Новости России

чт, 15/04/2021 - 17:25

«Нужно поднимать бабло»: наши дети больше не хотят учиться

Подростки уверены: красный диплом не поможет им купить коттедж и хорошую машину.
Служба новостей ForPost

pixabay.com

Учащиеся российских школ на всю страну заявили: профильное образование бесполезно. Диплом не сделает их богаче и счастливее. Сегодня для них уважаемые люди — «не жалкие учителя», а Валя Карнавал с 14 млн подписчиками в ТикТок.

Девятнадцатилетняя девушка из списка Forbes в YouTube-шоу Максима Галкина «Музыкалити» в споре с Ларисой Долинной заявила о бесполезности обучения в вузе или колледже. Вместо этого она посоветовала выпускникам школ сосредоточиться на зарабатывании миллионов рублей.

О том, почему наши дети больше не хотят учиться, — в материале ForPost.

Успех гарантирован…

Скандальное шоу «Музыкалити» Максима Галкина с участием Ларисы Долиной и Вали Карнавал уже разобрали на цитаты. Выпускников старой школы от новой можно отличить по комментариям к видео.

Люди, получившие советское образование, пишут грамотно, аргументированно высказывают свою точку зрения и призывают молодёжь уважать позицию Ларисы Долиной, которая уверена: без профильного образования нет будущего. Фанаты Вали Карнавал мыслят односложно, допускают в каждом слове по несколько ошибок и считают, что школа с «брюзжащими бабками авторитетом пытается задавить творческую личность». Такое образование не поможет им стать богатыми и знаменитыми. 

Корреспондент ForPost решил узнать мнения будущих инженеров, экономистов и юристов о том, нужно ли им профильное образование. Соответствующий вопрос был задан учащимся 9-го класса среднестатистической школы. Ответы девятиклассников журналиста немного шокировали.

«Образование необязательно для достижения цели и известности. Стоит только понять, что нужно людям, понять, как привлечь внимание граждан к себе, и всё — считай, ты уже наверху», — ответил на вопрос корреспондента ForPost девятиклассник Тимофей Ш.

Елена К., одноклассница Тимофея, также уверена: подросткам не нужно получать образование «для улучшения своей репутации». По мнению школьницы, любой может стать знаменитым. Особенно на таких платформах, как YouTube, ТикТок, Instagram.

«Если ты двоечница, но с милой мордашкой, то успех тебе гарантирован. Если у тебя нет голоса, то через ТикТок легко прославиться», — считает школьница.

«Я думаю, что образование сейчас ничего не решает. Девушек больше интересует размер налички. Некоторые не хотят никуда поступать после школы. Они знают план своей жизни и придерживаются его. Я считаю, что учёба ничего не решает», — уточнил Илья Б.

Из большинства опрошенных школьников только Максим М. написал: образование нужно, так как «ТикТок не сделает тебя умным». Большинство подростков считают, что сегодня важно «учиться зарабатывать бабки». Таких знаний ни школа, ни колледж, ни вуз не дают, уверены девятиклассники. 

Читайте также: Смерть в прямом эфире: треш-стримерам объявили войну

Сегрегация школ

Член комитета Госдумы по образованию и науке Алдар Дамдинов изучил мнения девятиклассников о необходимости получать знания. Ему было бы интересно услышать опрошенных корреспондентом ForPost подростков через 10–20 лет.

«Думаю, тогда бы вы получили абсолютно другие ответы. Дети уверены: сейчас достаточно научиться читать и пользоваться гаджетами и тогда они получат все блага. Эта позиция для ребят понятна, так как они видят в массмедиа и в социальных сетях красивую жизнь. Образование существует не только для того, чтобы уметь пользоваться, но и для того, чтобы думать, высказывать свою точку зрения, познавать», — уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Дамдинов.

Автор документального фильма «Последний звонок» Константин Сёмин считает: такая ситуация в школах возникла из-за того, что было уничтожено фундаментальное советское образование. Реформаторы объявили его вне закона, повесили на него ярлык «авторитарный», после чего началась тотальная сегрегация школ.

Иными словами, детей разделили на породистых арабских скакунов и тягачей в деревнях. Либералы от образования стали внедрять в сознание родителей догму: чемпиона можно вырастить только в хорошей образовательной среде.

Логика проста: если арабского скакуна отправить в село, то толку из него не выйдет. Однако если он будет учиться в хорошей частной школе, то у него всё получится. Сёмин в своём документальном фильме назвал и цену вопроса: 1,3 млн рублей — столько стоит год обучения в престижной частной российской школе. Остальные образовательные учреждения стали задавливать реформами и финансировать по остаточному принципу.

