Крым

Крымские власти уже не могут сдерживать цены на бензин

Чего ждать от прайса на местных заправках в 2021 году.

Крымские власти уже не могут сдерживать цены на бензин
Фото:
pexels.com

Регулярно возникавший после присоединения Крыма к России вопрос о том, когда на полуострове наконец снизятся цены на горючее, на восьмой год, похоже, окончательно утратил актуальность. Все меры по приведению топливных цен на полуострове в соответствие с материковыми, которые только можно было предпринять, уже задействованы, но значительный разрыв так и не удалось ликвидировать.

При этом крымский рынок горючего по-прежнему реагирует — неизменно в сторону повышения цен — на любые негативные факторы, и в этой ситуации оптимистичный для потребителей сценарий может быть только один: удержание роста стоимости топлива в пределах официальной инфляции.  

В Новый год с новыми ценами!

В начале 2021 года горючее на крымских АЗС вновь заметно подорожало — сначала под влиянием роста цен в оптовом звене рынка нефтепродуктов, а затем в связи с резким похолоданием, обрушившимся на все Северное полушарие.

По данным Крымстата, за последние пару месяцев на АЗС Симферополя дизельное топливо увеличилось в цене на 1,4% (до 49,32 рубля за литр на 15 февраля), бензин АИ-92 — на 1,7% (до 46,43 рубля), хотя стоимость литра бензина марок АИ-92 и АИ-95 по сравнению с серединой декабря почти не изменилась.

Традиционное сравнение крымских цен на горючее с ценами в Краснодарском крае демонстрирует, что значительный разрыв между ними никуда не делся. По данным администрации Краснодара на 17 февраля, литр АИ-92 на АЗС кубанской столицы в среднем стоил 44,65 рубля, то есть на 4% меньше, чем в Симферополе, а разница в средней стоимости литра АИ-95 оказалась еще больше, целых 5% - 48,78 рубля в Краснодаре против 51,23 рубля в Симферополе.

После прошлогоднего коронавирусного форс-мажора многие наверняка забыли о том, что ровно год назад официальные лица уверенно прогнозировали сокращение разрыва цен на горючее в двух регионах после запуска железнодорожной части Крымского моста. Например, в конце прошлого февраля руководитель УФАС по РК и Севастополю Евгений Костюшкин говорил, что с введением железнодорожной части моста цена на бензин «уже будет отличаться на копейки, а не на рубли».

крым мост таврия поезд

Очевидно, что эти расчеты не оправдались, но это ещё полбеды. Вторая половина печальной реальности крымского топливного рынка заключается в том, что за год цены вновь росли привычными темпами. Наиболее существенно по сравнению с февралем прошлого года подорожал бензин АИ-95 — на 5,1%, по данным Крымстата.

«Народный» бензин АИ-92 за год увеличился в цене всего на 1,7%, но, как показывает очередное исследование доступности бензина в регионах агентства РИА «Рейтинг», Республика Крым и Севастополь по цене 92-го по-прежнему сопоставимы с рядом регионов Дальнего Востока и Калининградской областью, где логистическая составляющая в стоимости топлива очень высока.

Дефицит, выгода, биржа

В Крыму с открытием железнодорожной части моста ситуация с логистикой в самом деле стала проще — по данным Крымской железной дороги уже в июле-ноябре прошлого года прибытие нефтепродуктов увеличилось на 40%. Но цены на горючее продолжали расти.

В Крыму цены на бензин в прошлом году поднялись по тем же причинам, что и по всей России, отмечает основатель сервиса по онлайн-оплате топлива на АЗС Benzuber Артем Скворцов. По его словам, во время ограничений, связанных с коронавирусом, в топливной отрасли многие производства были остановлены на реконструкцию, далее не планировалось быстрого возврата к прежним объемам потребления горючего, поэтому в определенный момент образовался дефицит топлива. Кроме того, для нефтяных компаний по-прежнему привлекательнее экспортная альтернатива на внешних рынках, поэтому они отправляют на экспорт больше топлива.

Очередной цикл роста цен на горючее в оптовом звене стартовал в конце прошлого года вместе с возвращением мировых цен на нефть на докризисный уровень более 50 долларов за баррель. Однако Минэнерго РФ не пошло навстречу очередной просьбе нефтяников скорректировать демпферный механизм ценообразования на топливном рынке, сославшись на то, что темпы роста цен на нефтепродукты соответствуют инфляции.

Вместо этого по итогам переговоров с нефтяными компаниями было принято решение увеличить объем переработки нефти до 1,6-1,7 млн тонн в месяц к 1 мая и увеличить объемы продаж нефтепродуктов с помощью биржевых механизмов.

В соответствии с совместным приказом Минэнерго и ФАС, производители теперь обязаны реализовывать через биржу не менее 11% от производства бензина и керосина (ранее — 10%) и не менее 7,5% от производства дизельного топлива (ранее — 6%). Теоретически это решение выглядит выгодным для Крыма, поскольку основной объем горючего для полуострова закупается именно через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ).

крым биржа бензин

Однако, отмечает преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН Сергей Жильцов, повышение биржевых лимитов несущественно — следовательно, и эффект от него будет минимальным. При этом, полагает эксперт, переход от традиционного ценообразования к биржевому может только повысить волатильность цен на топливо, рыночному же снижению цен могут способствовать только фундаментальные факторы.

Биржа как инструмент снижения стоимости топлива работает только тогда, когда она является площадкой для действий нескольких реально независимых друг от друга игроков, указывает независимый эксперт нефтегазового рынка Александр Полыгалов. Реальная независимость, в частности, означает, что любой из таких игроков либо владеет заправочной и распределительной инфраструктурой, либо способен обеспечить для своего топлива недискриминационный доступ к такой инфраструктуре — а как со всем этим в реальности сегодня обстоит дело в Крыму, попросту неизвестно.

Специфика топливного рынка Крыма

Даже несмотря на то, что Крым давно, как считается, интегрировался в российское экономическое пространство, унаследованная от Украины специфика его топливного рынка во многом сохраняется, добавляет Александр Полыгалов. Об особенностях функционирования топливного рынка Крыма, по его словам, по-прежнему понятно гораздо меньше, чем можно сказать про любой другой российский регион, включая даже регионы Северного Кавказа.

«В регионах подальше от центра, как правило, не всегда ясны — как минимум официально — конечные бенефициары тех или иных розничных продавцов и посреднических структур между нефтепереработкой и розницей. Где-то это проявляется особенно ярко и выпукло, например, в сегменте авиакеросина, а где-то всё ясно и прозрачно даже на официальном уровне. А в каком-то регионе, как говорится, "все всё знают" и "все всё понимают", но неофициально», — пояснил эксперт.

Речь идет именно о местных игроках либо о тех, кто издавна погружён в специфику региона, продолжил он. Полный список бенефициаров крымского топливного рынка и сложившиеся между ними договорённости пока не известны.

В данном случае можно вспомнить о неоднократных намерениях крымских властей привести на полуостров какого-то внешнего игрока топливной розницы. Опять же, многие, наверное, уже и забыли, как в октябре 2019 года глава РК Сергей Аксенов на одном из мероприятий, организованных Госдумой, рассказывал, что региональные власти ведут переговоры с некой компанией из Татарстана, которой было предложено создать на полуострове сеть АЗС, альтернативную местным игрокам.

«Нас сегодня убивает отсутствие конкуренции. Поскольку крупных игроков на рынке нет, это позволяет нашим нефтетрейдерам выставлять соответствующую цену. Задача — добиться реального понижения цен хотя бы на семь-восемь процентов в реальном отношении», — говорил тогда Аксенов.

Как видно, эта ставка тоже не сыграла — топливных операторов с материка, желающих работать в Крыму, за последние годы не нашлось. Для российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) работа на полуострове затруднена западными санкциями, а региональные сети АЗС определенно видят в Крыму другие риски — преимущественно нерыночного характера. Если за семь лет доставшаяся в наследство от Украины структура топливного рынка почти не изменилась — значит, это кому-нибудь нужно, а чужаков тут не особенно ждут.

Предел усилий

Инструментом ограниченного применения оказались и административные меры воздействия на рынок вплоть до грозных окриков на местные сети АЗС. Пик активности антимонопольных органов пришелся на 2019 год, когда цены на бензин в Крыму в самом деле пошли вниз, но в прошлом году они, как мы уже видели, снова выросли, и особого рвения антимонопольщиков по этому поводу не наблюдалось. Не исключено, что власти просто ощутили некий предел своих усилий.

«Давление властей на представителей топливного бизнеса позволит сдерживать цены в регионе некоторое время. Но любые нерыночные механизмы сдерживания цен имеют негативные последствия для экономики»», — отмечает Сергей Жильцов.

крым власти контроль топливо цены

В долгосрочной перспективе, считает он, такие шаги приведут к нарушению инвестиционных циклов и росту долговой нагрузки на топливные компании, что впоследствии приведет к ещё большему росту цен. По его мнению, для решения проблемы с ценами на бензин в Крыму нужно повышать уровень платёжеспособности населения, а не ломать хрупкие механизмы топливного рынка. Анализ мирового опыта подтверждает бессмысленность и вред от искусственного сдерживания цен на топливо, добавил эксперт.

Из всего этого напрашивается вывод, что репертуар каких-то специальных мер для крымских топливных цен, по большому счёту, исчерпан. Все, что могли, власти уже сделали (или не сделали, но по меньшей мере пытались), а дальше пусть все решает пресловутая невидимая рука рынка вкупе с теми правилами игры, которые устанавливаются на федеральном уровне.

Прогнозы

Любопытно, что такая позиция вполне соответствует тем ожиданиям, которые сейчас сложились на рынке. Как отмечает независимый топливный эксперт Виктор Костюков в комментарии к торгам на СПбМТСБ 1-5 февраля, достигнутый уровень цен на бензин можно считать результатом компромисса между интересами производителей, интересами государства в части наполнения бюджета страны и потребителей топлива.

А дальше есть все основания полагать, что достигнутые в январе максимумы бензиновых индексов сохранятся до конца 2021 года, если мировая экономика начнет восстанавливаться после пандемии, а нефтяные котировки не обвалятся ниже 55 долларов за баррель.

По итогам января благодаря восстановлению цен на нефть производители нефтепродуктов впервые получат выплаты из бюджета за счёт демпфирующего механизма. Так что есть все основания предполагать, что оптовые цены на топливо расти пока не будут. Сейчас, отмечает Артем Скворцов, правительство вмешалось и в ситуацию с экспортом топлива, этот процесс притормозили — «всё в итоге будет хорошо», прогнозирует эксперт.

Но ждать чудес в Крыму уже точно не приходится. Если исходить из двух предпосылок — что цены на топливо на полуострове уже подчиняются общероссийским закономерностям и что федеральное правительство считает нормальным рост цен на горючее в пределах инфляции, — то прошлогодний рост цен не выглядит какой-то аномалией.

Официальный показатель инфляции в среднем по России в прошлом году составил 4,9%, а в Крыму и Севастополе он оказался еще выше, так что формального повода для очередных громких заявлений в адрес заправщиков у властей, похоже, не возникает. Остается лишь смириться с тем, что бензин в Крыму будет существенно дороже, чем на материке, ещё, видимо, долго.

Николай Проценко

Фото: Таврия|ВКонтакте, pixabay.com

4149
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (24)

Profile picture for user Bip
4735

Это называется картельный сговор, но на это закрывают глаза.

Profile picture for user olpans
1118

Похоже ,что все владельцы заправок,украинские олигархи,которые мстят крымчанам,за их выбор в 2014 году,по другому это не объяснимо....

Profile picture for user sergei67
583

а что власть может сдерживать? только то что им выгодно, например зарплаты это мы можем сдержать не дай бог увеличат так сразу налоги вверх

Profile picture for user Южная дорожка
1356

К чему ломать копья обвиняя собственников заправок. Понятно ведь что основной формирователь стоимости топлива правительство РФ, устанавливающее налоговые сборы суммарно составляющие  73,8 процентов, в то время как прибыль, в которой всегда обвиняют заправщиков, находится в зоне 7 процентов, в чем собственно легко убедится заглянув на широкие просторы интернета по соответствующей теме.

Profile picture for user atos.2010
807

 

Похоже ,что все владельцы заправок,украинские олигархи,которые мстят крымчанам,за их выбор в 2014 году,по другому это не объяснимо....

Только как они это могут делать без одобрения Москвы.Даже на примере Севстополя мы видим как бывшие щирые за одну ночь перекрасились и стали лучшими гражданами РФ с правами начхать на жителей и власть города.

Profile picture for user Zvonaryova.pol
3469

Есть простой и очевидный механизм сдерживания цен на топливо - создать (а в Севастополе оживить ) сеть государственных заправок, на которых установить разумные цены. Все остальные барыги ВЫНУЖДЕНЫ будут среагировать!

Это ЧТО - НЕВОЗМОЖНО?

Неужели местным властям непонятно социальная напряжённость, вызываемая этой проблемой?

Ау - Губернатор? Ау - законодательное собрание.....

 

Profile picture for user Коровьев в курсе
190

УФАС во главе с бездельником Костюшкиным - враг граждан-автолюбителей!

За такое грубое вранье, подтверждающее беспомощность и непрофессионализм такого чиновника - в отставку!

До 23 февраля 2021 года.

Этот бюджетный клещ - явно не на своём месте!

Прошу руководство страны принять меры к таким заявителям - врунам! 

Прошу уволить и назначить вместо него професионала!

Profile picture for user Южная дорожка
1356

to Zvonaryova.pol:  Уважаемая, на что Вы расчитываете предлагая государственному предприятию заняться продажей топлива? Вы хоть ознакомтесь сколько с одного литра вы платите налогов этому государству, не частнику - продавцу топлива, а непосредственно государству? Возможно после этого ваше позиция изменится.

Profile picture for user Zvonaryova.pol
3469

Поверьте экономисту - при желании властей (безусловно наивное предположение) - с помощью государственных заправок (также аптек и т.п.) отрегулировать цены можно за несколько месяцев.

to Zvonaryova.pol:  Уважаемая, на что Вы расчитываете предлагая государственному предприятию заняться продажей топлива? Вы хоть ознакомтесь сколько с одного литра вы платите налогов этому государству, не частнику - продавцу топлива, а непосредственно государству? Возможно после этого ваше позиция изменится.

 

Profile picture for user Zvonaryova.pol
3469

Предприятие моего хорошего знакомого покупает судовое дизельное топливо по 48 (у барыги с лицензией на бункеровку судов).

Поставщики с материка предлагают цену с доставкой  ниже 40(!) со всеми документами. 

Власти вопят - нельзяяяя!!!

Profile picture for user Екатерина - в очереди
207

to Zvonaryova.pol:   Я ВЕРЮ!!!! -  только это экономика будет называться ПЛАНОВАЯ!!))

да и политическая система будет другой. Нашы надежды на разумность и плановость экономики держат за хвост адепты капиталистического политического устройства государства...  играются, как кошка с мышью((((((  и потихоньку жрут...

 

И поверьте, репа у них не треснет и совесть не проснется... что мы и наблюдаем.

Поверьте экономисту - при желании властей (безусловно наивное предположение) - с помощью государственных заправок (также аптек и т.п.) отрегулировать цены можно за несколько месяцев.

 

Profile picture for user Южная дорожка
1356

to Zvonaryova.pol:  Если вы считаете себя экономистом, то обосновывая свое мнение исключите из лексикона термин "барыги". Топливо действительно можно купить в приделах 40 р. за литр, но только оптовым приобретением, минуя заправки, с непосредственным сливом в емкости собственного производства. Однако 40 р. опт. в свою емкость вполне соответствует 48 р. на заправке, где присутствует хранение, работа сотрудников заправки, электрообеспечение, пожаробезопасность, налоги на продажу и на заработную плату  и прочие обязательные позиции объекта повышенной опасности. Ниже 40 рублей, в зависимости от вида и марки топлива, приобрести уже невозможно, так как эта цифра подошла вплотную к стоимости реализации на заводе. Ваша плановая экономика здесь вообще ничего не решит, она была эффективна при неравномерном распределении товаров. Топливо сейчас есть в любом уголке Крыма, а его стоимость сформирована не дефицитом, а базовыми налоговыми позициями установленными главным регулятором - Правительством РФ. 

Profile picture for user Екатерина - в очереди
207

to Южная дорожка:  Ошибаетесь - плановая решит все, прежде всего - сменит собственника и соответственно размер акцизного сбора). 

to Zvonaryova.pol:  Если вы считаете себя экономистом, то обосновывая свое мнение исключите из лексикона термин "барыги". Топливо действительно можно купить в приделах 40 р. за литр, но только оптовым приобретением, минуя заправки, с непосредственным сливом в емкости собственного производства. Однако 40 р. опт. в свою емкость вполне соответствует 48 р. на заправке, где присутствует хранение, работа сотрудников запраки, электрообеспечение, пожаробезопасность, налоги на продажу и на заработную плату  и прочие обязательные позиции объекта повышенной опасности. Ниже 40 рублей, в зависимости от вида и марки топлива, приобрести уже невозможно, так как эта цифра подошла вплотную к стоимости реализации на заводе. Ваша плановая экономика здесь вообще ничего не решит, она была эффективна при неравномерном распределении товаров. Топливо сейчас есть в любом уголке Крыма, а его стоимость сформирована не дефицитом, а базовыми налоговыми позициями установленными главным регулятором - Правительством РФ. 

 

Profile picture for user Левентик
545

Когда в Крым войдет "Лукойл", "Сбер"и иже с ними крымские "аллергики" - цены возможно и сравняются с материковыми. Правовое поле для граждан вроде и российское, но вот с экономическим загвоздка. Пока сюда не войдут крупные операторы даже рассуждать на эту тему нет смысла. 

Profile picture for user Mir vsem
5508

"Крымские власти уже не могут сдерживать цены на бензин"

А за чем им это делать! Они хозяева и бензина, и заправок, и всей жизненной ситуации...

"Куют железо пока оно горячо"! Пока они при этой "власти"!

Profile picture for user Zvonaryova.pol
3469

to Южная дорожка:  

to Zvonaryova.pol:  Если вы считаете себя экономистом, то обосновывая свое мнение исключите из лексикона термин "барыги". Топливо действительно можно купить в приделах 40 р. за литр, но только оптовым приобретением, минуя заправки, с непосредственным сливом в емкости собственного производства. Однако 40 р. опт. в свою емкость вполне соответствует 48 р. на заправке, где присутствует хранение, работа сотрудников заправки, электрообеспечение, пожаробезопасность, налоги на продажу и на заработную плату  и прочие обязательные позиции объекта повышенной опасности. Ниже 40 рублей, в зависимости от вида и марки топлива, приобрести уже невозможно, так как эта цифра подошла вплотную к стоимости реализации на заводе. Ваша плановая экономика здесь вообще ничего не решит, она была эффективна при неравномерном распределении товаров. Топливо сейчас есть в любом уголке Крыма, а его стоимость сформирована не дефицитом, а базовыми налоговыми позициями установленными главным регулятором - Правительством РФ. 

 Барыг всегда буду называть барыгами! Мои цифры - именно об оптовых (!) закупках топлива, не о заправках. Разница между оптовой ценой в Ростове (например) и в Севастополе должна быть 3 рубля (стоимость доставки), но не 8-10 рублей! Ваши рассуждения о налогах и т.п. здесь ни причём.

Profile picture for user Южная дорожка
1356

to Екатерина - в очереди:  "Сменит собственника и соответственно размер акцизного сбора."    Собственника чего произойдёт смена?   Заправок? Так там доходная часть в приделах 7% и погоду по общей стоимости топлива не делает.  Или сменится собственник НПЗ?  Так и они хоть и перерабатывают огромные объемы нефти на стоимость топлива влияют исключительно естественными для производства затратами.  Может быть заменить добытчиков нефти или транспортников? Так тоже не поможет, в чём легко убедится заглянув в сегменты формирования итоговой стоимости нашего товара.  А вот уменьшение акцизных сборов действительно повлияло бы на топливо, но кто же его будет менять, ведь его регулятор и собственник одно и тоже лицо - Правительство РФ.  А оно точно его менять не будет, так как основной доход страны в настоящий момент формируется не производственной деятельностью, а фискальным аппаратом этого государства. 

Profile picture for user Zvonaryova.pol
3469

 

to Южная дорожка:  

В другой раз читайте внимательно - речь шла о закупках судового топлива (22.54) - минуя АЗС...

Profile picture for user Екатерина - в очереди
207

to Южная дорожка:  Я бы расписала, но боюсь забанят и второй эккаунт)).

to Екатерина - в очереди:  "Сменит собственника и соответственно размер акцизного сбора."    Собственника чего произойдёт смена?   Заправок? Так там доходная часть в приделах 7% и погоду по общей стоимости топлива не делает.  Или сменится собственник НПЗ?  Так и они хоть и перерабатывают огромные объемы нефти на стоимость топлива влияют исключительно естественными для производства затратами.  Может быть заменить добытчиков нефти или транспортников? Так тоже не поможет, в чём легко убедится заглянув в сегменты формирования итоговой стоимости нашего товара.  А вот уменьшение акцизных сборов действительно повлияло бы на топливо, но кто же его будет менять, ведь его регулятор и собственник одно и тоже лицо - Правительство РФ.  А оно точно его менять не будет, так как основной доход страны в настоящий момент формируется не производственной деятельностью, а фискальным аппаратом этого государства. 

 

Profile picture for user Dimen_777
888

Сначала обещали, что цены на бенз упадут, как постоят мост, потом как пойдут по мосту грузовые автоцистерны, потом когда ж/д цистерны. И что? И ничего! Ничего не поменялось и не поменяется никогда. Удел Крыма такой, увы ...

Profile picture for user Топотушка
2464

Основная причина - внутрироссийские санкции. Не надо говорить , что материковые монополисты на крымском рынке не присутствуют - они есть (через своих "дочек"). Просто есть некий негласный "налог" на российскость Крыма со стороны отечественного бизнеса - компенсируют свои убытки от западных санкций за наш с вами счёт. Эта ситуация в ближайшие лет 15 не изменится, увы.

Profile picture for user Инженер
1710

 

Похоже ,что все владельцы заправок,украинские олигархи,которые мстят крымчанам,за их выбор в 2014 году,по другому это не объяснимо....

Доколе вам «внешний враг» мерещиться будет? На кой вы им здались? Чи ни цяця.

Наши собственные сограждане, в чьей компетенции и в сфере чьих интересов находится этот вопрос, вполне успешно справляются без посторонней помощи.

Думается, что у таких как вы во всех бедах виновен кто-то сторонний: соседи, начальник, погода, правительство, капиталистический строй, евреи, масоны, инопланетяне...

Главное за день

Участок у Карантинной бухты уверенно отходит военным

Региональное правительство во второй раз потерпело поражение в суде.
12:00
20
2342

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
15
4409

Проблема погибающих сосен распространяется по всему Севастополю

На этот раз гибнущая сосновая аллея обнаружена у памятника в Хмельницком.
15:03
9
1376

Под столицей Крыма загорелась железнодорожная цистерна

По предварительной информации, есть пострадавшие.
14:05
2
1286