вт, 26/09/2017 - 19:24

Максим Шевченко: «Крымско-татарский вопрос – слабое место в политике руководства Республики Крым»

Хотя доклад комиссара ООН о ситуации в Крыму пропагандистский, некоторые его пункты региональным властям – в первую очередь команде Сергея Аксёнова – нужно принять во внимание, считает член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России Максим Шевченко.

Для России не будет никаких последствий, в том числе репутационных, в связи с обнародованием доклада верховного комиссара ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейн о ситуации в Республике Крым и Севастополе, которые тот считает украинскими, полагает член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России Максим Шевченко. Он пояснил, что статус Крыма и Севастополя как российской территории не признаётся западным миром, который называет их «оккупированными»: «Если говорят, что вы что-то оккупировали – то дальше то, что вы делаете на „оккупированной территории”, это уже другой вопрос».

По мнению Шевченко, в России не должны отмахиваться от доклада – мол, это пишут враги.

«Это не совсем так. Там есть на что обратить внимание – особенно руководству Республики Крым, есть ряд моментов, которые я бы решительно исправлял», – добавил в беседе с ForPost Максим Шевченко.

Как писал ForPost, основной массив информации в докладе, опубликованном 25 сентября, посвящён запрещённому в России меджлису и связанным с ним общественным организациям, активистам и СМИ. А также крымскому отделению «Украинской православной церкви Киевского патриархата», не зарегистрированному в РФ. В конце содержатся 20 рекомендаций к Правительству РФ, которыми верховный комиссар ООН фактически призывает отказаться от российского суверенитета над Республикой Крым и Севастополем, шесть рекомендаций к правительству Украины и три рекомендации к международному сообществу.

При этом доклад, как в нём сказано, составлен на основе мониторинга, проводившегося не на месте – на Крымском полуострове, а с территории Украины. Скорее всего, использовались сведения многих граждан Украины, которые могут свободно приезжать в Крым, полагает Максим Шевченко.

«Думаю, сегодня ситуация на границе позволяет свободно её пересекать и свободно беседовать с людьми на месте – не знаю, было ли это сделано или нет <представителями ООН>, – отметил член президентского совета по правам человека. – Очевидно, что политические взаимоотношения России и Украины напоминают холодную войну. Естественно, статус Крыма и Севастополя с точки зрения разного рода западных организаций неопределённый, по меньшей мере. Они предпочитают в это дело не влезать напрямую, чтобы их не обвинили в чём-нибудь».

«А то приедет наблюдатель от ООН в Севастополь, увидит реальную ситуацию, скажет, что всё нормально в целом, а украинские власти его потом „съедят”, – пояснил член президентского совета по правам человека. – В Севастополе-то живут нормально, а в Крыму, конечно, есть проблемы, будем откровенны».

Максим Шевченко уточнил, что в Севастополе – в отличие от Республики Крым – нет межнациональных и межрелигиозных конфликтов, хотя присутствуют экономические и социальные, но они естественны для любого современного общества и государства. В Крыму более сложно, и ряд действий властей этого региона был направлен не на стабилизацию, а на подавление ситуации – к примеру, интеграции крымско-татарского общественного движения в Российскую Федерацию, – что привело к нежелательным последствиям, сказал Шевченко.

«В частности, к наличию большой иммиграции крымско-татарских активистов по ту сторону Перекопа, – привёл пример Шевченко. – Телеканал „АТР” закрыт в Крыму, но телеканал „АТР” открыт в Киеве. Что было бы лучше для России – чтобы „АТР” продолжал работать в России или чтобы „АТР” и очень многие его журналисты (многих я лично знаю) переехали по ту сторону Перекопа и стали теперь абсолютно враждебно настроенными к РФ?»

«Крымско-татарское население, мягко говоря, не очень довольно закрытием всего комплекса СМИ, связанных с „АТР”. Крымские власти списывают всё на Ленура Ислямова (одного из лидеров запрещённого в России меджлиса. – Ред.). Конечно, Ленур сам во многом виноват, сам захотел идти на конфликт, не искал компромисса. Но, может быть, ему и не оставляли выбора, при котором он мог пойти на компромисс и вписаться в ситуацию. У него был бизнес в Москве – он был не украинский бизнесмен Ленур Ислямов, а был московский, российский. И вот вопрос: как российский бизнесмен с большим бизнесом в Москве оказался врагом России, находится в Украине и полностью лишился своего бизнеса?» – рассуждает Максим Шевченко.

По его словам, в 2014 году было несколько сценариев нормализации отношений с крымскими татарами. Сначала Президент России после разговора с бывшим президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым поручил Республике Татарстан заниматься крымскими татарами и помогать их интеграции в РФ. Но потом действия властей Республики Крым во главе с Сергеем Аксёновым «как бы отрезали татарскую линию», они сказали, что справятся сами.

«Это привело фактически к войне, объявленной против крымско-татарских общественных организаций. Я считаю, что это неправильная политика в целом. Я считаю, что крымские татары хотят интегрироваться в Россию, и знаю очень много крымских татар, которые хотели работать на госслужбе, служить и так далее, но их – общественно активную часть народа – активно вытесняют, фактически отдают в руки врага. Думаю, крымско-татарский вопрос – слабое место в политике руководства Республики Крым», – считает член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России.

Он добавил, что доклад верховного комиссара ООН по правам человека является «сигналом и для нас – что нам делать, что нам исправлять»

«Я считаю, что пропаганда монархизма, русского доминирования, которые правительство Республики Крым вело последние несколько лет – выходили с портретами государя императора, выступали от имени партии „Единая Россия”, послали в Госдуму прокуроршу с её идеями – это разрушительная политика для федеративного многонационального устройства РФ. Российская Федерация по-другому устроена. Возможно, правящие элиты Республики Крым, которые были по сути украинскими, не до конца понимают, как устроена Россия: мы предпочитаем договариваться с народами, а не подавлять их, не сминать их в угоду правящим элитам и каким-то экономическим интересам», – сказал Шевченко.

Алексей Лохвицкий

Фото business–gazeta.ru

Теги:
Читайте также: