораблей ЧФ практически не изменилось. Боевую мощь флота составляют 45 кораблей, 7 дизельных подводных лодок и около 140 вспомогательных судов и катеров.
Ситуация в ЧФ с присоединением Крыма заметно улучшилась. Перед Россией стоят задачи превратить полуостров в непреступную крепость, обеспечивать поставки вооружений в Сирию и нести боевое дежурство в акватории Средиземного моря.
С 2014 года ЧФ получил десятки кораблей, современные многофункциональные истребители Су-30СМ и комплекты беспилотников.
Богатое наследство
Эксперты сходятся во мнении, что главным выгодоприобретателем договора о разделе Черноморского флота была именно Украина. Несмотря на то, что 20 лет назад Киев получил 18,3% судов, под его юрисдикцию перешли важнейшие объекты инфраструктуры.
Могущество советского флота основывалось не только на использовании бухт и аэродромов Крыма. Огромное стратегическое значение имела расположенная в Николаеве верфь, где строились авианосцы, корабли первого и второго рангов. Всё это богатство досталось Украине, но грамотно использовать наследство СССР она не смогла.
За четверть века в составе ВМС Украины появился лишь один крупный боевой корабль — «Гетман Сагайдачный», построенный по советскому проекту 1135.1 «Нерей», и два катера «Бердянск» и «Аккерман проекта «Гюрза-М». Остальные суда были построены в социалистические времена на верфях в Николаеве, РСФСР, Польши и ГДР.
Флагман ВМС Украины «Гетман Сагайдачный» вышел из строя почти сразу после ремонта
Военная прокуратура Южного региона Украины подала в суд на компанию-подрядчика в связи с некачественным ремонтом фрегата украинских...
В 1997 году Украина получила 30 советских боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, более 30 вспомогательных судов. По данным военно-аналитического портала Global Firepower сегодня в состав ВМС Украины входят лишь 25 судов, включая один корвет, один фрегат, один минный тральщик и три корабля береговой охраны.
Согласно официальной информации, украинский флот состоит из шести боевых кораблей: фрегата, корвета, ракетного катера, артиллерийского катера, среднего десантного корабля, рейдового тральщика (из них 4 корабля были возвращены РФ после присоединения Крыма). Вспомогательный флот Украины включает 17 судов и 24 катера. Итого — 47 кораблей и ни одной подводной лодки.
Разница в данных Global Firepower и Киева, скорее всего, объясняется тем, что два десятка украинских кораблей, то есть половина украинского флота, не эксплуатируется из-за ненадлежащего состояния. Только в 2012—2013 годах ВМС Украины списало семь судов.
Без помощи НАТО
С 2015 года Киев взял курс на восстановление флота. Главнокомандующий ВМС Украины Сергей Гайдук признал, что «многие корабли уже отслужили установленный срок эксплуатации и устарели».
Вице-адмирал объявил, что Украина будет модернизировать существующие корабли и заложит несколько новых. Однако главный акцент планировалось сделать на реэкспорте судов из Болгарии, Румынии, Польши, Прибалтики и Китая.
Таким образом, Украина решила стать получателем поддержанных кораблей стран НАТО и КНР. Североатлантический альянс действительно пообещал Киеву помощь в восстановлении ВМС. Для оценки нужд Украины летом 2015 года Одессу и Николаев посетила оценочно-совещательная группа альянса.
Однако на практике поддержка Украины ограничилась рекомендациями и поставкой полужёстких моторных лодок американской компании Willard Marine Inc, которые Украина получала ещё во время Виктора Ющенко.
15 апреля 2016 года президент Украины Пётр Порошенко уволил Гайдука из-за «системных недостатков в выполнении служебных обязанностей и низкий авторитет среди служебного состава».
На текущий момент предприятия Киева и Николаева строят 8 боевых кораблей (корветы проекта 58250 типа «Гайдук» и «Володимир Великий», катера проекта «Гюрза-М») и одно вспомогательное судно. Также Украина рассчитывает на получение двух поддержанных сторожевых катеров типа «Вирджин Клиппер».
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев назвал сотрудничество Украины с НАТО имитацией реальной деятельности. Эксперт напомнил, что помощь в виде новых кораблей от альянса не дождались даже восточноевропейские члены.
«Самый лучший вариант для Украины — это масштабные инвестиции в судостроительную отрасль. Речь идёт как минимум о сотнях миллионов долларов. И в таком случае реального эффекта можно будет ожидать через 5—10 лет. Но таких денег, насколько я понимаю, у Киева, нет. А НАТО вкладываться однозначно не будет», — отметил Корнев.
Эксперт даже не решился предположить, в каком состоянии находятся сейчас украинские верфи.
«Четверть века они практически не строили новых кораблей, занимались ремонтом и утилизацией. Поколение опытных кораблестроителей ушло, а кто пришёл им на смену — я не знаю. Флот — это всегда дорогое удовольствие. Не думаю, что Украине сейчас до него», — заключил Корнев.
Поделитесь с друзьями:
Читать также:
Обсуждение (7)
Украина будет модернизировать существующие корабли и заложит несколько новыхПод залог чего заложит?...
Ввиду возвращения в РФ, все корабли ВМСУ должны быть национализированы и объявлены собственностью ВМФ...
to PPSh (Севастополь навсегда!)
Вам больше некуда деньги девать, как тратить на содержание ещё нескольких единиц техники спорной нужности?
вмф укры...
об ушедших или хорошо или ни как
to Ластик (Севастополь) to PPSh (Севастополь навсегда!) Вам больше некуда деньги девать, как тратить на содержание ещё нескольких единиц техники спорной нужности?
Пионерам отдать на металлолом.
На Украине флота не будет.
Одна тварь уже откинулась,осталось что бы вторая туда же пошла вместе с кравчуком.