Деньги на обмундирование и единовременные выплаты россиянам, подпавшим под частичную мобилизацию в связи с СВО на Украине, есть у каждого региона РФ. Но власти субъектов, не отказавшись после 24 февраля 2022 года от жизни на широкую ногу, кивают на пустые бюджеты. Чиновники, привыкшие к сытости в «мирном» прошлом, вместо оказания помощи обеспечивают себя за казённые деньги.
Тон безденежья
Проблема якобы отсутствия у регионов денег на поддержку мобилизованных, вынужденных самостоятельно покупать форму и необходимое снаряжение за баснословные деньги у зарвавшихся торговцев, зазвучала громко после жалобы губернатора Омской области Александра Буркова.
Он, посетовав на нехватку средств в региональном бюджете (более 13 миллиардов рублей), подвесил в воздухе вопрос о помощи призванным в Вооружённые Силы РФ.
После того, как это было вынесено журналистами на федеральный уровень, Бурков исправился. Объявил о готовности предоставить каждому мобилизованному жителю области единовременную выплату — 100 тысяч рублей.
По словам губернатора, его команда, во-первых, определилась с источниками финансирования этой меры, во-вторых, попросила денег у Кабмина России.
Глава Ульяновской области Алексей Русских только-только сообщил, что поручил подчинённым «проработать тему» единовременной выплаты мобилизованным. О какой сумме и периоде её выплаты может идти речь, он не уточнил.
В Челябинской области губернатор Алексей Текслер заявил, что семьи мобилизованных местных жителей, оставшиеся на неизвестно какой срок без кормильцев, могут рассчитывать, если у них есть дети, лишь на единоразовую выплату в размере 20 тысяч рублей на одного ребёнка.
Старые «хотелки»
Эта проблема не возникла бы, если бы власти регионов после 24 февраля 2022 года, когда началась СВО, изменили отношение к бюджетным расходам. Десятки миллионов рублей, сэкономленных на отказе чиновников от расточительности, были бы серьёзной подсобой мобилизованным и их семьям.
Например, если бы аппарат правительства и губернатора Омской области Александра Буркова после 24 февраля не заключил контракты* о покупке сувенирных медалей и нагрудных знаков, о проведении банкетов, о приобретении наручных мужских часов, о покупке сувенирных бумажных пакетов и светодиодной LCD-панели, о проведении социсследования уровня коррупции в регионе, нашлось бы порядка трёх миллионов рублей.
Ещё 44,9 миллиона рублей нашлись бы, если бы министерство региональной политики и массовых коммуникаций Омской области после 24 февраля не заключило контракты* на пиар чиновников в СМИ в 2022 году.
Итого: 48 миллионов бюджетных рублей, влёгкую найденных при изучении договоров только двух органов власти Омской области.
Главе Ульяновской области Алексею Русских не пришлось бы только сейчас прорабатывать единовременную выплату мобилизованным, если бы «проинвентаризировал» расходы региональных властей и попросил бы их прекратить лишние траты после 24 февраля.
Например, предложи Русских управлению делами Ульяновской области не заключать контракты* о приобретении ручек и блокнотов с надписью «Ульяновская область — территория без коррупции», покупке часов, цветочных букетов, подарочных книг, сувенирных срезов аммонита и панно, а также о пиаре в СМИ и размещении наружной рекламы в 2022 году, было бы порядка миллиона бюджетных рублей.
Или предложи Русских заксобранию Ульяновской области не заключать контракты* об аренде помещений для приёмных депутатов, о покупке пластиковых рамок для бумажных наград или фотографий, о заказе пиара депутатского корпуса в СМИ в 2022 году, были бы ещё 8,7 миллиона рублей. К этому могли добавиться другие суммы от иных органов Ульяновской области.
Читайте по теме: Тёплые бушлаты важнее салютов, ёлок и «идиотских голубых огоньков»
Челябинский губернатор Алексей Текслер мог бы выплачивать единовременную помощь семьям мобилизованных в размере большем, чем 20 тысяч рублей на одного ребёнка, если бы после 24 февраля аккумулировал сэкономленные бюджетные деньги.
Эти средства были бы, если бы управление делами губернатора и правительства Челябинской области отказалось от заключения контрактов* о ремонте кофемашин, о содержании жилья, о покупке новой офисной мебели, о ремонте часов, об аренде грязезащитных ковриков, о покупке цветочных букетов и венков на сумму порядка восьми миллионов бюджетных рублей.
Если бы правительство Челябинской области отказалось от заключения контрактов* о пиаре главы региона и его окружения в СМИ в 2022 году, о размещении наружной рекламы, высвободились бы ещё 56,4 миллиона бюджетных рублей.
Если бы заксобрание Челябинской области отказалось от подписания контрактов* о пиаре в СМИ в 2022 году, об участии в спортивных соревнованиях, о покупке бланков благодарности и папок с вкладышами «Поздравительный адрес», о приобретении бумажных грамот, удостоверений лауреата премии, наградных комплектов и знаков, поздравительных открыток, а также о проведении тусовки журналистов, нашлись бы ещё 11,1 миллиона бюджетных рублей.
Читайте также: В Госдуме требуют разобраться со снабжением тыла — «куда всё делось»
После 24 февраля, когда большинство россиян стали во многом жить по-новому, чиновники и депутаты продолжили жить по-старому. И сейчас их «хотелки» — уже не просто выброшенные на ветер бюджетные деньги, а не обеспеченные достойно мобилизованные и их родные.
При этом следует понимать, что государственные закупки — это всегда предусмотренные законом и внутренними правилами организаций процедуры (в том числе получение необходимых согласований), на которые нужно время. Взять и сразу «нажатием кнопки» остановить их нельзя.
Это же относится к распределению денег среди статей расходов бюджета региона, регламентированному законодательством.
Например, сократить какие-то расходы можно раз в полгода при корректировке бюджета. Добавить деньги на какие-то расходы можно раз — при принятии бюджета следующего года. Это то, о чём ранее сказал ForPost экономист Виталий Калугин.
Остаётся надеяться, что власти субъектов РФ, получив уроки «фронтового» 2022 года, применят их в ближайшем будущем.
«Кто тут временный? Слазь!»
Проблемы, которые есть в регионах «и с мобилизацией, и с оптимизацией», связаны в первую очередь с тем, что большая часть чиновников не является чиновниками в высоком значении этого слова, считает политолог Вадим Колесниченко (Севастополь).
Он назвал их столоначальниками, которые борются за сохранение своих постов, полномочий и — самое главное — «за то, чтобы удовлетворять тех, кто поставил их на эти места, как в материальном, так и в политическом плане».
«К сожалению, за последние 30 лет существенно исказила состав чиновничества Российской Федерации, вплоть до самых высоких кабинетов, работа либерал-предателей, которые подбирают себе подобных», — полагает Колесниченко.
Политолог признался, что рассчитывал — но пока не видит серьёзных подвижек, — что специальная военная операция приведёт к «оздоровлению не только элит, но в первую очередь чиновничества». А для этого нужны «более радикальные действия, меры», отметил он.
«Потому что наши воины-освободители, достойные и званий, и мест, и наград, скоро вернутся [домой]. Они имеют полное право, как это было в 1943, 1944 и 1945 годах, прийти, ударить кулаком по столу и сказать: "Кто тут временный? Слазь!"» — предупредил Вадим Колесниченко. — И чем быстрее это произойдёт, тем легче стране будет избавляться от гирь либерал-предательства, которое пока, увы, ещё не исчерпано и не выковырнуто из наших рядов, из всех слоёв нашего общества и — самое опасное — из системы управления».
В том, что федеральный центр сделает выводы в отношении губернаторов, тратящих бюджетные деньги на банкеты и пиар — вместо оказания помощи бойцам, политолог сомневается. По его мнению, такие главы регионов «ещё долго будут сидеть и чадить наш воздух», и проблема «не нова, это было и есть».
«Что скрывать, наша элита составлена из групп, группировок и группочек, где каждый продвигает тех или иных заинтересантов в те или другие регионы. Вопрос не в том, как человек организовывает работу и взаимодействие с местным населением, а в том, кому как понравится и кто как обеспечит продвижение денег той или иной финансово-промышленной группировке, — это не имеет ни малейшего отношения ни к системе управления, ни к народовластию», — сказал Колесниченко.
Он надеется на то, что будет «закон о единообразной помощи» на федеральном уровне и в регионах, так как не должно быть различий: в одном регионе — одна поддержка мобилизованных, в другом — иная.
«Эти воины защищают не какой-то регион, а Россию, поэтому и защита должна быть всероссийской, — подчеркнул Вадим Колесниченко. — Это же касается вопроса о помощи семьям — не волонтёры должны этим заниматься, а персонально губернаторы. Должна быть отдельная приёмная, куда должны приходить жалобы, вопросы и проблемы всех членов семей мобилизованных, семей тех, кто выполняет тяжкую работу, освобождая Украину от нацизма».
Читайте по теме: Всё о деньгах для мобилизованных: выплаты, сохранение работы и кредитные каникулы
Пётр Фальков
*Сведения Единой информационной системы в сфере закупок на 12 октября 2022 года
Обсуждение (3)
В этом столетии 37-й год наступит намного раньше.
И ничего плохого нет в этом ничего. Ещё бы вся правда было о 37-м годе, а не фантазии и натянутые совы на глобус.
У этих губернаторов есть начальник! В лучшем случае должно быть снятие с должности, в худшем - тюрьма, в идеале расстрел, за вредительство в нынешней обстановке.