Мощная бетонная шайба с объёмной картой Херсонеса у нового, восточного входа в севастопольский музей-заповедник нужна, чтобы посетители могли лучше представить внешний облик древнего города. Об этом спустя два года после возведения культурного арт-объекта сообщило руководство музея.
«Историческая реконструкция состоит из двух элементов: „Карта Херсонеса” и „История Херсонеса” — и представляет собой бронзовые скульптуры, установленные на металлокаркасе и облицованные натуральным камнем (известняком). <…> Скульптурная композиция „Панорама Херсонеса” стала настоящей достопримечательностью восточной входной группы, вызывающей неподдельный интерес всех посетителей музея независимо от их возраста», — говорится в официальном сообщении «Херсонеса Таврического».
Построили бетонную панораму там, где нет никакого культурного слоя — это подтвердили результаты раскопок под руководством опытного археолога, кандидата исторических наук Евгения Яковлевича Туровского, сообщает руководство музея.
«Весь слой грунта, в том числе и тот, на месте которого сегодня находится скульптурная композиция „Панорама Херсонеса”, был образован в результате вывоза отвалов с раскопок конца XIX — начала ХХ века, проводившихся К.К. Косцюшко-Валюжиничем на юго-восточной линии обороны Херсонеса», — заверяет музей.
Несмотря на это, к отсутствующему культурному слою всё равно отнеслись очень бережно.
«Для сохранения историко-культурного слоя данные композиции [„Карта Херсонеса” и „История Херсонеса”] были разработаны максимально облегчёнными и установлены на основании из сборных железобетонных плит на гравийно-песчаной утрамбованной подушке с защитой поверхности земли геотекстилем», — рассказывает музей.
Металлическая реконструкция призвана показать планировку Херсонеса и расположение конкретных зданий.
«Благодаря знакомству со скульптурной композицией посетителям Херсонеса Таврического стало удобнее воспринимать историю и планировать свой маршрут по живописной территории древнего города», — объясняет руководство музея.
И это действительно актуально, ведь самих стен Херсонеса уже почти не видно за деревянными настилами, металлическими конструкциями, яркими информстендами, назойливыми мудростями и цветным песочком.
Саша Ахтемко
Фото: Херсонес Таврический
Обсуждение (29)
Так "окультурили" Херсонес, что без дополнительной информации уже ничего не увидишь, и ничего не поймешь.
Главное в этом деле - натыкать побольше всякой всячины и списать на этом деньги
Для всех очевидно, что дирекциям музея и фонда не интересны и не понятны памятники археологии. Совсем. Эта шайба- огромна и не на месте: закрывает обзор и занимает пространство, которое необходимо для панорамного восприятия участка. Ее можно разобрать и не покалечить? Все-таки художник, автор работы, не виноват в бездарности проектировщиков.
Перенести !
Эта шайба закрывает вид, отвлекает, не даёт погрузиться в старину. Ну что ещё перечислить, чтобы дошло. Проще конечно по лбу амфорой или пифосом, а лучше капителем.
Невозможно понять логику непрофессионалла, как говорил Мюллер.
Ну да, надо все озаборить, застроить, закрыть дощатыми настилами, и понастроить бетонных шайб, чтобы люди поняли, что там дирекция ухайдохала под новоделами.
Это музей, там смотреть нужно и чувствовать эпоху.
Какие дорожки, какие фонари? Скоро кафе появляться с вип местами с видом на море и колокол???
Само место памятник.
Хотите сделать себе Херсонес - делайте. Как музей миниатюр в Бахчисарае - ходишь, смотришь, жуешь и т.п.
Эти чужаки даже сущность не понимают места. Уничтожают и ещё что-то пытаются доказать...В городе достаточно образованных людей. Или вы думаете тут до 14 года индейцы ходили с луками и копьями??. Больные
А интересно они у себя дома также историю сохраняют?
Практически подавляющее большинство новоделов в Херсо.есе - это уничтожение аутентичности, древней истории, первоначального исторического облика Музея. Херсо.ес надо сохранять в первоизданном виде , в этом ЕГО ЦЕННОСТЬ, а не ЗАСТРАИВАТЬ! Необходимо прекратить пиар, используя марку Херсо.еса, в виде этих бредовых идей типа создать там филиал Артека или что то подобное...Херсо.ес должен оставаться Херсоне.ом, как древнеисторический Памятник и задача сотрудников Музея сохранить его в таком древнеисторическом виде, что бы посетители видели ( и изучали) древнюю историю, а не забетонированые шайбы, деревянные настилы , цветные дорожки и прочеее...
Есть нюанс. Нельзя сказать, что объект плохой. Если бы его построили на базе пиленных известняковых блоков: искусственно состаренных, или просто рядом валяющихся без дела, ну типа стилизация под старину - это было бы ещё хоть как-то криво, но где-то в тему (при этом близость к башне Зенона и визуальное давление над ней никто не отменял).
Однако, когда его строили, я наблюдал, что лепят из современных материалов - пеноблоков и т.п.
Вывод. Объект является инородным телом, и его следует перенести, причём расположить вне территории Херсонеса, например в р-не монумента князю Владимиру.
Эта шайба, похоже, единственное, что в итоге останется от Херсонеса. Сюда экскурсоводы будут водить людей и говорить: "Вот так выглядел Херсонес в древности". И этого будет достаточно - сразу охватить всё одним взглядом, и не лазить нигде. 5 минут - и свободны. А потом это перенесут на голограмму, и на сам Херсонес можно будет вообще никого не водить. Тогда и шайба не понадобится.
Это, госпожа Морозова, то, что про вас думают в СЕвастополе. Вы чувствуете, что ваше место не здесь?
Всё идёт к тому, что территорию, занимаемую воинской частью и позорными гаражами, прирежут к Хероснесу. Не важно, будет ли здесь центр православного просвещения, пионерлагерь, обещанный Владимиром Владимировичем, гостинично-паломнический комплекс или всё вместе, но примыкающая к музею-заповеднику территория претерпит значительное изменение. В этой связи следует подумать на пол-шага вперёд, поднапрячься и узреть, что перед центральным входом, где наблюдается транспортный коллапс, будет выкроено место для подъезда автотранспорта, как минимум - туристических автобусов, и общественного транспорта. А значит, площадь будет значительно расширяться. Можно в центре вычленить кольцо и воткнуть туда этот артобъект.
"Мощная бетонная шайба с объёмной картой Херсонеса..."
Ничего вы не понимаете, это же "Звездные врата" , сейчас там Тилк появится и начнет мочить гоаулдов с Анубисом
«Изобретатели».
С помощью скульптурной композиции проникнуть во время! Двинуться на двести, триста лет назад. Да что на триста!.. Увидеть своими глазами Древний Херсонес! Нет, такого изобретения не знал мир!.. Я волнуюсь!.. Ознакомиться с композицией и воспринять историю древнего городища! Ах ты, боже мой!.. Пронизать пространство и пойти через него во время.. назад?.. Такие опыты можно делать только с разрешения компетентных органов. У меня, как у обывателя, чувство тревоги от таких экспериментов.. Любые совпадения с реальными героями случайны.
https://m.youtube.com/watch?v=E4PFEOPLl1A
А что и это хотят разломать? Мне лично очень все понравилось, впрочем похожие бронзовые панорамы есть и на 35 береговой батареи и Матросском бульваре. А как без новодела на 35 береговой батареи его тоже очень много, да и на Матросском бульваре, а иначе как? Батарею всю разграбили в 2000, бульвар тоже, но сделано все очень красиво с душой и от чистого сердца, лично мне все очень нравиться, чем больше таких мест в городе тем лучше.
Информация о новоделах была размещена на сайте Херсонеса в ноябре 2020.Почему написано "внезапно"...Городят в Херсонесе всякую ерунду.Эти поделки вызывают только раздражен е и сожаление ,что эти люди дорвались до древности и осовременивают её с личными,финансовыми целями,при этом вешают "лапшу на уши" - дети,доступность,инвалиды. ...
Соглашусь с Иоанном - самое место этой инфо-шайбе при входе на территорию, т.е. - на площади перед входом.
Но не суть - люди, я кажется поняла чего насмотрелась госпожа Морозова - зарубежной эклектики!!! и загорелась!) Ну как еще объяснить смешение стилей, эпох и материалов в одном месте!?
Эклектика вышла топорной - этот архитектурный стиль, возникший в середине 19 века, требует исполнения архитекторами, а не благоустроителями(!!!), новые архитектурные формы соседствуют с исторической стариной, не нарушая ее конструкций, а увеличивая контраст между эпохами развития человеческого общества.
Справедливости ради - этот стиль применим к отдельным зданиям, сооружениям...а не к территории - и все эти дисплеи, информационные конструкции, администрация и смотровая площадка на всю территорию древнего города должны, теоретически - располагаться в нем (отдельном здании), а территория античности остаться неприкосновенной (в первозданном виде)...и доступной для ученных и посетителей, желающих прикоснуться ментально и физически.
Маломобильные группы - на лифте на смотровую...как-то так.
