Севастопольцы чаще всего ищут работу в сферах госуправления, строительства, производства, торговли и образования. Об этом сообщают в городском Центре занятости населения.
«В среднем кандидаты рассчитывают на 45 тыс. рублей, но работодатели предлагают даже больше – от 50 тыс. рублей и выше. В промышленности, IT и транспорте доходы достигают 90 тысяч рублей», – сказано в публикации.
Отметим, что средняя зарплата в Севастополе в июне 2025 года, по данным Крымстата, превысила отметку в 70 тысяч рублей. Месяцем ранее (по состоянию на май 2025 г.) среднемесячная начисленная заработная плата по городу оценивалась статистами на уровне 65 тыс. рублей.
Всего же с начала текущего года на портале «Работа России» горожане разместили более 4,5 тысячи резюме, что на 30% больше, чем в прошлом году. Половина заявлений поступила от молодых людей младше 35 лет, добавили в Центре занятости.
Ситуация на рынке
Чтобы подробнее разобраться в ситуации, разделить мифы и реальность касательно местного рынка труда, журналисты ForPost пообщались со специалистами по подбору сотрудников, задав им основные вопросы по поводу работодателей, соискателей, а также зарплат.
– В последние время мы часто слышим о дефиците кадров, который привёл к конкуренции среди работодателей и гонке зарплат, с помощью которых компании стараются привлечь или даже переманить кадры. Насколько, по-вашему, это соответствует ситуации в Севастополе и Крыму?
– По моему мнению, наиболее остро крымский рынок труда ощутил это в период 2014–2015 годов. Тогда это стало откровенным потрясением, но сейчас такого ажиотажа, по-моему, нет. Конечно, дефицит эффективного персонала был, есть и будет, но в «гонку заработных плат» работодатели не вовлекаются. Крайне редко и точечно может согласовываться более высокий уровень выплат, но это скорее исключение, чем правило, – говорит крымский HR-специалист Денис Тюгаев.
– С какими ожиданиями чаще всего приходят сами соискатели, сколько хотят получать?
– Чаще всего люди приходят с «фантастическими» ожиданиями, которые никак не вписываются в экономические реалии бизнеса. Например, по типовой позиция офис-менеджера или администратора офиса компания, исходя из своих расчётов и возможностей, предлагает 60 – 70 тыс. рублей, а ожидания соискателей от 70 до 120 тыс. рублей.
В этом ключевой парадокс настоящего рынка труда: люди соглашаются на то, что есть, но далее находятся в постоянном поиске «где лучше», в результате страдает эффективность, происходит быстрое выгорание, смена работы и повторные циклы трудоустройства.
– Что можно в целом сказать о ситуации на рынке в Севастополе и Крыму, какие основные тенденции можно выделить?
– Крым – это сезонный регион. Сезон 2025 года практически все заканчивают с недополученной прибылью, и это системная проблема: люди недопотратили, бизнес недополучил прибыль, работники недополучили зарплат, бюджет недополучил налоги.
Что касается Севастополя, то его ключевым отличием является запредельная недоступность жилья, что практически замыкает рынок труда в пределах трудовых ресурсов города и пригорода. То есть рынок вынужден в основном ориентироваться на местных, и привлечь в компанию иногороднего специалиста дороже и кратно сложнее, считает Денис Тюгаев.
Несколько иного мнения придерживается директор кадрового агентства Яна Лызлова. Собеседница ForPost напротив полностью согласна с тем, что на рынке труда наблюдается дефицит кадров, а среди компаний – борьба за сотрудников, из-за чего работодателям уже сейчас нужно работать не только над привлечением, но и над удержанием персонала.
«Эта ситуация не только в Севастополе и Крыму, но и по всей России. Поэтому привлечение даже линейного персонала (сотрудники, не относящиеся к управленческому звену) может стать серьёзным заданием», – делится специалист.
Кроме врачей, учителей и водителей, о дефиците которых в регионе известно давно, у многих компаний, как правило, часто открыты вакансии бухгалтеров, администраторов и продажников, добавляет Яна Лызлова, что говорит о потребностях работодателей и в этих специалистах.
Быстрее всего, по словам собеседницы ForPost, закрываются вакансии с более конкурентными условиями, например, с зарплатой выше рынка, удалённым или гибридным графиком. Сложнее всего с вакансиями, предполагающими тяжёлую работу за небольшие деньги, условно говоря, медицинский работник с зарплатой в 25 тысяч рублей.
Ещё один вызов, который стоит перед сегодняшними работодателями, – выход на рынок нового поколения 20-летних. Даже без опыта работы, имея только диплом только что оконченного учебного заведения, они ожидают зарплату, начиная от 70 тыс. рублей.
«В актуальной ситуации на рынке я пока не вижу ничего хорошего, и ожидания только хуже. Судя по тому, какая застройка идёт по побережью, у меня пока нет ответа, откуда взять тот персонал, который будет обслуживать эти объекты», – делится мнением крымский специалист.
Всему научим
За последнее время появилось действительно много жалоб на новое поколение сотрудников, которые якобы слишком чувствительны и непредсказуемы. В сети без особых проблем можно найти истории о том, как молодые работники не хотят общаться с клиентами по телефону, предпочитая исключительно сообщения, обижаются на критику руководства и порой могут просто не вернуться на рабочее место с обеда, сообщив о своём увольнении опять же в сообщении.
Но эти проблемы преувеличены, считает сотрудница компании, специализирующейся на продаже стройматериалов, Валерия Коваленко, которая занимается обучением в основном молодых людей.
«Я работаю чаще именно с молодыми людьми, которые устраиваются для работы на линии по консультации клиентов. Обычно их возраст 22 – 27 лет, обычно они уже имеют опыт либо в продажах, либо в колл-центрах, и, стоит сказать, довольно ответственны», – отмечает Валерия Коваленко.
Более взрослые сотрудники, работающие дистанционно, не видели особой проблемы в том, чтобы «выйти на линию» после обеда на 5 минут позже, хотя с учётом специфики работы, где число поступающих звонков и принимающих их сотрудников чётко рассчитаны, это совсем не приветствуется. С молодыми людьми таких проблем нет, однако они, продолжает собеседница ForPost, действительно быстрее «выгорают» на работе и быстрее увольняются.
При этом компании со своей стороны сейчас всё чаще готовы вкладываться в новых и действующих сотрудников – их мотивацию и обучение.
«Даже если человек приходит без опыта, но заинтересован в работе – его всему обучат, я сама была такой. Обучение длится 10 дней, в течение которых объясняется специфика электронной программы и работы с клиентами, и в дальнейшем у них на протяжении всей работы в компании идут полезные тренинги. Например, появляется в каталоге новая краска, и сам поставщик рассказывает о ней, о том, как её подбирать, как консультировать клиентов, под какой именно запрос она подойдёт», – отмечает сотрудница.
По словам Валерии Коваленко, в первые месяцы работы новые сотрудники получают в среднем 45 – 50 тыс. рублей, в зависимости от графика и нагрузки. При этом какого-то дефицита в кадрах внутренний тренер и ведущий специалист отдела продаж не чувствует – вакансии всегда востребованы, но чаще на них откликаются люди всё-таки из небольших городов (включая крымские), которых привлекает формат дистанционной работы и возможность получать зарплату сопоставимую с доходом родителей.
Особенности севастопольской работы
Несмотря на то, что многие севастопольцы порой крайне резко высказываются по туристической теме, – реальность такова, что город и городские работодатели вместе со всем Крымом готовятся к лету и приезду отдыхающих.
«С апреля и примерно по октябрь – это бесконечный поиск барменов, поваров и официантов. Это колоссальный запрос – им готовы платить по 100 тысяч рублей, потому что во время сезона всегда дефицит этих кадров. Причём, чем проще должность – уборщик, посудомойщик, официант, тем сложнее найти сотрудника. В то время как, например, шеф-повара найти будет легче», – говорит специалист по подбору персонала Елизавета Саркисова.
Однако и с поварами, продолжает собеседница ForPost, ситуация тоже не такая простая: если в осенне-зимнее время он обычно получает за смену 3,5 – 4,5 тыс. рублей, то во время сезона рестораны готовы повышать зарплаты на несколько тысяч рублей в день, лишь бы заполучить или переманить себе дефицитного специалиста.
При этом конкуренция за поваров не ограничивается севастопольскими заведениями. Нередко случается, что местный повар работает в Севастополе как раз не в сезон, а летом уезжает из города на Южный берег Крыма, где более дорогие заведения предлагают ему ещё более высокую зарплату.
Одновременно сезонным дефицитом работников специалисты также фиксируют большой запрос на поиск работы со стороны старшеклассников и иммигрантов. Однако устроиться им намного сложнее. Первых не могут официально взять на полный рабочий день, и в целом они ещё не в полной мере за себя отвечают, а потому работодатель в один прекрасный день рискует не увидеть своего сотрудника на рабочем месте, например, потому что того наказала мама. Вторые, в зависимости от страны происхождения, часто просто лишены права работы в целом ряде сфер из-за ограничений, введённых на уровне региона.
Андрей Гринев
Обсуждение (5)
Так я и не понял какая ситуация, варианта два, оба на букву "х"
а что ощутил рынок труда в 14-15м гг? то же не понятно, дефицит или избыток?
Я только с уверенностю могу сказать, что этот рынок убогий
Пока рынок труда в городе развивается, молодёжь уезжает искать работу в Москве и Санкт-Петербурге.
Это правда, что почти все находят работу через ЦЗ от полтинника и выше? Прям золотое дно какое-то :)
В общем, выбор невелик. Город уже ничего не производит. Или иди в учителя, медики, засушив мозги за 5 лет учёбы, без жилья и за 25-35 тыс., или в торговцы, менеджеры за 50-70 руб. Можно ещё уборщицей в частный магазин за 65 тыс. (видела такое объявление). И учиться не надо, не надо защищать кандидатские и докторские. Можно ещё на стройки капитализма, но там мигранты работают. Город-герой.
Чего мы не довольны? ЗП 65...70 тысяч! Живи и радуйся! 🤣