27 августа, в День независимости Молдавии, накануне начала предвыборной кампании (она стартует 29-го) в Кишинев явились самые яркие лидеры ЕС: президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер Польши Дональд Туск.
А те, кто не приехал, например, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, поддержали с мест, о есть, высказались в соцсетях.
А чего, собственно, все засуетились?
Ответ прост: кажется, Санду начинает терять позиции, а у ее партии есть неплохой шанс провалиться на грядущих парламентских выборах, которые пройдут 29 сентября.
Понятно, что Макрон и компания пожаловали в Молдавию не так просто, а поддержать демократов. Риторика их выступлений, насколько возможно, привычна и ничем, по сути, не отличается от того, что написала в соцсетях фон дер Ляйен, “прогулявшая” визит:
“Сегодня мы празднуем демократию Молдовы, несгибаемый дух ее народа и его любовь к свободе. ЕС остается рядом с Молдавией на пути к общему европейскому будущему”.
Напоминает, конечно, бессмертный отрывок из романа Стругацких “Хромая судьба”:
«С трибуны неслось:
— …И в такие дни, как наши, когда каждый из нас должен отдать все свои силы на развитие конкретных лингвистических исследований, на развитие и углубление наших связей со смежными областями науки, в такие дни особенно важно для нас укреплять и повышать трудовую дисциплину всех и каждого, морально-нравственный уровень каждого и всех, духовную чистоту, личную честность…
— И животноводство! — Вскричал вдруг требовательно Петенька Скоробогатов, вскинув вперед и вверх вытянутую руку с указательным пальцем»
Ситуация выглядит вдвойне трагикомично на фоне происходящего в стране: 5 августа оппонент Санду Евгения Гуцул была приговорена к чудовищному семилетнему сроку по политическому делу. В стране закрыты и запрещены независимые СМИ. Хоть сколько-то активная оппозиция подавлена.
Санду пугает избирателя вмешательством «страшной кровавой России» в дела страны и при этом всеми силами тянет в родной обком лица европейской демократии.
То есть, протестные настроения в Молдавии растут. А судебный процесс над Гуцул повлек очевидный для всякого политолога эффект: рост несогласия с «линией партии».
Когда власть доводит ситуацию до откровенных репрессий - даже у совсем неполитизированных обывателей начинают появляться вопросы: а что, собственно, происходит.
Я говорю не только о Молдавии, в каждой стране в любой исторический период преследование оппозиции в долгой перспективе оборачивалось одним: снижением лояльности к властям.
Только в маленькой и экономически слабой Молдавии скорость реакции выше. Да русскоговорящего населения слишком много, поэтому партия власти с Майей Санду во главе очень рискует. И чем дальше - тем сильнее. И никакой Макрон тут, полагаю, не поможет.
И если сейчас власти Кишинева не ослабят хватку - риски протестных вспышек возрастут кратно.
А впереди - очень напряженный предвыборный месяц.