пт, 28/09/2018 - 20:06

Комфортную городскую среду Севастополя предложили увидеть сквозь призму Махачкалы и Абакана

Городского комфорта не может быть без центра компетенций, считает федеральный чиновник. Во всех остальных местах должно быть сухо и чисто.

Положительный и отрицательный опыт, накопленный в стремлении сформировать в Севастополе комфортную городскую среду, обсудили сегодня на круглом столе. В качестве крупного эксперта по этим вопросам был представлен федеральный чиновник Павел Данилов, возглавляющий проектный офис «ЖКХ и городская среда» Минстроя РФ.

«Оградить от других жителей Ростова»

Для начала Данилов в доступной форме описал функционал своего ведомства: «мы выезжаем в города и смотрим, как реализуется проект». Также он поделился ценными наблюдениями, полученными в ходе этой деятельности. В частности, было отмечено, что город Ростов-на-Дону — это город-миллионник и вообще — хороший город.

В славном Ростове-на-Дону, сообщил Данилов, реализация проекта столкнулась с трудностями. Некие жители создали себе идеальный двор, куда незамедлительно начали проникать соседи и другие горожане, желающие приобщиться к красотам эталонной придомовой территории.

«Процесс благоустройства должен курировать профессионал, который сразу бы говорил: если мы принимаем решение о том, что у вас есть рампа для скейтбордига, то вы должны понимать, что вам не удастся оградить эту рампу от других жителей города Ростова», — пояснил он.

В связи с этим представитель Минстроя призвал собравшихся к сознательности и сообщил, что целью проекта является не только вовлечение населения в обсуждение решений, но и передача ответственности за эти решения. А содержание объектов, возведённых по желаниям жителей, будет возложено на плечи, а точнее, кошельки этих самых жителей.

«Когда человек принимает решение по наполнению своего двора, он должен отдавать себе отчёт: а сможет ли он потом это содержать», — подчеркнул Данилов.

Тем самым обосновав создание «центра компетенций», который «позволит понимать симптомы, которые сообщает население, а профессионалы будут определять, какая ответственность будет стоять за этим желанием».

Business, information, modulation

«Как вот это, „Business, information, modulation” — новая тема, которая сейчас охватывает весь цикл жизни здания и определяет, сколько будет стоить его содержание», — дополнительно объяснил главную идею Данилов. Подчеркнув, что готов ответить на любые вопросы.

Вопросов про «business, information, modulation» у собравшихся почему-то не возникло.

«То, что это всё на нас повесят, и так понятно. Известно, что мы всё время должны всем подряд», — прозвучал голос из зала. Безымянная посетительница слушаний напомнила, что зачастую в Севастополе объекты возникают вообще без учёта мнения местных жителей и доискаться потом балансодержателя невозможно.

«Пришли, извините, изнасиловали, что-то поставили и ушли», — ярко описала взаимоотношения населения и городских служб жительница города-героя.

При этом — в чём её поддержали остальные собравшиеся — Севастополь откровенно задыхается в кратно возросшем числе машин, что выводит на первое место необходимость зелёных зон и парков.

Вопросы сводились к следующему: севастопольцы и так регулярно платят за услуги, качество выполнения которых не всегда соответствует тарифу. Где гарантия, что в рамках нового проекта деньги будут платиться за услуги — а не просто так? И почему бы не сконцентрироваться на создании зелёных зон при обсуждении общественных пространств?

Павел Данилов ответил, что управляющие компании — это изначально выбор жителей и существует контроль над деятельностью УК.

«Если вы за ней не следите или если она вас не устраивает — то это безответственно», — подчеркнул представитель Минстроя.

Также собравшихся проинформировали, что, кроме Севастополя, уникальны также Южно-Сахалинск и Владивосток — «где в одном дворе три подпорных стенки».

«Чисто и сухо»

Федеральному чиновнику из зала была направлена ожидаемая на этой стадии диалога просьба «сформулировать в двух словах цель его выступления».

«Я хотел сказать, что основа проекта — позиция ответственного собственника. Участвующего в принятии решений и готового нести ответственность за своё решение наравне с муниципалитетом», — ответил Данилов.

Пояснив, что «мы часто живём в приятных воспоминаниях из прошлого, считая, что некоторые объекты необходимо благоустраивать — и возвращать им прежний вид, который был 100 или 20 лет назад».

Также представитель Минстроя озвучил концепцию, согласно которой — денег не так много. И поэтому надо их тратить только туда, где бывают люди и это пространство востребовано.

«Во всех остальных местах должно быть чисто и сухо. Не надо создавать такого большого количества общественных пространств, которые будут не востребованы. Потому что потом всё это нужно содержать», — уточнил Павел Данилов.

«Многострадальный сквер Ахматовой»

Собравшиеся немедленно поправили гостя, что в Севастополе вообще немного общественных пространств, тем более невостребованных.

Руководитель общественной организации «Севастопольское общество охраны природы, прав человека и исторического наследия» Валентин Шестак описал бедственное положение Севастополя по части антропогенных факторов.

 «В город приезжают десятки тысяч людей, которые хотят вместе с семьями и машинами тут остаться. Население уже не 400 официальных тысяч — а не понимаем сколько. Нас интересует комфортность, безопасность и качество жизни. Но как можно говорить о качестве жизни, если, с одной стороны, вкладываются сотни миллионов в благоустройство дворов, а с другой — эти дворы заполняются машинами. Сизифов труд», — заявил Шестак.

Напомнив, что только в одном из районов Казачьей бухты числится порядка 6000 машин и 380 гаражей ветеранов, «где не то что про озеленение — про парковку нельзя говорить».

При всём желании мы не сможем описать следующие несколько минут диалога — там упоминались участковые, видеонаблюдение, климатология и состав атмосферного воздуха, — но в итоге собравшиеся пришли к выводу: парк Ахматовой ведомства губернатора Овсянникова отремонтировали не особо хорошо.

«Я слышала ваше выступление по телевидению, когда сдавался наш многострадальный сквер Анны Ахматовой, — обратилась к Данилову жительница близлежащего дома. — С одной стороны — реконструировали, создали уголок красивого пространства. Но посмотрите — я обращаюсь к вам и очень прошу (к Овсянникову было бы вообще много вопросов) — как это принималось? Департамент хозяйства, мне кажется, принимает это с закрытыми глазами».

Читайте также: Ограждения у пляжа «Солнечный» не пережили первого шторма

В ходе оценки качества парка Ахматовой и отделённого от него забором «Херсонеса Таврического» родился ещё один запоминающийся мем этой встречи: «Сегодняшний Севастополь олицетворяет собой эстетику прекрасного и безобразного».

«Здесь вам не Абакан»

Представитель департамента архитектуры Олег Иванов взял слово и напомнил, что целью встречи было «собраться и поговорить о нашем текущем состоянии».

«Лучшая практика, которая есть, — город, например, Абакан. Люди поняли, что достаточно накладно на самом деле делать в каждом дворе автономные универсальные площадки», — попытался вернуться к изначальной канве беседы Данилов.

«Здесь вам не Абакан», — прозвучала категорическая реплика из зала, снова прервавшая выступление гостя.

Внезапно оказалось, что Данилову необходимо спешить в аэропорт, и остальные рекомендации были выданы крайне сжато.

Вот для этого и нужен центр компетенций

Напоследок севастопольцам сообщили, что — исходя из баланса «дворовых» и «городских» интересов — по мнению Минстроя, оптимальной будет такая концепция.

Во дворах — парковки и минимальный перечень игрового пространства для детей до 3 лет, маленькая горка и качельки.

Остальные горки и качели, пояснил Данилов, будут относиться к междворовому пространству, которое содержит муниципалитет.

В частности, представитель Минстроя сослался на опыт Москвы по широкому внедрению детских площадок в каждый двор. И этот опыт был признан негативным, в то время как вариант междворовых площадок, единых для нескольких домов, показал себя хорошо.

«Но в целом уровень выше среднего в Севастополе, честное слово. Вот посмотрите, как в Махачкале», — обнадёжил собравшихся представитель Минстроя, вспомнив о проблеме перенасыщенности города-героя автотранспортом.

«Мы хотим этого не допускать, чтобы было как в Махачкале», — прозвучал очередной бескомпромиссный ответ из зала.

Представитель департамента архитектуры Олег Иванов сообщил, что для этого и нужен центр компетенций — на базе которого будут обсуждаться, рассматриваться и проходить экспертную оценку конкретные проекты благоустройства. Чтобы благоустройство Севастополя представляло собой комплексный и непротиворечивый процесс.

Николай Сведски

Читайте также: