Крым

Крымский туризм отработал год за два

Наметились новые тенденции и укрепились старые.

Крымский туризм отработал год за два
Фото:
Коллаж ForPost
Подводим итоги курортного сезона-2021.

Минувшее лето сложилось исключительно удачно для важнейшей отрасли экономики Крыма, несмотря на погодные катаклизмы и очередную волну коронавируса. Дело не только в очередных рекордах по количеству отдыхающих, о которых не замедлили отчитаться власти.

Представители отрасли утверждают, что качество организации отдыха в Крыму за последнее время существенно выросло, а предлагаемый гостям полуострова ассортимент продуктов стал гораздо более разноплановым.  

Вакцинация или профанация?

Главный вопрос после завершения летнего курортного сезона-2021, несомненно, заключается в том, насколько сыграло в пользу Крыма решение властей главного внутрироссийского конкурента — Краснодарского края — ужесточить коронавирусные ограничения для отдыхающих. После того, как 24 июня кубанский губернатор Вениамин Кондратьев объявил, что с 1 августа для размещения в гостиницах и пансионатах потребуется сертификат о вакцинации, туроператоры и отельеры сообщили о волне отказов от бронирований, которые зачастую делались за несколько месяцев до предполагаемой поездки.

Правда, Краснодарский край был не первым регионом, который пошел на такие меры. Несколькими днями ранее решение о заселении в отели по справке о прививке или наличии антител приняло руководство Севастополя, причем начиная с 16 июля. Однако власти Республики Крым ограничений вводить не стали, установив для туристов максимально благоприятный режим — даже без ПЦР-тестов, не говоря уже о карантине по прибытию.

Официальная коронавирусная статистика по итогам двух самых «высоких» месяцев курортного сезона (июль-август) демонстрирует существенные различия между тремя регионами.  В Краснодарском крае с 1 июля по 1 сентября общее количество выявленных случаев коронавируса выросло на 29%, в объявившем ограничения для туристов Севастополе — почти на 83%. В отказавшейся от ограничений Республике Крым за этот же период количество обнаруженных заражений увеличилось на 46,5%.

В середине июля в связи со значительным увеличением заболеваемости глава РК Сергей Аксенов заявил, что полуостров может быть закрыт для туристов, если «ситуация перевалит за катастрофическую отметку». Судя по тому, что до конца августа ужесточения требований к приезжающим так и не произошло, власти республики сочли коронавирусную картину условно удовлетворительной. А уже 1 сентября Сергей Аксенов сообщил, что за предшествующие восемь месяцев турпоток в Крым превысил показатели рекордного за весь постсоветский период 2019 года на 24% и достиг 7,2 млн человек.

В Краснодарском крае также отчитались о впечатляющем росте количества туристов — но прежде всего по сравнению с провальным 2020 годом. За восемь месяцев курорты Кубани посетили 12,43 млн человек, или в 1,6 раза больше, чем в прошлом году.

«Если же сравнивать с рекордным доковидным 2019-м, когда в нашей жизни не было никаких ограничений, то разница — всего 2%», — добавил Вениамин Кондратьев.

Прямое сравнение официально представленных цифр по двум регионом не позволяет оценить, какое дополнительное количество туристов получил Крым, и оценки представителей отрасли существенно разнятся.

«Ограничения, введенные Краснодарским краем, несильно перераспределили турпоток в пользу Крыма, но можно было наблюдать определенный приток отдыхающих из самого Краснодарского края. Как таковой фактор коронавируса на летний сезон не повлиял, хотя были определенные хаотичные движения — некоторые туристы отказывались от броней, особенно после введения ограничений в Севастополе с 16 июля», — говорит глава межрегиональной организации «Ассоциация малых отелей» Наталия Стамбульникова.

В то же время, по её словам, спецификой пандемии можно назвать значительное увеличение количества отдыхающих «дикарями», причем большими компаниями. Многие места на побережье, где раньше не было отдыхающих, нынешним летом были заняты палатками и трейлерами, отмечает Стамбульникова.

Ограничения для туристов в Краснодарском крае были введены довольно поздно, когда уже была открыта Турция, поэтому многие из тех, кто собирался отдыхать на Кубани, отправились именно на турецкие курорты, добавляет Наталья Евневич, председатель совета директоров группы компаний «Конкорд», организатор проекта «День MICE в регионах России». По её мнению, переток туристов из Краснодарского края в Крым был небольшим — все-таки на полуострове пока не так много отелей высокого уровня в сравнении с ближайшим материковым регионом.

Но есть и совершенно другие оценки.

«По предварительным подсчетам, Крым благодаря поспешным и не до конца обдуманным действиям властей Краснодарского края дополнительно получил миллион туристов, которые поменяли маршрут. Мы знаем, какое гигантское давление оказывалось на главу Республики Крым, чтобы он принял такие же меры, но Сергей Аксенов устоял», — утверждает основатель сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.

В Краснодарском крае, по его словам, в период действия ограничений происходила полная профанация, поскольку большинство гостевых домов и частных домовладений принимали не только невакцинированных гостей, но и без ПЦР-теста. В итоге проигравшим оказался организованный сектор размещения, потому что большим гостиницам обойти ограничения было практически невозможно.

В Крыму поняли, что это пагубная практика, чреватая как потерей поступлений в бюджет, так и недовольством владельцев средств размещения, резюмирует Алексан Мкртчян. При этом, считает он, Крым еще и получил более качественную и платежеспособную аудиторию. По оценке эксперта, размещение в отелях в Крыму нынешним летом примерно на 20% было дороже, чем в Краснодарском крае: в августе номер в трехзвездочной гостинице стоил 8 тысяч рублей в сутки против кубанских 6 тысяч, в четырех «звездах», соответственно, 12 тысяч и 10 тысяч.

Отдых в стиле DIY

Ввод в эксплуатацию моста через Керченский пролив и трассы «Таврида» быстро привели к тому, что Крым стал чуть ли не главным центром российского автотуризма — а это повлекло за собой серьезные изменения в структуре спроса и предложения на рынке услуг для отдыхающих. Распространение идеологии DIY (do it yourself — сделай сам) на сферу туризма — тенденция глобальная, а в Крыму ей во многом способствует все та же причина: объектов размещения высокой звездности на полуострове немного, а «дикий» отдых исторически развит хорошо.   

«Такого количества туристов на своих машинах на полуострове явно не было никогда», — высказался Алексей Матвеенко, член рабочей группы по винному туризму в Российском союзе туриндустрии.

По его словам, из-за этого в наибольшем плюсе за последние два сезона оказались владельцы мест размещения. Поскольку все больше людей едут в Крым своим ходом и всю развлекательную программу организуют себе самостоятельно, в результате получается, что платят они только за жилье и питание, то есть их деньги достаются главным образом отельерам и рестораторам.

крым отдых туризм

«Операторы экскурсий и развлечений заработали меньше, — отмечает наш эксперт. — Это связано еще и с тем, что в массовом туризме устойчивым остается тренд на «подешевле» — многие экономят на тех же экскурсиях. Об этом же стремлении сэкономить свидетельствует большое количество автокемпингов, хотя инфраструктура для автомобильных путешествий в Крыму по-прежнему остается не самой развитой. О проблемах с инфраструктурой напомнили и наводнения, но в целом это не стало критичным моментом — сезон в Крыму состоялся».

В то же время, сказала Наталия Стамбульникова, финансовые ожидания отельеров от летнего сезона оправдались. По её словам, стоимость размещения в Крыму за год увеличилась на 10-15% — меньше, чем темпы подорожания продуктов питания на полуострове, хотя отдельные объекты повышали цену и на 50%. Наибольшее подорожание произошло на Южном берегу.

Помощь отельерам в загрузке объектов в мае-июне, что было особенно важно с учетом плохой погоды, оказали первые два этапа программы кэшбэка от Ростуризма. Заполняемость объектов в июне оказалась примерно на 10% выше, чем в прошлые сезоны, поэтому программу надо продолжать, считает Стамбульникова. Она также отмечает, что туристы стали более самостоятельными: гости полуострова стали больше питаться за пределами мест размещения.

В этом году, отмечает Наталья Евневич, Крым вообще очень хорошо подготовился к курортному сезону. Например, появилось очень много современных предложений активного отдыха — каякинг, яхтинг и вообще все виды водных развлечений, которыми раньше был славен прежде всего Сочи, теперь на полуострове достойно присутствует.

«В целом надо отдать должное крымскому министру туризма Вадиму Волченко, который много сделал для того, чтобы сам подход к организации отрасли стал более профессиональным. Кроме того, он взял на себя такую болезненную для крымского бизнеса проблему, как легализация малых объектов размещения», — указывает Евневич.

Винный акцент

Еще одна тенденция мирового рынка путешествий последних лет — быстрое развитие тех ниш, которые раньше считались маргинальными или рассматривались в качестве дополнительного «блюда» в меню для отдыхающих. Для Крыма таким специфическим сегментом, несомненно, стал винный туризм, идущий в ногу с развитием виноделия на полуострове.

Одно из главных достижений туризма в Крыму за последние пару лет — снижение значимости фактора сезонности, отмечает Алексей Матвиенко. Это, по его словам, в особенности характерно для ряда нишевых направлений, таких как винный туризм — они востребованы в любое время года.

В числе главных событий летнего курортного сезона в Крыму, безусловно, значится состоявшееся в мае открытие Центра винного туризма в поселке Оползневое, созданного по проекту архитектора Марко Казамонти, который построил винодельню для одного из самых известных итальянских брендов Villa Antinori. Но развитием винного туризма вполне успешно занимаются и малые винодельни Крыма, для которых туризм выступает все большей поддержкой основного бизнеса.

«Можно сказать, что в последнее время уровень подготовленности тех гостей, которые приезжают на крымские винодельни, вырос, — говорит севастопольский винодел Андрюс Юцис. — Поток туристов в масс-маркете остается большим, но в то же время появилось немало людей, которые едут целенаправленно в Крым не в море купаться, а именно ради местных вин. Многие берут мини-отпуска на выходные, прилетают на три дня и успевают посетить несколько виноделен. Эти люди уже разбираются в вине, производителях, сортах винограда. Кроме того, есть гости, которых интересуют возможности инвестиций в виноделие, они также часто посещают небольшие хозяйства, которые производят до 50-70 тысяч бутылок в год».

Сейчас, утверждает Андрюс Юцис, винный туризм в Крыму идёт по пути превращения в самостоятельное направление бизнеса, которое может быть рентабельным. Это одна из статей, образующих доходы виноделов, и хотя в общем обороте она пока составляет не более 10-15%, это живые деньги и люди, дающие обратную связь. В виноделии инвестиции обычно возвращаются только через год-полтора, когда вино продастся, а туризм обеспечивает доходы здесь и сейчас.

Винный туризм в Крыму будет развиваться при любых условиях, потому что каждое хозяйство так или иначе занимается привлечением гостей, добавляет Андрюс Юцис. Но, по его мнению, если будет организована какая-то специальная рекламная кампания по продвижению винного туризма в Крыму, это будет очень полезным для всех:

«Сами виноделы пока не объединились в этом плане, хотя были попытки.  Поэтому было бы очень здорово, если какие-то усилия приложит государство — нужна общая кампания, чтобы продвигать винный туризм сам по себе, а не каких-то конкретных производителей. Кроме того, это бы было хорошо для межсезонья, когда туризму в Крыму не хватает рекламной поддержки».

Такая поддержка может появиться по довольно неожиданной, на первый взгляд, линии — промышленного туризма. По словам Натальи Евневич, крымский винный туризм уже получил возможность продвижения в рамках соответствующей программы Агентства стратегических инициатив, в которую не вошел пока Краснодарский край.

«Крымская винная программа намного шире и более интересная, потому что она была создана за последние годы по современным стандартам, это уже не посещение виноделен советского типа», — считает эксперт.

Винная тема, добавляет Алексан Мкртчян, уже выступает самостоятельным генератором турпотока в Крым — на некоторых винодельнях посещения расписаны на две недели вперёд.

Читайте по теме: «Сказочно дорого»: россияне едут в Крым со своей гречкой.

Николай Проценко

Фото: Неонилла Кудрик|ForPost

976
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (2)

Profile picture for user mvy007
630

"Отработал год за два"... фраза чудесная в своей тупости, и напрочь противоречащая смыслу который хотел вложить в неё полуграмотный журналист.

 

По смыслу, фраза обозначает, что в ТЕЧЕНИИ ДВУХ ЛЕТ, туризм выполнял план ОДНОГО года.

Но смысл то был противоположный? Типа как "Пятилетку за три года!".

Т.е. в данном случае, фраза должна звучать как "отработал год КАК два".... Но очевидно писателю "как" показалось неприличным....

Profile picture for user kostoprav
6245

    Жаль, что после подобных новостей налоговики будут пристальней присматриваться к туроператорам и еще больше вставлять палки в колеса. 

 

to mvy007:  в течениЕ пишется в данном случае с "Е" в конце слова, так как это - предлог! Прежде чем советы советовать, русский язык подучили бы хотя бы в пределах общеобразовательной школы! 

     По смыслу у Вас, уважаемый комментатор, что-то происходит в течении реки под названием "Двух лет".

Главное за день

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
0
30

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
3
999

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
9
2785