Сейчас обследование деревьев дендрологам приходится совмещать с исправлением ошибок предшественников.
Как мы уже сообщали, правительство Севастополя привлекло к обследованию деревьев на Большой Морской специалистов Никитского ботанического сада и Крымского федерального университета. Им предстоит оценить состояние деревьев, которые растут на любимой севастопольцами улице сейчас, дать рекомендации о том, какие из них стоит оставить, а какие заменить, и предложить оптимальные варианты озеленения обновленной Большой Морской.
К работе эксперты приступила вчера, и первый же день принес им массу открытий. Об этом вчера на круглом столе в региональном штабе ОНФ рассказала руководитель кафедры садово-паркового хозяйства и ландшафтного проектирования КФУ Анна Репецкая.
Анна Игоревна не ставила себе цели пожаловаться: она говорила о том, что Севастополю нужен реестр зеленых насаждений и перечень растений, которые использовались бы при озеленении города.
«Нужно разработать региональный ассортимент растений для города Севастополя по категориям: основной, дополнительный и ассортимент ограниченного пользования. Я уже говорила об этом на совещании у губернатора: если бы этот документ существовал, у нас не было бы такой проблемной ситуации, как сейчас на Большой Морской. Приезжие архитекторы говорят – а давайте мы посадим гинго! Не хотите? А давайте мы посадим пальму! Я утрирую, но они как будто из рукава достают колоду карт», - сказала Анна Игоревна, снискав горячую поддержку присутствующих.
Перед началом работы на Большой Морской, по ее словам, крымские специалисты получили от заказчиков дендропланы и перечетные ведомости, в которых якобы отражена сегодняшняя ситуация с озеленением Большой Морской. Выполнены они были подрядчиками с материка, и под ними стоит подпись инженера-дендролога. Однако впечатление такое, что люди либо совершенно не разбираются в южных растениях, либо оценивали их по фотографиям.
«У меня предложение – привлекать все-таки местных специалистов. Мы с удивлением обнаружили, что у вас на Большой Морской растет лиственница обыкновенная, голубая ель, которая на самом деле не голубая, и кизильник блестящий. Самшит оказался барбарисом и так далее . Ну все плохо – 50% работы выполнено некачественно. Рядом стоят два дерева, один орех, другая слива. И оба числятся сливами. Ну нельзя так халтурно подходить к работе!» - призвала Анна Репецкая.
«Порадовала» специалистов и фраза инженера-дендролога «кустарники разные».
«Сейчас мы не только обследуем состояние зеленых насаждений – нам приходится проводить работу по исправлению ошибок. И это очень досадные ошибки», - констатирует руководитель кафедры.
Будем реалистами
В работе сотрудники Никитского ботанического сада и КФУ используют инструментальные методы обследования деревьев – в их распоряжении такие современные приборы, как резистограф и арботон. Работают две группы специалистов независимо друг от друга, что позволяет надеяться на максимальную объективность оценок. Как подчеркивалось ранее, пересаживать здоровые деревья с Большой Морской не будут. Однако Анна Репецкая предупредила: какая-то часть растений обязательно будет заменена.
«Я хочу, чтобы жители Севастополя меня поняли правильно: да, при реконструкции Большой Морской придется сносить какие-то растения. Это неизбежно – растения рано или поздно погибают, и их нужно убирать. И да - при реконструкции разумно бывает удалить и какие-то живые растения, если они в плохом состоянии, если не выполняют свои декоративную и санитарно-гигиеническую функции. Людям должно быть комфортно передвигаться под кронами деревьев, и если дерево стоит с наполовину обломанными ветвями – да, я считаю, что его целесообразно снасти и заменить другим растением», - говорит она.
О том, что часть деревьев на Большой Морской больна, говорили на заседании Наблюдательного совета и жители улицы. Да и сторонним наблюдателям это очевидно. Но какую часть деревьев придется заменить, Анна Игоревна говорить не стала – такие выводы, подчеркивает она, можно будет делать только по окончании работы. То же самое и с рекомендациями о видах деревьев, которые целесообразно посадить на Большой Морской после реконструкции.
«Сейчас говорить об этом не совсем правильно. Я очень хорошо, например, отношусь к катальпе – это красивое дерево, быстрорастущее, цветущее в июне. Но сегодня мы обнаружили на катальпах на Большой Морской поражение вредителями, которых я ни в Симферополе, ни в других городах никогда не наблюдала. Ветви просто осыпаны ими, и, конечно, было бы неразумно применять это дерево в озеленении, если такое происходит», - добавила собеседница.
Разработанный и утвержденный в городе ассортимент растений, по ее словам, должен состоять из трех разделов: растения для уличного озеленения, для парков и скверов и, наконец, для ограниченного пользования, то есть для частных закрытых территорий, где им может быть обеспечен более дорогой и трудоемкий уход.
«В этом случае нам не нужно будет ничего тасовать: открыли утвержденный нормативный документ и показали проектантам, из чего стоит исходить. Это же бюджетные деньги!» - напомнила Анна Игоревна.
Еще одно ее предложение - разработать типовые проекты озеленения дворов.
«Севастополь - город очень социально активный, и мне кажется, это нужно направить в правильное русло. Такая практика есть в Москве – там разработаны типовые проекты озеленения дворов. Понятно, что каждый двор имеет свои особенности, но тем не менее. Если жители какого-то двора выходят с инициативой озеленить свое пространство, давайте департамент городского хозяйства будет иметь некий набор готовых решений, которые можно будет им предложить. Люди хотят облагородить свое пространство, и специалисты должны помочь им сделать это грамотно, чтобы деньги – в данном случае частные – не были выброшены впустую», - говорит Анна Репецкая.
Севастополь, подчеркивает она, мог бы стать «флагманом этого движения на полуострове».
«И это было бы здорово: люди хотят высаживать деревья, и это можно использовать для увеличения площади зеленых насаждений», - заключила Анна Игоревна.
А скамейки лучше?
Вопрос о том, что Севастополю катастрофически не хватает зеленых насаждений, в городе поднимается регулярно. Возмущает горожан и явный перевес в пользу скамеек, пергол и прочих элементов оформления, которые вытесняют самое простое и несомненное украшение города — деревья и кустарники. Почему так происходит, помогает понять информация, озвученная сопредседателем регионального штаба ОНФ Натальей Мильчаковой.
Наталья Афанасьевна не раз поднимала вопрос о тех недочётах в нормативно-правовой базе Севастополя, которые губительно сказываются на количестве и качестве зелёных насаждений. В числе проанализированных ею документов — программа развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Севастополя на 2017–2022 годы. В 2017 году, согласно этой программе, в городе было благоустроено 8 объектов — 6 скверов и 2 парка. Но только в двух из них — у кинотеатра «Моряк» и в Сквере депортированных народов Крыма (таково официальное название сквера в районе автовокзала) — было предусмотрено озеленение. Все остальное - скамейки, бордюры, бетонирование и так далее.
В приложении № 8 к упомянутой программе содержатся расценки на разные виды работ в рамках благоустройства. Установка скамьи оценивается в 6328 рублей, установка урны для мусора — в 3869 рублей, одного метра ограждения — в 2522 рубля. А вот на озеленении можно заработать копейки: обустроить квадратный метр газона стоит 307 рублей, посадить один куст — 549 рублей. Вряд ли стоит удивляться, что скамейки в Севастополе растут как грибы после дождя, а вот деревьям и кустарникам везёт меньше. Тем более что скамейки и урны не нужно подрезать или поливать.
Самое обидное, что финансирование программы составляет, ни много ни мало, 4,8 млрд рублей. Можно представить, какую пользу она могла бы принести Севастополю при рачительном и разумном подходе! Но пока цифры не радуют. Наиболее «урожайным» на посадки деревьев был 2018 год — тогда, по данным Севприроднадзора, было высажено 2931 дерево. Сколько из них засохло, история умалчивает, но целые аллейки засохших деревьев (и горожане это хорошо знают) можно встретить в самых разных частях Севастополя. Но даже если вообразить, что все посаженные растения прижились, эти цифры несопоставимы с масштабом деятельности озеленителей прошлых лет.
«Нам кажется, что почти 3 тысячи деревьев — это достаточно много. Но в 1958 году в Севастополе было высажено 121,7 тысячи деревьев. Поэтому наш город и был таким зелёным. И самым популярным экскурсионным маршрутом был маршрут по паркам Севастополя», — говорит Наталья Мильчакова.
Деревьям нужен закон
Городу необходим закон о зеленых насаждениях, - уверена эксперт. Кроме этого, корректировки требует целый ряд постановлений правительства, правила благоустройства города и другие нормативно-правовые документы. Вот лишь один пример, показывающий, для чего это необходимо.
«Согласно методике Минстроя и 153-му приказу, по которому работают абсолютно все субъекты федерации, предложено оценивать состояние деревьев и кустарников по трем категориям: хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное. Однако в нашем постановлении существует четвертая - «крайне неудовлетворительно», - говорит Наталья Мильчакова.
Казалось бы, что зависит от такой малости? На самом же деле оценка «крайне удовлетворительно» приводит к тому, что компенсационные выплаты при уничтожении деревьев становятся уже не обязательными. И это лишь один пример. В корректировке, уверена Наталья Мильчакова, нуждается и порядок сноса, пересадки и обрезки зеленых насаждений. Наконец, кардинальной переработки требует постановление правительства Севастополя № 540, на основании которого рассчитывается компенсационная стоимость восстановления зеленых насаждений. За образец, по мнению эксперта, можно взять правила, действующие в Симферополе.
«Там в случае уничтожения зелёных насаждений компенсационное озеленение производится либо на том же участке земли, где они были уничтожены (при этом количество растений и занимаемая ими площадь не должны быть меньше уничтоженных), либо на участке, наиболее близко к нему расположенном (в этом случае озеленение производится в двойном размере – как по количеству единиц растений, так и по занимаемой ими площади)», — рассказывает Наталья Мильчакова.
У нас же компенсационные посадки могут быть произведены на любом другом участке в пределах муниципального округа.Но станет ли легче, скажем, жителям улицы Советской, если вместо снесенных под их окнами деревьев их замену высадят где-нибудь в Казачке?
Перечислять недработки в сфере озеленения можно долго. Не ведется в Севастополе необходимая инвентаризация деревьев: в бюджете следующего года средства на нее опять не заложены. Специалисты категорически против побелки стволов и жесткого кронирования деревьев, которое запрещено в целом ряде стран Европы, но периодически проводится в Севастополе. По мнению экспертов, решение о топпинге должно приниматься специальной комиссией, и это необходимо отразить в постановлении правительства № 116. А вот постановления правительства № 317, считает Наталья Мильчакова, лучше бы не существовало вовсе.
«По программе реконструкции скверов у нас до 2022 года нужно будет восстановить 64 сквера. Так вот по федеральному законодательству скверы должны быть не менее 0,5 гектаров, а у нас – 0,15. Таким образом, простой участок возле дома может быть назван сквером. И на этих комичных, неправильных нормативах потом строится государственная программа сохранения и реконструкции парков и скверов, программа развития жилищно-коммунального комплекса и так далее. Если мы эти нормативы не изменим, мы и дальше будем по ним закладывать и развитие, и бюджетные средства. А я считаю, что это нецелевое расходование бюджета», - сказала Мильчакова.
Сейчас, утверждает эксперт, на зеленые насаждения приходится 0,7% площади города. В Санкт-Петербурге, для сравнения, – около 3%. Городу не хватает 112 гектаров зеленых насаждений. И все предлагаемые Натальей Мильчаковой предложения в конечном итоге направлены на то, чтобы этот дефицит восполнить.
Спикер Заксобрания и еще один сопредседатель регионального штаба ОНФ Владимир Немцев заверил журналистов, что депутаты предложения поддержат.
«Мы и сейчас работаем по заявленной теме и будет продолжать разработку законов, в том числе и по «зеленому щиту» Севастополя. Общими усилиями общественников, экспертов, правительства и депутатов мы внесем изменения в правовые нормативные акты и представим законопроекты жителям города. Задача – сделать город зеленым, благоустроенным, чтобы было как можно больше деревьев, чтобы не допускать их незаконного сноса и неправильной обрезки», – сказал он.
Ольга Смирнова
Обсуждение (24)
Все было продумано до нас в начале 50-х лучшими специалистами СССР.По кольцу города были посажены быстрорастущие,засухоустойчивые деревья белой акации,которые прекрасно вписались в архитектуру исторического центра.К тому же несколько недель улицы были напоены ароматом цветущей акакции.Что сейчас мешает посадить белую акацию? Ее дешевизна и отсутствие откатов при приобретении? А в некомпетентности понаехов никто уже давно не сомневается.Потому что с материка приезжают не лучшие.
Привлечение ученых с целью озеленения улицы Большая Морская наводит на оптимистическую мысль, что варварство по отношению к зеленым насаждениям,подобно парку Победы, не повторится.
to strelec:
Такое впечатление, что про акацию даже не хотят вспоминать. Будто такого растения вообще не существует. Что происходит???
Разные мысли вызвала эта статья...1.Анна Репецкая - это наконец-то пример компетентного и адекватного специалиста,каких редко встретишь в Севастополе при работе над проектами. Вот бы именно такие имели вес и были всегда услышанными ! 2. А вот предшественник, этот дендролог-халтурщик должен понести наказание за свою халтуру и тот, кто принял и оплатил такую работу,тоже ! 3. традиционно низкий уровень редактуры статьи ((((( множество описок , "жители Сев"- это автор типа смску пишет ...
Уверен, что не только дендрологам первый день работы принес массу открытий. Если бы вы знали, как в шапито из Дома 2и ваухау удивились ни стого ни с сего образовавшимся заторам))))))))))))))))))))
Не применять катальпы в озеленении потому что в Севастополе они поражены вредителями? А полечить, нет - не получится? А обглоданнные полностью деревья летом в городе американской бабочкой? И никто их не обрабатывает.
to Uta: Спасибо за замечание, "жители Сев" действительно родились из желания побыстрее расшифровать цитату с диктофона")) Но насчет того, что описок множество, вы сильно преувеличили.
А я-то думаю, чего это кучерявенький как побитый пудель выглядел, когда в обед всей толпой они разруху инспектировали. а оно вон как!
уродство на пл. Лазарева, надеюсь, отменят. переделывать взад обойдется дороже и финансово и репутационно.
Может дело в том, что акация, как и тополя, планировалась как временная мера для быстрого озеленения с послдующей планомерной заменой на долгоживущие деревья? Акация быстро растет, но так же быстро и приходит в негодность. Ветви отсыхают, крона становится неряшливой, а потом и вовсе гибнет. При этом корни весьма жизнестойки и на месте погибшего дерева дает новую поросль. Но для культурного озеленения это не слишком подходит
to fregot: даешь секвойи! Вот уж где долгожители! Или дубы вековые! Правда в Крыму уже одну спилили и на авито выставили на продажу доски и спилы из нее, а после скандала резко стали рассказывать, что это другое дерево. А ничего, что в нашем климате выживают хорошо только акации, миндаль да некоторые представители хвойных пород?
Барбарис - это такие колючие-приколючие кусты. Такое на Б.Морской не надо.
А клумбу возле к-ра Победа зачем курочают?
to kostoprav: миндаля в городе (да и в пригородах) почти не осталось. Миндаль теперь скорее редкость, а очень жаль.
to fregot: Деревья белой акации живут больше 50 лет,засухойстойчивы и устойчивы к болезням и вредителям. Сажали их с долгосрочной перспективой. Акации на ул.Ленина.которые не успели заменить ,в угоду Киеву,на ржавеющие летом каштаны,живы до сих пор -им уже более 70 лет ! И они идеально подходят к архитектуре исторического центра.
Если бы деревья хотя бы поливали... Дождей нет, асфальт накаляется, корни горят... Про нашу землю я уже не упоминаю.. Её нет, под асфальтом одни камни, О чем тут можно говорить.
Забыли (или не знают?) про церсис. Какой ещё город России может похвастаться климатом, где он растет?
to SIY: церцис (как и ленкоранка, кстати, и бобовник) невелик. Как дополнительный годится, как основной - нет.
Ленкоранка вообще-то изящно смотрится и высоту её зонтики могут набрать достаточную, чтобы гуляющие по улице "ДядиСтёпы" за неё макушками не цеплялись. Но уж больно у неё тень ажурная. Летом это большой минус.
Боже, неужели наконец голос разума? Так приятно видеть нормальных вменяемых и образованных людей, исчезающий вид, просто до слез.
Если это катальпы около 27 дома, то "вредители" - люди. Несколько лет назад они забрызгали катальпы химией - "новогодней пеной под снег" и развесили пластиковые зеленые "хвойные" гирлянды. Остатки "праздника" до сих пор на нескольких катальпах - и химия, которая сейчас похожа на почти белую плесень и "хвоя". Катальпы красивы и необходимы в городе, лучше - не дикие, а привитые, с круглой плотной кроной.
Фото сделал сегодня, белое (видно на середине ветки справа) - не грибок, не болезнь, а последствия украшения дерева новогодней химией. Гирлянду не видно, но она там и сегодня висела на ветках.
Большую Морскую нужно украсить декоративной сливой с красными листьми будет очень красиво!
Между прочим, церсис достигает в высоту 18 метров и возрастом до 100 лет. И это по вашему невелик? Невероятно красивое дерево.
как то крамольно звучит название статьи ,царь говорят не настоящий
На исторической родине? Возможно. У нас - нет.
Согласно вашей логике, ливанским кедрам, что украшают площади Севастополя, тоже у нас не место? Ведь не историческая родина. И вообще, громаднейшим пиромидальнм кипарисам тоже не место здесь. Вдруг это случайно они такие большие и красивые выросли в Севастополе. Мне кажется, здесь необходим творческий и главное смелый подход опытных дендрологов. Но только наших, крымских. Иначе, будем ходить под березками и голубыми елям.