Новости Крыма

«Не все знают меру и нрав вина»: зачем вытрезвители в Крыму?

Спецучреждения для любителей «заложить за воротник» – в республике нужны. Но кто будет их контролировать и разбираться с их «клиентами» – не ясно.

Служба новостей ForPost

Руководство республики прорабатывает вопрос организации вытрезвителей в крупных городах Крыма, сообщил замначальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РК Виктор Билоконь.

«Конечно, эти учреждения необходимы в больших городах – их у нас несколько на территории республики. Данный вопрос прорабатывается МВД и Советом министров Республики Крым, соответствующие направлены запросы. Работа в этом направлении проводится», – сказал Билоконь.

По его мнению, это будет работать на профилактику тяжких преступлений.

«По сравнению с тем ущербом, который человек <в состоянии алкогольного опьянения> может причинить, то, что он заплатит в вытрезвителе, – мелочь. На территории Республики Крым за прошлый год совершено почти три тысячи преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Более 50 убийств, более ста причинений тяжкого вреда здоровья», – добавил Виктор Билоконь.

Нет правовых оснований

Главный внештатный психиатр-нарколог минздрава Крыма Марина Шоренко отметила, что ситуация с медвытрезвителями неоднозначная. По её словам, специально созданная межведомственная рабочая группа даже на законодательном уровне не может прийти к решению, в чьей структуре будут находиться вытрезвители.

«Медвытрезвитель – это учреждение, где человек находится не совсем добровольно и в медицинской помощи не нуждается. Полиция ими не может заниматься, потому что они не правонарушители, медики – тоже, потому что в 99% случаев медицинская помощь им не нужна. И это не совсем подпадает под ответственность социальной службы. Получается, этот вопрос всегда на стыке трёх-четырёх служб, и пока мы не можем найти никаких единых правовых и финансовых моментов», – сказала Марина Шоренко.

Вместе с тем, отметила специалист, есть опыт материковой России, где вытрезвители, как правило, организуют некоммерческие структуры, которые получают частичное финансирование из бюджета региона. В Крыму таких НКО пока не нашлось, уточнила Шоренко.

«На уровне минтруда и соцзащиты ежегодно проводится конкурс социально значимых проектов среди некоммерческих организаций, на это выделяется федеральное финансирование. Проекты абсолютно разные были представлены, но пока таких проектов (по созданию вытрезвителей. – Ред.) на уровне региона не поступало», – отметила главный внештатный психиатр-нарколог.

Нужны центры детоксикации

Система вытрезвителей в Крыму нужна, но она должна быть более гуманной и правильно выстроенной, чем существовавшая в советское время, поскольку та была «чрезмерно тоталитарна и там было много безобразий», полагает специалист-нарколог Владимир Строевский.

«Там, где возникает риск различных перегрузок психоактивными веществами, алкоголем, наркотиками, делают центры детоксикации – протрезвления человека, иногда даже и добровольного. Я в своё время особенно ратовал за это, если здесь хотят развивать культуру винопития, а Крым – это винодельческий регион, всегда будет желание дегустировать, но не все люди знают свою меру и нрав вина. Очень многие на шампанском попадаются, оно же лёгкое», – рассказал Строевский, в прошлом руководивший наркодиспансером.

Нарколог добавил, что центр детоксикации некогда существовал в Симферополе, правда, потом его передали под общежитие для сирот, которое так и не открылось.

«Там работали уже приноровившиеся люди с фельдшерским, медицинским образованием, которые знали подход к поступавшим к ним людям. Там тоже сезонность некоторая наблюдалась – летом больше, тянулись на юг разные элементы, зимой нетрезвых меньше было», – заметил Владимир Строевский.

По его мнению, такие центры могут снизить в регионе количество преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения. А будут учреждения частными или государственными – значения не имеет, убеждён медик.

«Во-первых, человек в состоянии алкогольного опьянения представляет своим поведением угрозу для окружающих. В то же время он не является непосредственно объектом наблюдения нарколога, просто перепил, и его нужно прокапать. А – где?

Вот для этого существуют такие центры детоксикации. В их функции может входить и обслуживание людей на анонимных началах, тогда они могут идти и с элементами самоокупаемости», – полагает Строевский.

При этом никаких сложностей в создании центров нет – были бы организаторы толковые, которые разработают систему межведомственного взаимодействия.

«Должна быть схема: кто направляет человека, какие мероприятия проводятся в отношении него и куда его направлять потом. Это же не всегда зависимость; бывает, что перепил человек и похулиганил – и всё равно их нужно протрезвлять где-то и применить иногда меры медицинские. Главное – должно быть комплексное решение между разными специализациями – какие-то определённые полномочия должны быть даны полиции, медицинским работникам, которые будут доставлять человека в такой центр. Для создания этого всего даже не надо федеральных законов, достаточно муниципальных решений», – сказал Владимир Строевский.

Кроме того, в такие центры можно принудительно – по решению суда – направлять человека, который, например, находится в нетрезвом состоянии за рулём, и обязать его оплатить принудительную детоксикацию из своего кармана, считает нарколог.

«Это профилактическая процедура, она носит и воспитательный характер, и в то же время можно гарантированно на восемь часов убрать потенциально опасного человека от взаимодействия с окружающими», – уточнил Строевский.

НКО готовы сотрудничать

Общественники тоже отметили пользу от создания вытрезвителей в Крыму. С их помощью можно вести учёт людей, склонных к алкогольной зависимости, считает руководитель межрегиональной общественной организации по защите, адаптации и социальной реабилитации «Возрождение жизни» Максим Коловайло.

«Это поможет выявить количество зависимых людей, хотя бы процент тех, кто постоянно туда попадает. Это позволит сформировать свой реестр – сколько людей попало в вытрезвитель в этом году, в прошлом году, – и впоследствии проводить с ними работу. Я считаю, что это надо, и раньше это помогало, по крайней мере, люди боялись ходить по улице пьяными при Советском Союзе», – сказал он.

При этом, добавил Коловайло, вытрезвители должны быть государственными и сотрудничать с некоммерческими организациями, которые могут проводить социальную, просветительскую работу, оказывать психологическую поддержку страдающим алкогольной зависимостью, работать с их семьями, помогать в реабилитации.

«Допустим, попал человек пять раз в течение полугода – его принудительно направляют на беседу с психологом, а психолог уже выносит своё решение – надо дальше реабилитироваться или нет», – отметил общественник.

Что же касается общероссийской практики сотрудничества НКО с органами власти по созданию вытрезвителей, то, по словам руководителя «Возрождения жизни», его организация готова к такой работе, но в этом случае от государства требуется не только финансовая поддержка.

«Здесь нельзя перекладывать ответственность с одной головы на другую. Если мы этим занимаемся, то нам нужна пошаговая доступность ко всем ресурсам. А не так, что вот дали нам денег, полуразрушенное помещение – и вперёд. Должен быть другой подход, сейчас при взаимодействии с органами власти сложностей очень много», – подытожил Максим Коловайло.

Полина Ласькова

Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», фото salt.zone

667
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:
Обсуждение (3)
a_user
11
a_user

1

a_user
11
a_user

2

a_user
11
a_user

3

Главное за день

Не «Розой Хутор» единой: провинциальная горнолыжка, ставшая альтернативой Сочи

Горнолыжные курорты Сочи потеряли часть туристов из-за высокой стоимости и бесснежного декабря.
18:15
3
189

Вахтовая работа всё чаще становится выбором молодёжи

Крымчане ждут от такой занятости не только высокого дохода, но и нового жизненного опыта.
16:28
3
458

Неизвестный Коровин: в Крыму издали детские рассказы художника о животных

Дом-музей в Гурзуфе презентовал лишь небольшую часть литературного наследия импрессиониста.
10:30
1
238

Минюст США открыл архив Эпштейна — но вопросы остались

Раскрытие архивов не поставило точку в одном из самых токсичных дел США.
17:48
10
476

Почему туриндустрии Крыма не хватает работников

Рост турпотока не успевает за рынком труда.
17:26
1
1749

Февраль в Крыму начнётся с метели, ветра и крепких морозов

После тёплого января зима напомнит о себе почти по всему полуострову.
09:24
1
3160
Туризм

Не «Розой Хутор» единой: провинциальная горнолыжка, ставшая альтернативой Сочи

Горнолыжные курорты Сочи потеряли часть туристов из-за высокой стоимости и бесснежного декабря.
18:15
3
189

Почему туриндустрии Крыма не хватает работников

Рост турпотока не успевает за рынком труда.
17:26
1
1749

Покорившие сердца зрителей Монако цирковые артисты покажут своё мастерство в Крыму

Шоу создано на основе номеров, получивших награды на фестивале в Монте-Карло.
13:35
0
1449

В российской инфляции оказались виновны Чёрное море и арабские пески

Туристические расходы впервые стали заметным фактором инфляционной динамики в России.
11:17
2
1024