Владельцы дорогостоящих смартфонов, работающих на Android, массово жалуются на то, что их гаджеты превратились в «кирпичи»: на экране — «белый шум», камера живёт своей жизнью, пропадают фотографии в галерее, не работают Bluetooth и приложения.
Эксперт по кибербезопасности Александр Алексеев оценил масштаб проблемы и рассказал, что делать в такой ситуации.
Атака Android
Проблемы у пользователей начались 3 сентября. Гаджет бибикнул: «Пора устанавливать Android 16 QPR1». Пользователи охотно нажали на кнопку «Установить» и остались без смартфона.
После обновления на экране появился «белый шум», камеры стали выдавать искажённое изображение, из галереи начали пропадать фотографии. На этом беды не закончились: «встали» приложения и Bluetooth — стало невозможно использовать смарт-часы и беспроводные наушники, сообщает телеграм-канал Shot со ссылкой на пользователей.
Безусловно, разработчики Android 16 QPR1 преследовали благие цели, предлагая обновление: оно должно было сделать систему красивее и удобнее. Например, новый дизайн Material 3 отвечает за более плавные анимации и размытые фоны. Также обновление должно было улучшить систему настроек смартфона — сделать их более быстрыми и отзывчивыми.
Для продвинутых пользователей был добавлен десктопный режим — возможность подключать смартфон к монитору и работать в окнах, как на ПК. Появились «живые уведомления» для доставки и таймеров. Bluetooth-новинка Auracast обеспечивает трансляцию аудио, а для планшетов и складных устройств — новые элементы интерфейса и управление панелью задач.
Официально Google обещает стабильность, но на практике всё с точностью до наоборот: обновление хоронит гаджет. Поэтому Android 16 QPR1 пока выглядит как рискованный эксперимент — шаг вперёд по дизайну и функциям, но с угрозой отката на шаг назад по надёжности.
Насколько массовый сбой?
Эксперт по кибербезопасности Александр Алексеев не удивлён произошедшему. Проблемы с обновлениями — явление системное и встречается у всех производителей, подчеркнул наш собеседник.
Он напомнил о шутке про Windows: «традиционно второй сервис-пак устраняет то, что не получилось в первом».
«То же самое и со смартфонами: крупные обновления не только исправляют ошибки, но и добавляют функционал. А поскольку компании конкурируют и стараются как можно быстрее выпустить новый продукт или интерфейс, проверка безопасности и уязвимостей уходит на второй план», — сказал ForPost Алексеев.
Поэтому ситуация, с которой столкнулись пользователи смартфонов на Android, не нова. Ранее «масштабные обновления у Huawei и Xiaomi приводили аппараты в неработоспособность», напомнил наш собеседник. Поэтому опытные пользователи предпочитают отключать автоматические апдейты и устанавливать их вручную — только спустя время после выхода.
«Сбои чаще всего затрагивают так называемые “чистые” устройства, работающие на “стоковой” версии Android, например Google Pixel, — пояснил наш собеседник. — На модифицированных прошивках, вроде Realme, Xiaomi или Huawei, уязвимости проявляются реже: производители выпускают апдейты позже и успевают перепилить систему под себя».
Действительно, по данным Shot, в «кирпичи» превратились смартфоны Google Pixel 8, 9 и 10. По данным гипермаркетов бытовой техники, эти модели смартфонов в России официально не продаются. Их завозят в страну по параллельному импорту и продают на маркетплейсах: самый дешёвый гаджет стоит почти 45 тысяч рублей, самый дорогой — порядка 107 тысяч рублей.

Их приобретают только те, кто ценит камеры Pixel и «чистый Android», уточнил Алексеев. Поскольку этот продукт не популярный, то о массовом сбое в России говорить не приходится, уверен наш собеседник.
«Паника же возникает потому, что телефоны есть у всех, в отличие от стационарных ПК, которыми уже мало кто пользуется, — добавил Алексеев. — Недавние ошибки в Microsoft были куда серьёзнее, но прошли почти незамеченными, в то время как любые проблемы со смартфонами моментально становятся инфоповодом».
Что делать?
И всё же: если смартфон «встал» после обновления — что делать? Есть шесть способов исправить ситуацию, уточнил Алексеев.
Шаг первый: перезагрузить гаджет. Это самое простое решение. В ряде случаев оно помогает вернуть смартфону работоспособность.
Шаг второй: установить свежие патчи. Google выпускает небольшие исправления в ежемесячных апдейтах безопасности. Иногда они решают проблемы с Bluetooth, камерой или интерфейсом.
Шаг третий: проверить работоспособность гаджета в безопасном режиме. Запустив смартфон в Safe Mode, можно понять, не конфликтует ли обновление со сторонними приложениями. Если всё работает, стоит удалить подозрительные программы.
Шаг четвёртый: очистить кэш и сбросить настройки. Если глючат камера или соединения, помогает очистка кэша конкретного приложения или сброс сетевых настроек. В тяжёлых случаях — полный сброс к заводским параметрам.
Шаг пятый: откат прошивки. Для опытных пользователей возможен возврат к предыдущей версии Android через factory images. Но это рискованная процедура, требующая подготовки и знаний.
Шаг шестой: обратиться в сервис. Если смартфон совсем превратился в «кирпич» и не включается, остаётся дорога в сервисный центр или обращение в поддержку Google.
Получается, смартфон можно реанимировать. Дело лишь в том, какой дорогой предстоит идти к его спасению.
Роберт Вочовский