вт, 12/06/2018 - 21:00

Какое мы дерево? Британец о Севастополе и России

Хэдлайнер фестиваля "Севастополь в цвету" Каспиан Робертсон рассказал, на что похожа Россия и в чем причина севастопольского дружелюбия.

Плавные  траектории разновеликих деревянных планок, синий дельфиниум и красный олеандр.  Вокруг - шланги, коробки, садовый инвентарь. Светлый декоративный  гравий под защитным покрытием  - работы, в том числе и с землей, еще не закончены,  и надо сберечь чистоту  композиции до начала праздника. Разговор с британцем Каспианом  Робертсоном, хэдлайнером  фестиваля "Севастополь в цвету" мы вели накануне  открытия. Ландшафтная композиция Каспиана  называется  "Встреча старых друзей".

- Это история двух людей, которые были очень близки, очень дружны, а потом жизнь развела их, и они не общались, хотя всегда помнили друг о друге. А потом - то ли через три года, то ли через тридцать лет - их линии жизни снова пересеклись, и в момент этой встречи произошел такой прекрасный, эмоциональный взрыв, - объясняет Каспиан  смысл, заложенный на нескольких квадратных метрах фестивальной площадки.

Не желая подталкивать Каспиана к какому-то конкретному ответу, не могу сдержать вопрос:  понимает ли он, что здесь, в Севастополе, такая композиция будет читаться как цветочный гимн воссоединению Крыма и России? Каспиан смеется.

- Пускай! Когда я взял  эту тему для композиции, я не думал об этом, но в этом и смысл, чтобы каждый видел что-то свое, - говорит он.

Оказывается, Каспиан слышит это не впервые. Первой такой подтекст композиции озвучила его партнер по российским проектам, ландшафтный дизайнер из Орла Евгения Моргунова.   Она помогает Каспиану и в Севастополе.



- Когда обсуждали, какую простую, человеческую тему взять для севастопольского проекта, Каспиан предложил: "Брать любовь - банально, пошло, давай возьмем дружбу, встречу через годы".  Я тогда сразу сказала, что это будет похоже на Крым и Россию, - рассказывает Евгения.

Каспиан показывает прямо "на местности": вот точка, где происходит знакомство людей, вот их жизни расходятся в разные стороны, а вот  место, где люди вновь встречаются, как будто и не было этих лет разлуки, и у них случается вспышка радости, счастья.

Для рядовых британцев слова "Крым и Россия" звучат вполне естественно, гораздо органичнее, чем "Крым и Украина" - большинство понимает настоящую принадлежность полуострова и города, говорит Каспиан. На все вопросы он отвечает открыто и с улыбкой, и только предложение сравнить Россию с каким-то ландшафтом вызывает у него секундную заминку. Накидываю варианты: парк, лес, дикое поле...



- Россия  большая, и я был во многих ее городах, в разных регионах. Они такие разные - и по характеру, и по климату, что нельзя обойтись одним образом. Но был особенный момент, когда мы ехали на поезде в Орел, и на подъезде к Мценску вдруг вынырнули плавные зеленые холмы и белые березы, и я очень остро ощутил, что я - в России. Этот  момент мне запомнился очень, - делится Каспиан Робертсон.

Если одной ландшафтной метафорой с Россией не обойдешься, то, может быть, есть какое-то  дерево, какое-то растение, которое ассоциируется у дизайнера с нашей страной?  Каспиан задумывается и отвечает:

- Дёрен Коуза, да дёрен Коуза. Это дерево очень крепкое, медленно и уверенно  разрастается,  очень тщательно закрепляется корнями в земле - и раз в год полностью покрывается огромными белыми цветами.

Дёрен Коуза. 

Как профессионального дизайнера Каспиана Робертсона привлекает в России "fair play", дословно - "честная игра". 

- Здесь ты можешь сделать, как хочешь, но при этом обязан потом за это отвечать. В Великобритании очень жесткие правила относительно того, как можно и как нельзя, все регламентировано. Нельзя даже покрасить забор вокруг своего дома в тот цвет, что хочешь. А в Америке слишком много бюрократии, закостенелая система. Там излишне тщательно относятся к любому проекту. Слишком много служб должны все согласовать, и в результате проекты получаются хорошие, научно обоснованные, но за то время, пока я в Америке сделаю один проект, в России успел бы сделать пять.

Но у каждой страны свои особенности, и отсутствие национальной самоидентификации - это плохо, считает Каспиан.



- Несколько лет назад в одном опросе на вопрос  "к какой национальности  вы себя относите", огромное число британцем поставило галочку напротив варианта "затрудняюсь ответить", - печалится Каспиан

Хотя Каспиан Роберсон - сын британца и американской японки, для него самого такого вопроса никогда не стояло: он считает себя стопроцентным англичанином. Хотя в консервативности, излишней сдержанности и холодности его никак не упрекнешь.

- Британцы - упрямые стоики, мы сгорим на солнце, но задачу выполним, - говорит Каспиан.  Возможно, на этот пример его подтолкнули фестивальные работы на месте бывшей "Ивушки". - И вообще, государство должно выяснить лидирующие черты национального характера, национального менталитета, национального интеллекта, и это использовать. Тогда все, что бурлит в людях, будет направляться в правильную сторону, воплощаться в том, что они умеют делать хорошо, лучше всех.

Севастополец - это, конечно, не национальность, но свои особенности у нас, говорят, есть. По мнению гостя из Великобритании, одна из их причин - прекрасный климат.

- Здесь видно, что люди в Севастополе наслаждаются природой, погодой, теми возможностями, которые им дают местоположение,  и они берут от жизни все.  Именно поэтому они улыбчивые, добрые, гостеприимные и дружелюбные, - считает Каспиан.

Светлана Косинова

Фото автора

 

Теги:
Читайте также: