вт, 24/01/2023 - 17:46

Мировой рынок и электромобили: что дальше?

В Крыму, к слову, тоже пообещали сделать электромобиль на базе «Буханки».

Крымская инициатива сделать "электричку" на основе советской "буханки" (УАЗ СГР)  звучит почти курьёзно, тем не менее, полностью отражает мировые тенденции. Причём, всё более очевидные.

Даже в 2022 году, когда мировой автомобильный рынок ощутимо просел, было единственное исключение – электромобили. На фоне общего падения продаж годовой объем реализации электромобилей в минувшем году приблизился к 10 млн единиц, что превышает предыдущий показатель на 68% и задаёт средний годовой темп роста почти в 50%.

Уже в наступившем 2023 году есть основания полагать, что такими темпами может быть продано до 15 млн единиц электромобилей, из них до двух третей в Китае.

Проекты декарбонизации в рамках «зелёной повестки» в развитых странах вовсе нацелены на полное прекращение реализации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Там максимально намерены стимулировать производство ЭМ. Их доля в общем объёме мирового рынка должна достичь трети к середине десятилетия.

В мировом автопроме традиционно доминируют Америка и Евросоюз, тем не менее, на лидирующие позиции в переходе на электромобили сейчас выходит именно Китай. Это даёт ему возможность захватить рынок в будущем. Уже сейчас доля КНР в продажах ЭМ на мировом рынке превысила  60%, а значит его рынок уже стал основным. И от него мощно отстают и Евросоюз, и Америка (10% и 25%).



Ещё по теме: Создать свою «Теслу» крымским Илонам Маскам мешает отсутствие инвесторов

Произошло это, в первую очередь, благодаря поддержке китайского государства, стимулировавшего производителей и потребителей, в том числе и в сельской местности. Использовались прямые субсидии и широкие налоговые льготы. Кроме этого государством была создана крупнейшая в мире сеть зарядных станций с самой высокой плотностью покрытия.

В итоге электромобильная промышленность Китая получила половину мирового рынка по главным производственным направлениям, включая сырьевую (в том числе для аккумуляторов) и инфраструктурную. 

Потому и экспорт электромобилей из КНР продолжает быть конкурентоспособным в том числе и в ценовом смысле. Что важно, так как в плане стоимости именно на аккумуляторную батарею приходится до 35% стоимости машины. Львиная доля данного рынка контролируется Китаем, который вышел на первую позицию по переработке и поставкам редкоземельных металлов. По первому пункту это и вовсе до 80% мировой доли.

Вторым по объёму рынком ЭМ с большим отставанием является Евросоюз. Пока главным образом благодаря увеличению реализации китайских ЭМ на своей территории. Сейчас европейские производители электромобилей, начиная с аккумуляторных заводов и заканчивая сборочными заводами, в очень серьёзной степени вынуждены полагаться на китайское участие – от инвестиций до технологий и логистики.

Третьим по объёму рынком ЭМ в мире являются США. Но там, если исключить Tesla, нет собственных компаний, развивающих аккумуляторные технологии высокой масштабируемости.

Помимо этого, по ряду политических оснований в Америке стараются снизить присутствие и участие китайских производителей и их продукции. О торговой войне между Вашингтоном и Пекином забывать не нужно. А раз так, значит, на американский рынок открылась дорога производителям из Южной Кореи.

Прогнозируется, что в плане занятия американского рынка аккумуляторов они могут освоить до двух третей в недалёком будущем.

Так что та самая «буханка» с электорприводом – это не шутка, а весьма вероятное скорое будущее.

Павел Кухмиров

Читайте также: