вт, 28/09/2021 - 11:27

Кейс пермского профессора: нужно ли сажать в тюрьму за лекции под пулями

Педагоги уже нашли ответ на этот вопрос.

Инцидент в пермском университете уходит в информационный сумрак, оставляя за собой шлейф нерешённых проблем.



Одна из них – отсутствие четких правил для учителей, педагогов.  Работники вузов, колледжей, школ не знают, как правильно вести себя, когда образовательное учреждение атакует стрелок.



Вопрос о том, нужно ли проводить эвакуацию студентов, школьников или продолжать в закрытой аудитории вести урок, оказался дискуссионным. Точку в этой истории должен поставить СК.



Однако как это сделать в столь неоднозначной ситуации?

Лучше так, чем под пули? 

Напомним, студент Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) в здании образовательного учреждения устроил стрельбу. По данным RT, в результате нападения на вуз погибли 8 человек, ещё 28 пострадали. Возбуждено уголовное дело.

Во время установления причин произошедшего стало известно, что лектор ПГНИУ, доктор филологических наук Олег Сыромятников во время массового расстрела проводил занятие.



Он закрыл железную дверь на ключ и не реагировал на просьбы студенток об эвакуации.

По данным Lenta.ru, профессор сказал: «Не хотите учиться — не учитесь, я вас заставить не могу». Сыромятников добавил, что «было бы прикольно», если бы кто-то вошел в аудиторию с автоматом и заставил студентов заниматься.



Занятия прервались, лишь когда сотрудники ОМОН начали эвакуацию.

По словам студентов, силовики «оказались в шоке» от увиденного. Позднее лектор объяснил, что действовал по указанию декана.

«Я сохранял спокойствие и продолжал лекцию. Было бы лучше, если бы в аудитории началась паника?», — приводит Lenta.ru слова Сыромятникова.

Фото телеграм-канал «112».

В отношении профессора начата доследственная проверка.



В беседе с корреспондентом ForPost почётный адвокат России, экс-начальник криминальной милиции РОВД Москвы Евгений Харламов предположил, что профессора пермского вуза могут проверять по статье УК РФ 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», санкция которой предусматривает максимальное наказание в виде ограничения свободы сроком до двух лет.

«Это проверка проводится не с целью кого-то наказать, а чтобы дать объективную оценку действиям того или иного лица. На мой взгляд, это необходимо сделать, чтобы впредь не допускать подобного рода инцидентов. Если в ходе проверки выяснится, что преподаватель повел себя неправильно не с позиции уголовного законодательства, а с точки зрения неких подзаконных актов, то тогда СК РФ в праве выйти с инициативой о проведении проверки в Минпросвещении или в самом вузе. Может быть применена и дисциплинарная практика. СК может отработать достаточно много направлений в ходе начавшейся проверки», - считает Харламов.

Он отметил, что следствие «не будет брать во внимание доводы представителей экспертного сообщества, которые высказываются в защиту Сыромятникова». Так как «этих доводов недостаточно для принятия окончательного решения».



В приоритете –  соблюдение законов, подзаконных актов, ведомственных приказов и распоряжений.

Читайте также: По следам «пермского стрелка»: почему нужно оказывать психиатрическую помощь убийцам

Нет правил, нет дела

В интервью журналисту YouTube-канала «Осторожно: Собчак» кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Иван Печищев отметил, что «привычное дело для преподавателя - вести лекцию», поэтому Сыромятников продолжал рассказывать перепуганным девушкам о русской литературе.

«У нас не было инструктажа по таким вопросам (нападение стрелка). Про пожар – да (говорили), про ядерные угрозы тоже рассказывали», - сказал Печищев. 

Об отсутствии инструкций для педагогов корреспонденту ForPost сообщили и в пресс-службе пермского вуза.

«Думаю, после этого события (нападение стрелка) будут (инструкции) специально разрабатываться и уточняться. Это будет сделано и в нашем вузе, мы чуть позднее об этом сообщим», - сказала корреспонденту ForPost руководитель пресс-службы ПГНИУ Наталья Печищева.

Фото Максим Рожков / ТАСС.

Регламентов нет не только в вузах, но и в школах. Многие учителя не знают, как оказывать экстренную медицинскую помощь школьникам, сообщил корреспонденту ForPost заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1567 Лев Соболев.

«Ни один из моих знакомых учителей не умеет делать искусственное дыхание, не владеет навыками для оказания помощи в критической ситуации. У нас такой образ мышления, мы не придаём этому значения. Не надо зарекаться ни от чего, но мы всегда думаем, что нас это пронесёт, к сожалению, не всегда это происходит. От этого нужно избавляться, но не в приказном порядке. Если человек понимает, что для него важно научиться навыкам, которые могут спасти жизнь ему и его ученикам, то это будет замечательно. Но вызывать в департамент и объявлять выговор человеку, который этому не научился, мне кажется, нелепо», - уточнил Соболев.

Скорее всего, власти пойдут именно по пути принудиловки, учитывая позицию главы СК Александра Бастрыкина по этому вопросу.



В своём интервью ТАСС он отметил, что крайне недоволен Министерством культуры, Министерством науки и высшего образования, Министерством просвещения. Эти ведомства СК РФ «призывал к конструктивному диалогу, но безрезультатно». Нападения, подобные пермскому, продолжаются, люди гибнут.

«После трагедии в Казани, где в мае этого года были расстреляны девять учеников, руководство образовательных учреждений по всей стране обязано было усилить меры безопасности школьников, студентов и преподавателей, повсеместно внедрив системы видеонаблюдения и электронного допуска в здания, рамки металлоискателя, тревожные кнопки. Обеспечить комплексное взаимодействие на этом важнейшем направлении с представителями всех правоохранительных органов. Однако этого сделано не было. Трагедия в Перми показала отсутствие у ответственных лиц администрации и персонала четкого алгоритма действий в экстремальных ситуациях», - подчеркнул Бастрыкин.

Ещё по теме: Шутинг в школах: как защитить севастопольских детей? ForPost-Реактор



Хватит кошмарить профессоров

Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов проводит уроки безопасности, в том числе для учителей, на которых, в том числе, разбирает кейс стрелков.



Лёд в этом направлении тронулся, но ещё «необходимо проделать большую работу, чтобы научить работников сферы образования правильно реагировать на появление вооруженного человека в стенах образовательного учреждения».

Поэтому специалист по безопасности просит не рубить с плеча в этом вопросе, а детально разобраться в ситуации.

«Я считаю, что профессор поступил абсолютно правильно: у него в кабинете была металлическая дверь, которую он закрыл на замок. Для исключения паники он начал дальше общаться со студентами. Проводил ли он лекцию или просто общался с молодежью – неважно. Важно, что своими действиями профессор спас жизни учащихся. Если бы Сыромятников начал проводить эвакуацию в то время, когда по этажам ходил стрелок, стреляя налево и направо, то кто-то мог пострадать. Поэтому профессор сделал правильно, что изолировал себя и студентов от опасности. Он таким образом отвлекал внимание на себя, чтобы не было лишнего шума. Если бы стрелок услышал шум и гам, то начал бы стрелять по аудитории, где были студенты. Поскольку в кабинете было тихо, дверь была закрыта, то он прошел мимо него. Все остались живы, здоровы», - уточнил Курдесов.

Он уверен: доктор филологических наук Олег Сыромятников мог стать фигурантом уголовного дела именно в тот момент, когда начал эвакуировать студентов. Таким образом, он «мог нарушить статью УК РФ 37 «Необходимая оборона», так как «поставил бы под угрозу жизнь и здоровье студентов».

«Я считают, что действия профессора нужно приводить в качестве примера на уроках безопасности, ОБЖ и других факультативных занятиях», - подчеркнул собеседник ForPost.



Читайте также:Трагедия в Казани: почему в школах массово убивают детей и что с этим делать

Пока эксперты, следствие ищут ответы на вопрос «что делать?», Сыромятников продолжает проводить лекции. В отношении него проводится внутренняя проверка, сообщила руководитель пресс-службы ПГНИУ Наталья Печищева.

Фото sledcom.ru.

Мужчина отказывается от общения с прессой. Сейчас он полностью погружен в образовательный процесс и старается забыть все произошедшее, как страшный сон.

Многие уверены: пришло время решать проблему комплексно, а не кошмарить профессоров и обвинять во всех бедах компьютерные игры.



Глава СК Александр Бастрыкин считает иначе. Он уверен: во всем виноваты молодежная интернет-субкультура, блогеры, которые «пропагандируют низменные потребительские ценности», и отсутствие воспитательной функции в школах.

Пока наверху борются с ветряными мельницами, внизу профессоры как могут реагируют на нештатные ситуации. На вопрос «что лучше – сидеть за железной дверью или бежать по опасному коридору к выходу?» каждый ответит сам.



Но разве не пора мыслить глобальней? Пришло время адаптировать школы, вузы, колледжи к скулшуттингам, создав площадку для широкой общественной дискуссии.



Безусловно, стрелочников искать проще, но, когда на кону жизни людей, стоит уже от частного переходить к общему и не краснеть при упоминании слова «колумбайн», а постараться найти оптимальные ответы на самые непростые вопросы.



Это нужно сделать как можно раньше. Варианта «позже» уже не существует.

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: