Бельгия обозначила свои «красные линии» в вопросе использования российских активов для финансирования кредита Украине в размере 140 млрд евро. Как сообщает Politico, это важно – 23 октября должен состояться саммит ЕС, где может быть принято соответствующее решение .
Из 27 стран ЕС Бельгия больше всех рискует, поскольку на её территории находится финансовый депозитарий Euroclear, в котором хранится основная часть замороженных российских государственных активов.
Бельгийское правительство резонно опасается, что ему придётся отвечать по любым юридическим и финансовым претензиям, выдвинутым Россией, и призывает все страны ЕС гарантировать оплату будущих возможных издержек.
«Эти гарантии не могут ограничиваться 170 миллиардами евро наличными, которые предлагает мобилизовать Комиссия», — заявил премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер лидерам ЕС на неформальном саммите в Копенгагене на прошлой неделе. - Потенциальный риск может быть намного выше номинальной суммы».
Важно отметить, что он добавил ещё одно условие: «Гарантии не прекращают действовать автоматически после снятия санкций. Арбитражные разбирательства могут начаться и спустя годы».
Если брать в целом, то Бельгия требует отказаться от любых мер, которые могут быть истолкованы как конфискация активов. Дать Брюсселю юридически обязывающие, строго соблюдаемые гарантии того, что европейские страны разделят все текущие и будущие (!) риски как для Euroclear, так и для Бельгии, а также соглашение о немедленном выделении средств, если Euroclear потребуется вернуть активы России. Например, после заключения мирного соглашения.
Хитрый план
Ранее Еврокомиссия предложила использовать 175 миллиардов евро замороженных российских активов для финансирования кредита в размере 140 миллиардов евро в качестве репараций для Украины и погашения предыдущего кредита «Большой семёрки», выданного Украине же.
Де Вевер заявил, что план Еврокомиссии фактически равносилен конфискации, что противоречит заявлению Еврокомиссии о том, что кредит не предполагает изъятия государственных активов России. Премьер Бельгии напомнил, что схема Комиссии может нарушать двусторонние инвестиционные соглашения Бельгии и Люксембурга с Россией, которые были подписаны на заключительном этапе холодной войны в 1989 году.
23 октября должен состояться саммит ЕС, на котором – если уговорят Бельгию – планируется объявить о политическом решении по конфискации российских активов. В любом случае, тема российских денег актуальности не утратит: других финансов у ЕС не наблюдается, а издержки высоки. Так, стало известно, что на содержание офиса считающей себя президентом Белоруссии Светланы Тихановской денег уже нет.