В любом случае - это дело профессионалов!!!!, это - не деревянная обшивка фасадов, цветная отсыпка, разбросанные по античной территории инфо-дисплеи, заборы и деревянные настилы.
Я не хочу, чтоб над нами смеялся весь мир!
Россия в состоянии сделать это место жемчужиной в своей короне и мировой культуры! или у нас законились мозги и архитекторы???
Королевский музей Онтарио.
Танцующий дом в Праге и шедевр Захи Хакид в Бельгии
Бетонная шайба прилетела из той же незатейливой мысли - "хотели как лучше". Однако, даже не пытались стилизовать под древние руины...Потому и результат - когнитивный диссонанс. Рельефы из металла инородны, на территории заповедника все новоделы необходимо удалить, ибо неорганичность их очевидна. Необходима научная дискуссия с историками и археологами - как провести работу над ошибками и сохранить первозданность исторического наследия.
Складывается впечатление, что Морозова очень обиделась на Севастопольцев и делает все, чтобы им досадить.
to КрапивА:
Обьяснить можно просто - преклонение перед Западом никуда не делось. Они по-прежнему считают, что именно там всё самое лучшее, поэтому просто пытаются подражать. Топорно, разумеется, как Вы верно заметили. Как туземные племена, строящие самолёты из соломы, и поклоняющиеся им. Забывая, что умные люди на Западе всегда больше ценили именно советскую систему сохранения исторических ценностей, и именно её всегда приводили в пример своим правительствам и предлагали перенимать для себя...
to GP: Как тут не вспомнить Швейка:" "...хоть суд и признал ее слабоумной, но при этом отметил, что, она может занимать любую государственную должность...".
to Serggio: Мне просто жаль.... безумно жаль, что "обещать - не значит жениться"...
Обещанная нам Жемчужина из Крыма и Севастополя - не делается людьми недостаточно культурно-грамотными и образованными.
Так, на пример - если уж был выбран архитекрутный стиль деконструктивизма для театра оперы и балета на Хрустальном, то почему - несоразмерная мысу "чайка"????? почему - не корабль, как у Захи Хакид???? - он смотрелся бы гораздо органичнее и с мысом и с будущим мемориалом...и даже с существующими "голубыми унитазами", и доминировал бы гармонично.
И территорию музея античности на Херсонесе, по моему мнению - должно предворять административное здание, внутри со всем тем, что сейчас разбросано по территории заповедника (инфо-дисплеи и пр. дары современной цивилизации), и выполнено оно должно быть в стиле деконструктивизма.
Вы только представьте себе - какой полет фантазии для архитекторов?! - античный мир!!!
Мы могли бы получить шедевр архитектуры! под стать шедевру античности и знаковому месту! - и, как уважение, выразить - преемственность в развитии искусства архитектуры от античной колоннады до наших дней дополнительным рефреном.
От шайбы отделить рельеф, но им дополнить памятник Владимиру (работы Клыкова) рядом с рестораном "Дельфин"...Позади князя, расположив полукругом. Форма шайбы ничем не обоснована и подлежит удалению. Бронзовая схема Херсонеса, пожалуй уместна у входа, но рядом с увеличенной копией стелы с текстом "Клятвы херсонеситов".
Такой Арт-объект покажет суть величия древнего города не нарушая аутентичность самого городища.
to Absolut: Пожалуй, вы правы.
"Мощная бетонная шайба" является капитальным сооружением,строительство которых запрещено на территории ОКН.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Статья 5.1. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия
1. В границах территории объекта культурного наследия:
1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
to strelec:
Вы и другие комментаторы, которые считают, что скульптурной композиции не место на территории древнего городища, абсолютно правы. Это значит, что объект должен быть демонтирован. Инициатором предложения о демонтаже должны выступить или:
а) правительство,
б) прокуратура.
Данная композиция может быть установлена (выделю) только на входе в музей- заповедник.
Правовое обоснование такой позиции:
1. ФЗ №73-ФЗ.
2. Акт историко- культурной экспертизы (стр.23 Акта от 22.05.2018г.).
Для справки: конструктивные особенности композиции предусматривают возможность демонтажа их основания. Это значит, что она (композиция) является временным сооружением, до того времени, пока не будет разработан (выделю) реставрационный проект благоустройства и приспособления территории музея-заповедника, о чем сделана соответствующая отметка в акте экспертизы.
А эта шайба и бетонный забор у Ракушки не одних ног дело?
Всех в тюрьмууу!!! Там пущай шайбы лепят!!!
На территории древнего городища (выделю) запрещено новое строительство ибо это изменяет внешний вид объекта культурного наследия.