По данным Счётной палаты, результатом оптимизации образования стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ — с 46 до 24 тыс., почти вдвое, а городских — с 23 до 18 тыс., сообщает ОТР.

Читайте также: Меркантильные детишки: почему новогодний подарок стал важнее внимания

Участь арабских скакунов

Реформаторы российского образования стали открыто говорить, что если ребёнок не из богатой семьи, то у него нет шанса на успех — ген «арабского скакуна» у таких детей отсутствует. И это главное отличие от советского образования, трендом которого было — хорошее бесплатное среднее образование каждому.

Алдар Дамдинов отметил: в российском образовании не всё так критично, как считает автор документального фильма «Последний звонок». Действительно, подход к обучению детей изменился. Школы отступают от принципа советского образования. 

«Оно отличалось своей фундаментальностью. Сегодня мы меняем парадигму образования. Главное, в том потоке информации, который сегодня есть, научить ребёнка добывать нужные данные. При этом важно заложить в характер ученика тягу к знаниям, чтобы он имел возможность для самосовершенствования. Это сложнее, чем кажется на первый взгляд. Безусловно, сегодня не нужно дезориентировать молодёжь. В дальнейшем им придётся сложнее в жизни, когда реальность будет совершенно иной. Это будут разбившиеся надежды и поломанные судьбы», — уточнил депутат.

Дети должны понимать: нужно не только пользоваться действующими благами, но и «прилагать умственные усилия», чтобы создать их.

«Отто фон Бисмарк говорил: революции придумываются гениями, проводятся фанатиками, а пользуются проходимцы. К сожалению, немного идеологически мы не дорабатываем. Вопрос к нам, взрослым, а правильно ли мы воспитываем молодёжь», — выразил своё мнение Дамдинов.

Политолог, журналист Виталий Третьяков уверен: российское образование двигается не в том направлении. Результат налицо: дети не умеют правильно писать, где попало расставляют запятые, они не знают свою историю, у них очень узкий кругозор.

«Я бы составил чёрный список теоретиков современной педагогики и образования. Я бы запретил их допускать на территорию подведомственных Минпросвещения учреждений», — отметил Третьяков в интервью автору документального фильма «Последний звонок» Константину Сёмину.

Читайте также: В России предложили провести новое голосование: речь не о Конституции, а о жизни детей

С ног на голову

Результаты, которых достигло российское образование, вполне закономерны, считает научный сотрудник Института социологии РАН, психолог, социолог Темыр Хагуров. До 2012 года из него почти полностью была изъята воспитательная компонента. Модными теоретиками и чиновниками, в разное время возглавлявшими Минпросвещения, образование воспринималось как сфера оказания услуг. Оно понималось «в абсолютно прагматическом смысле».

«На языке этой прагматики мы продолжаем разговаривать с молодёжью. Мы говорим детям: если они получат знания, востребованные рынком, то они будут хорошо зарабатывать. Идеи о том, что образование меняет личность человека, что оно помогает понимать сложные вещи, формирует картину мира, нами были вычеркнуты. Язык прагматики соединился с ценностями потребительской культуры. В результате появилась идея лёгкого обогащения с использованием современных технологий и удовлетворения интересов публики. Погружённость детей в социальные сети — тотальная. Это срезонировало. Поэтому сейчас молодёжь говорит, мол, вы нам говорили, нужно учиться, чтобы зарабатывать деньги, а зачем нам учиться, когда мы можем и так зарабатывать», — уточнил Хагуров.

По его мнению, дети в данном случае абсолютно правы. Их в чём-то обвинять «глупо и бессмысленно». Уточняющие вопросы нужно задавать реформаторам образования. Они «очень здорово порезали» компоненту знаний в средней школе. Была нарушена классическая триада целей образования: понимание, целеполагание, деятельность.

Хагуров подчеркнул: именно в такой последовательности должно развиваться образование. Понимание — знания и способность ими пользоваться. Целеполагание — система ценностей и способность выбирать приоритеты. Только затем идёт компетентность — способность решать практические задачи.

«У нас же всё перевёрнуто с ног на голову. За это время мы воспитали поколение учителей, которые ориентируются на KPI и решение каких-то задач. Это можно сравнить с национальной трагедией. Если мы не развернёмся в сторону не утилитарных ценностей в образовании, в пользу знаний, которые являются важным элементом в воспитании человека, в сторону приоритета духовного над материальным, то катастрофы не избежать», — уточнил Хагуров.

Читайте также: Первого апреля стартует запись детей в первый класс по новым правилам

Бизнес и ничего личного

Эксперты отмечают: пока этого разворота не предвидится. Образование превратилось в доходный бизнес, от которого никто не спешит отказываться. Есть элитные школы для богатых, а есть учебные заведения для бедных неудачников. Менять эту ситуацию никому не выгодно.

«Мы пришли к тому, что на Западе существовало веками, — образовательное неравенство. Пока оно носит скрытые формы. Внешне — это вроде единая система образования, но уже давно глубоко дифференцирована по качеству, по содержанию и по стартовым возможностям. Это общеизвестный факт. Это следствие той идеологии, которую мы приняли в постсоветский период», — уточнил научный сотрудник Института социологии РАН, психолог, социолог Темыр Хагуров.

По его мнению, в результате российское образование превратилось в многомиллионный бизнес. Рынок знаний существует — это общемировая реальность. Однако, уверен Хагуров, он должен быть вторичен по отношению к знаниям и ценностям.

«У нас получилось всё с точностью до наоборот. Неравенство в образовании должно было быть уничтожено с помощью ЕГЭ, так как прежняя форма сдачи экзаменов была дискредитирована тотальной коррупцией в вузах и в школах. ЕГЭ вводили как технократический механизм выравнивания шансов. На первом этапе он работал. Сейчас подключилось образовательное неравенство. Подготовка к ЕГЭ превратилась в отдельную индустрию. Возникает дифференциация: те, кто может, оплачивает хорошие школы для своих детей, нанимает лучших репетиторов, а те, кто не может, ну — се ля ви», — уточнил Хагуров.

Читайте также: Защита от Навального: в российских школах появятся политруки

Мы вам ничего не должны

Отсюда вытекает ещё одна проблема: учащиеся потребляют услугу. Если им не нравится, как она оказывается, то они избавляются от неугодного педагога. Поэтому сегодня молодые учителя из кожи вон лезут, чтобы удовлетворить интересы учеников, а не дать им знания. Уважение среди детей заслужить непросто. Педагоги — не блогеры, у которых десятки миллионов подписчиков.

«Если бы дети видели, что благодаря хорошему образованию педагог имеет престижную работу, то было бы всё по-другому. Образование и положение в обществе — связаны воедино. Сегодня дети видят жалкий образ учителя. Перед ними неудачник, жертва обстоятельств, общества. Дети не хотят этому следовать и, следовательно, не хотят дальше учиться», — выразила своё мнение корреспонденту ForPost сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Марина Булаева.

Научный сотрудник Института социологии РАН, психолог, социолог Темыр Хагуров объяснил, почему в российской школе сложилась такая ситуация. Наши дети живут в культуре гипериндивидуализма. С первого класса в школах воспитывают лидеров, настраивают учащихся на самореализацию и личный успех.

«К 11-му классу мы получаем лидеров, которые из себя ничего не представляют, ничего делать не могут, не приучены к серьёзным достижениям, не воспитаны в ценностях трудолюбия. У таких детей до предела раздуто эго и совершенно нет уважения к авторитетам. Школьникам сложно обосновать, почему у старших должен быть неприкасаемый авторитет. Для этого нужно объяснить целую теорию о ценностях в обществе, которую нынешним детям не освоить. Она слишком сложная для их восприятия. Поэтому мы потеряли самое ценное в российском образовании — уважение к старшим», — уточнил Хагуров.

Получается, что за спором Ларисы Долиной и Вали Карнавал стоит нечто большее, чем перепалка двух известных людей. За ним скрывается самое страшное — деградация всей системы российского образования, в которой детей поделили на арабских скакунов и тягачей в сёлах, в которой главное — личный успех и умение «зарабатывать бабки».

Безусловно, есть талантливые подростки, но система их выдавливает на обочину жизни, так как они не воспитываются в нужной для личностного роста среде. Поэтому эксперты сомневаются, что в ближайшие 100 лет в России появятся новые Ломоносовы или Циолковские. А если и появятся, то, скорее всего, уедут на Запад. Несмотря на санкции, ярмарка вакансий посольства США работает в российских городах без перебоя. На таких мероприятиях не протолкнуться. Молодёжь приходит сюда в надежде «свалить из Рашки», а затем поделиться своей историей успеха в ТикТок. Пока эту реальность никому не изменить.

Читайте также: Цензура в школе: кто в учителях увидел врагов Родины?

Роберт Вочовский

Теги: