ср, 23/05/2018 - 20:07

Особенности Аксёнова VS карт-бланш на «зачистку» регионов

Резкие высказывания главы Крыма в адрес федеральных силовиков не обеспечены его устойчивым положением во власти. Заступаясь за своего знакомого Андрея Ростенко, задержанного по подозрению в превышении должностных полномочий, Сергей Аксёнов может обернуть ситуацию и против себя.

Басманный районный суд Москвы 23 мая удовлетворил ходатайство следствия и избрал экс-главе администрации Ялты Андрею Ростенко меру пресечения в виде заключения под стражу.

«Суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу сроком один месяц и 29 суток, то есть до 21 июля 2018 года», — сообщила ForPost пресс-секретарь суда Юнона Царёва.

Это произошло на фоне возмущений произошедшим главы Республики Крым Сергея Аксёнова, который дружен с Ростенко, входившим, по информации агентства «Лента.ру», в симферопольскую ОПГ «Греки». Аксёнов назвал задержание давнего знакомого незаконным, а уголовное дело против него «абсолютно бездарным и непрофессиональным» — и за это пообещал силовиками требовать возбуждения уголовных дел уже против них.

Глава РК назвал произошедшее провокацией в отношении органов власти республики.

 

Повышенная эмоциональность

 

Резкое заявление главы Крыма не укладывается в нормы российской общеполитической практики и свидетельствует о сбое в отношениях между главой региона и силовиками-федералами, считает член экспертного совета Московского института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.

«Хотя мы знаем, что похожие конфликты время от времени возникают, но они свидетельствуют о неблагополучии в отношениях. Здесь, очевидно, имеет смысл вспомнить, что определённое напряжение и резкие заявления со стороны представителей крымских властей были и раньше по другим поводам. Не только в адрес силовиков, конфликты происходили и между гражданскими властями Крыма и федеральными властями», — напомнил он.

Подобные угрозы в сторону силовиков Аксёнов уже озвучивал в 2015 году, когда в Крыму были задержаны сразу несколько высокопоставленных чиновников, в том числе начальник регионального управления Федеральной налоговой службы Николай Качанов (за дачу взятки) и министр промышленной политики РК Андрей Скрынник (по подозрению в пособничестве в хищении госимущества). Тогда Аксёнов даже создал спецкомиссию «с целью недопущения дискредитации авторитета государственной власти», писало агентство «ТАСС».

Политолог обратил внимание на то, что политическому стилю Аксёнова свойственна «определённая повышенная эмоциональность». По его мнению, в данном заявлении именно эта «стилистическая особенность» и сыграла свою роль.

«Публичный политический руководитель в любых ситуациях обязан сохранять сдержанность. И эта ссылка на стилистические особенности политического стиля если и объясняет в какой-то степени поведение, то никак его не может оправдывать.

Кроме того, здесь мы имеем дело с повышенной реакцией на то, что было воспринято как вмешательство во внутриэлитные отношения в руководстве самого Крыма. Я думаю, что это тоже может быть возможной причиной публичной резкости со стороны Аксёнова», — полагает Зудин.

Он назвал ещё два теоретически возможных объяснения того, что может стоять за такими эмоциональными обвинениями силовиков. Во-первых, это может быть связано с тем, что в Крыму, как и в других российских регионах, коррупция остаётся острой проблемой. Во-вторых, «Крым, и в этом отличие Крыма от других российских регионов, сразу же после воссоединения с Россией превратился в приоритетный объект воздействия со стороны киевского руководства и киевских спецслужб».

Алексей Зудин призвал не торопиться с выводами, а дождаться результатов деятельности правоохранительных органов, «так как здесь возможны самые разные объяснения».

 

Сверхстатус и Я

 

Аксёнову вообще не стоило высказываться по поводу задержания Ростенко, тем более в такой эмоциональной форме, считает директор центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.

«Силовики сейчас получили абсолютный карт-бланш по отношению к региональным и местным властям. Мы видим, что по всей стране в рамках расследований идут аресты и задержания и, пожалуй, практически везде главы регионов либо вообще (в большинстве случаев) не высказываются на эту тему, либо высказываются очень осторожно, что „человек вроде бы себя не запятнал, но следствие разберётся”. Условно говоря, нейтрально по отношению к задержанной стороне», — обратил внимание он.

Единственный случай, который вспомнил наш собеседник, когда губернатор резко высказывается в отношении действий силовиков, которые проверяют региональные власти, допустил экс-глава Кемеровской области Аман Тулеев — после пожара в торговом центре «Зимняя вишня».

«Тогда господин Тулеев выступил со схожими заявлениями, резко их раскритиковал. Но господин Тулеев мог себе это позволить. Он в регионе держался гораздо более прочно. В принципе, такое могут себе позволить только те главы регионов, которые претендуют на сверхособый статус.

Что касается господина Аксёнова, большой вопрос, есть у него такой особый статус или нет. Я затрудняюсь сказать. Не уверен, что подобного рода претензии на особый статус коррелируют с тем положением, в котором сейчас находятся власти Крыма. Они чувствуют себя гораздо менее уверено, чем тот же господин Тулеев ещё до трагедии в „Зимней вишне”», — пояснил политолог.

Власта Пидпалая

Фото nacexpert.ru, pnp.ru

Теги:
Читайте также: