Дорога к храму. Для нас это были не просто слова. Мы везли гуманитарную помощь из Севастополя в Мариуполь для тех, кому эта фраза тоже небезразлична.
Дорога непростая. Ясно, что после диверсии на Крымском мосту грузовой транспорт был направлен через сухопутные маршруты. Водители понимают это — на дороге нет разборок, все уважительны и терпеливы.
Едем, как позволяет ситуация.
По трассе блокпосты, сапёры проверяют обочины на наличие взрывоопасных предметов.
Наши истребители летят так низко, что перед глазами проносится вся жизнь. Переживаешь минуты и страха, и восторга: виртуозно ведь пролетели, не задев машину.
В пути видим чёткую работу ПВО.
Останавливаемся только в самых редких случаях, и то в населённых пунктах — выходить в поле и даже на обочину опасно для жизни. Понимаешь, что шаг влево, шаг вправо… ну, дальше вы сами знаете.
Общаясь с местными жителями, понимаешь, что для них жизнь стала лучше. Несмотря на комендантский час, иногда отсутствие воды и электричества, люди сделали свой выбор в пользу России. Все, с кем общались, говорят на русском языке. Радуются, что газ стал дешевле раза в четыре. На Украине доходы населения были низкими. Коррупция поглощала почти все сферы. Да это понятно по состоянию дорог, которые ремонтировать уже бессмысленно, легче построить новые. Много заколоченных окон в заброшенных домах культуры, государственных учреждениях. Скорее всего, они были закрыты много лет назад, ещё до СВО.
В Мариуполе нас встречает руководитель АНО «Зов сердца» Анастасия Ветрова со своими друзьями. Волонтёры постоянно были с нами на связи, беспокоились, как мы доберёмся до назначенного места. Обнялись, пожали друг другу руки.
Перегрузив всю гуманитарную помощь в машины, отправляемся в сопровождении военных на небольшую обзорную экскурсию, поскольку выехать из города надо до комендантского часа. Проезжаем новенький многофункциональный медицинский центр. Красивый и современный. Недалеко комплексы новых домов. Людей на улицах очень мало, бросилось в глаза, что совсем не видно маленьких детей.
Город превратился в большую стройку: краны, строительная техника, те дома, которые можно восстановить, активно восстанавливают. Едем дальше — в центр. Много разрушенных старинных зданий. Грустно, что многим уже не вернут прежний исторический облик. Видно, что во многих домах были прилёты, где-то восстанавливают разрушенные части, делают косметический ремонт, ремонтируют плитку и кладут кирпичи. Строительство идёт полным ходом.
Что поразило. Величественный храм в центре Мариуполя. Вокруг него всё было разрушено, а он выстоял, есть незначительные повреждения, говорят, что в этом храме уже проходят службы.
Разрушения частного сектора огромные, в ходе боевых действий пострадали практически все дома. Картина ужасающая. Но в свои дома стали постепенно возвращаются люди, перекладывают крыши, вставляют рамы. Однако в частном секторе ещё нет активной сплочённой работы. И когда она начнётся — пока неизвестно. Видим надпись на заборе: «В доме живут люди». Многострадальный город залечивает раны.
Дальше едем к «Азовстали», везде руины, не подлежащие восстановлению. А вот высокие трубы, покусанные артиллерией, устояли. Вокруг предприятия всё в осколках, гильзах от боеприпасов. Искорёженные цеха, стреловые краны с выгоревшими от пожара внутренностями. Военные, сопровождающие нас в этой жуткой экскурсии, строго напоминают, что ничего нельзя трогать и поднимать. Фильм ужасов с готовыми декорациями. В это трудно поверить и осознать, что такого огромного комбината уже нет. Восстанавливать его нерентабельно.
Нам показали здание школы-интерната, в которой боевики неонацистского формирования проводили сборы для отбора школьников в состав своей группировки. Замечу: детей, оставшихся без родителей. Во время военных действий здесь был укрепрайон азовцев. Повсюду нависают оторванные куски металла, которые колыхаются от малейшего ветра, разодранные стены, пулемётные ленты на земле, осколки от снарядов. Военные, непосредственно принимавшие участие в штурме, освобождении этого здания и Мариуполя, рассказывают о тех событиях. Ещё раз убеждаешься в мужестве и стойкости наших бойцов. Они прошли этот ад, уничтожая зло.
Возле школы-интерната открыт мобильный госпиталь церковной больницы святителя Алексия, передвижной медицинский комплекс, где жители Мариуполя получают консультации врача, необходимую диагностику, лекарства. В Мариуполь посменно выезжают врачи и медики-волонтёры. Рассказывают нам о проблемах города. По-прежнему остаётся нехватка медикаментов, продуктов, воды, одежды, оборудования. На весь Мариуполь один эндокринолог, не хватает узких специалистов. Снова понимаешь, как необходимо здесь то, что привозят волонтёры. В этой гуманитарной помощи нуждаются и военные, и гражданские.
Возвращаемся домой в Крым, где сейчас звучит воздушная тревога. Чувства угнетающие. Три часа на границе в ожидании. Три часа в Мариуполе, а сколько мыслей и эмоций. Осознаём увиденное. Да, предстоит много работы. Но мы не почувствовали никаких панических настроений, страха. Люди работают, помогают друг другу и верят. С этой верой они идут в уцелевший от обстрелов Покровский храм, который находится в самом сердце Мариуполя. Дорога к храму — не просто красивое словосочетание. Это то, что спасёт и поможет выстоять.
Светлана Малахатко
Фото автора
Обсуждение (2)
Мариуполь. Восстановлен подземный переход (за короткое время): https://ya.ru/video/preview/9584639795860009481
>>Дальше едем к «Азовстали», везде руины, не подлежащие восстановлению.
К вопросу о Одессе, Киеве, Харькове и т.д, ну да, где-то не могут военные РФ пока что. Но где-то и не хотят, восстанавливать то все одно нам, а сейчас не СССР, когда за талоны на еду заводы строили!