вс, 30/09/2018 - 13:30

Кого фильтрует муниципальный фильтр?

В целесообразности муниципального фильтра на выборах губернатора снова усомнились.

Как уже сообщал ForPost, на прошедших в российских регионах выборах, как минимум, случилось два «неплановых» события – во Владимирской области и в Приморье победили совсем не те, на кого ставила власть.

По мнению большинства экспертов и политологов, в нынешнем случае следует говорить о рисках, проистекающих из критической оторванности многих региональных властей от, собственно, населения этих регионов. Причем под «властями» следует понимать не только исполнительную власть (власть законодательная, парламенты, по своей природе более близки к народу) но и партийные структуры.

Читайте также: Они не понимают, что под ними трещит лёд: эксперты о будущем местной власти Севастополя

В качестве одной из ключевых особенностей процедуры выборов, негативно влияющей на нее, эксперты указывали муниципальный фильтр.  Напомним, что при выборах действующего губернатора Севастополя Овсянникова он был сформирован наиболее некомфортным для «народных» кандидатов.

По итогам единого дня голосования снова актуализировалась дискуссия – нужен ли муниципальный фильтр, и если нужен – то зачем.

Напомним, что в рамках действующего городского законодательства каждый кандидат в градоначальники обязан принести с собой не менее десяти процентов подписей муниципальных депутатов, которых всего 120. То есть для регистрации необходимо предоставить подписи 12-ти депутатов.  При этом, как легко догадаться, симпатии муниципальных депутатов надо каким-то образом завоевать, исходя из того ресурса, который у кандидата есть.

Мы, конечно, изначально подразумеваем ресурс авторитета кандидата у народных масс.

Нарушает принципы выборности

Ставший вторым на выборах губернатора Севастополя в 2017 году Роман Кияшко несмотря на то, что смог преодолеть муниципальный фильтр, убежден, что барьер необходимо отменить.

«Я считаю, что чем больше кандидатов, чем больше программ, мнений - тем лучше. Пусть люди выбирают. А вы помните – Бабурин был отсечен с помощью муниципального фильтра, Колесниченко. И наоборот – совершенно искусственно протащили кандидата от «Коммунистической партии социальной справедливости» или как там она называлась. Явный клон, из Краснодарского края, который до этого никогда не был в Севастополе», - напоминает экс-кандидат в губернаторы Севастополя.

С тезисом о клонах (и кандидатах-спойлерах) трудно спорить. Кряжев Николай Михайлович оказался самым невнятным кандидатом в губернаторы Севастополя – и как такой кандидат смог понравиться нужному числу муниципальных депутатов сказать непросто.

Определенные предположения, конечно, можно строить. Как сообщил ForPost источник в одном из федеральных СМИ, сотрудники этого издания столкнулись в предвыборный период с пикантной ситуацией. Пытаясь дозвониться по контактному телефону предвыборного штаба кандидата Кряжева для уточнения моментов его биографии, им неожиданно ответил человек, с которым они общались за несколько минут до того. Правда, тогда этот человек представлял штаб политтехнологов совершенно другого кандидата.

«Это искусственный барьер, которым пользуются определенные политические силы, обладающие достаточным для этого ресурсом, чтобы отсекать сильных конкурентов, но пропускать слабых. Или откровенных клонов. Наше мнение однозначное – муниципальный фильтр надо отменять. Он нарушает в чистом виде все принципы выборности, демократичности и свободы выбора», – резюмировал Роман Кияшко.

Фильтр оставить, усилить Законодательное собрание

Политолог Борис Межуев занимает более умеренную позицию, предлагая альтернативное решение. По его словам, идеальным вариантом было бы просто доверить выбор главы регионального правительства местным органам законодательной власти. Как это было в России раньше, и как происходит в Германии сейчас.

«Потому что это исключило бы абсолютно конфликт ветвей власти, который сейчас происходит в Севастополе», - описывает побочный бонус политолог. Делая важную оговорку – при этом необходимо сохранить достаточную возможность федерального вмешательства, в том числе процедуру отставки губернатора распоряжением главы государства.

Борис Межуев напоминает, что в введении фильтра была вполне конкретная логика – пытаться «избежать того, что было в 90-е годы, попыток избежать прихода различного откровенного криминала во власть».

И с учетом реалий сегодняшнего дня, после Приморья и Владимирской области, когда в следующем году порядка 20 регионов будут выбирать себе руководителей в условиях вполне вероятного протестного голосования, польза от муниципального фильтра все-таки есть. Так как у власти объективно должен быть рычаг для устранения опасных фигур, связанных с преступностью, сепаратизмом и проведения нелояльной к России, как государству, политики.

Использование спойлеров – опасно

«Как пройти между управляемостью и отсутствием демократизма – это большой сложный вопрос. Мне кажется путь к этому должен идти не через пересмотр существующих законодательных норм, а его неукоснительного соблюдения. В частности, прав законодательного собрания. Если сохранить действующую систему выборов губернатора, то нужно будет усилить парламент, например, за счет расширения полномочий по бюджету», - предлагает политолог.

При этом Борис Межуев предостерегает участников будущих выборов от использования муниципального фильтра и кандидатов-спойлеров.

«По моему мнению губернаторы начали понимать, что политика спойлеров уже становится опасной. Сейчас чем больше кандидат похож на спойлер, тем больше за него будут голосовать, чтобы продемонстрировать свои протестные настроения», - пояснил Борис Межуев.

«Уже два года идут раздумья»

Экс-глава севастопольского избиркома Валерий Медведев, накануне выборов губернатора перешедший на работу в правительство Овсянникова, сообщил, что вопрос муниципального фильтра был и остается в повестке обсуждения. Он почеркнул, что инициатором муниципального фильтра была председатель ЦИК Элла Памфилова.

«Она уже неоднократно говорила о том, что надо творчески подойти к муниципальному фильтру. ЦИК знает о проблемах, которые существуют в регионах, занимается этим вопросом вплотную и не первый день.

Уже года два по этому поводу идут обсуждения и раздумья, как этот вопрос упорядочить с пользой для избирательной системы Российской Федерации», - поведал Валерий Медведев о непростой ситуации с организацией выборов в нашей стране.

Заверив, что главным принципом принятия решений в данном случае будет «чтобы было и удобно, и по закону, и чтобы пострадали кандидаты».

Николай Сведски

Фото: surfingbird.ru

Теги:
Читайте также: