ср, 23/08/2023 - 16:25

Как взрослые хотят возложить на детей решение проблемы демографии в России

С какими проблемами столкнутся инициаторы этого шага, рассказали эксперты.

Ситуация с рождаемостью в России остаётся сложной, сказал президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и планированию во вторник, 22 августа.

Хотя, обратил внимание он, уже предложены дополнительные меры для улучшения демографической ситуации. Так, во всех регионах есть программы повышения рождаемости, и для их успешного осуществления правительство РФ должно оказать необходимое содействие, отметил глава государства.

Нужно дополнительно оказать помощь семьям с детьми и беременным, поддержать традиционные ценности, объединить силы государства, общества и религиозных конфессий — и вместе переломить сложившуюся ситуацию, призвал Владимир Путин.

«Как вы знаете, мы продлеваем пособия по уходу за ребёнком для мам, которые выходят на работу до того момента, как ребёнку исполнилось 1,5 года. Такое решение уже принято, а с 1 сентября будет запущен ещё один пилотный проект. Его цель — создать единую систему социальной и медицинской помощи женщинам, которые самостоятельно воспитывают детей, а также полным семьям с детьми», — подчеркнул президент.

Призрачное семьеведение

Над ещё одним способом улучшить демографию уже работают депутаты Госдумы, чиновники и общественные деятели. Они хотят ввести в школах предмет «Семьеведение», чтобы, по их словам, «внедрять традиционные ценности» и разобраться с «политической проблемой демографии».

Ведь только 51% российских учащихся планируют брак и детей, и лишь 16% учащихся назвали значимой семейной ценностью наличие ребёнка. Это показало исследование Института изучения детства, семьи и воспитания Минпросвещения РФ, разрабатывающего программу семьеведения, написали «Ведомости».

И хорошо бы, чтобы учили семьеведению православные священники, отметил глава комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных ценностей Сергей Рыбальченко.

«Кто будет учить детей правильно создавать семью? Мария Ивановна? Которой 48 и которая ни разу замужем не была? Или Софья Петровна, у которой три ребёнка от разных мужей?» — спросила депутат Госдумы Татьяна Буцкая, обеспокоенная отсутствием нужных учителей.

А Министерство просвещения России уведомило: нормативная база для запуска предмета есть, но ни одно учебное пособие не подходит под требования государственной политики. Не понравились они и Буцкой, предложившей создать для семьеведения игры и сценки.

Но всё это может оказаться пустым. Ведь в школах нет ставок для преподавания дисциплины, сообщил глава правления Cообщества практиков образовательного семьеведения Михаил Смирнов.

Читайте по теме: Найден способ вернуть патриотичных русских в Россию, чтобы они подняли демографию 

Идеологическая и экономическая перестройка

Если исследование Института изучения детства, семьи и воспитания достоверно, ситуацию с демографией в нашей стране можно считать катастрофической. Такое мнение высказал Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета информатики и связи.

«Для полноты картины происходящего её можно дополнить ключевыми показателями нацпроекта «Демография» на 2019–2024 годы. И обратить внимание на то, что в качестве базовых суммарных коэффициентов рождаемости утверждались недостающие для уверенного прироста населения значения», — добавил он.

Причины плачевной демографической ситуации распределены по двум основным направлениям, полагает собеседник ForPost:

  • первое — отсутствие у граждан уверенности в будущем и гарантий помощи государства в трудные моменты, когда семьи банально боятся заводить детей;
  • второе — агрессивное продвижение различными инфлюенсерами западных ценностей консьюмеризма, в котором нет места расходам семей на рождение и воспитание детей.

«И если со вторым поможет справиться продвижение идеологической доктрины обратной направленности, то с экономическими причинами всё гораздо хуже и сложнее. Одними уговорами и дополнительными занятиями в школе не обойтись. Нужны системные изменения, построение социально-ориентированного государства, возврат к прогрессивной шкале налогообложения, более глобальные адресные меры поддержки молодых семей», — подытожил Сергей Гатауллин.

Читайте ещё: Молодым семьям хотят выдавать по миллиону на покупку авто 

Для понимания отношений

С тем, что политические проблемы демографии в России не решить без устранения социально-экономических проблем, согласна заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Университета «Синергия» Мария Байнова:

«Детей нужно не только кормить и одевать, но и обучать, воспитывать. Родители должны чувствовать уверенность, что смогут обеспечить детям необходимое развитие».

Семьеведение имеет смысл для профилактики ранней беременности и проблем, связанных с вовлечением детей в порнобизнес, куда они могут попасть по незнанию, полагает она.

Оно может быть полезно и для понимания психологии межличностных отношений в семье, с противоположным полом, с родителями, с пожилыми людьми и с совсем маленькими детьми, а также позволит школьникам чувствовать себя уверенно, заключила Мария Байнова.

Читайте также: Дополнительные выплаты стимулируют бедные семьи рожать больше детей? 

Убеждения и ценности людей

Пути решения острой демографической проблемы в РФ указаны в нацпроекте «Демография» на 2019–2024 годы, среди них — финансовая поддержка семей с детьми, содействие занятости, повышение качества медпомощи, напомнила Анна Попова, кандидат юридических наук, преподаватель права, репетитор по ЕГЭ.

Однако это не работает, считает она. И привела данные Росстата: естественная убыль населения в первой половине 2023 года снизилась на 29% и составила 272,5 тысячи человек.

Естественная убыль сокращается на фоне того, что уменьшается смертность после пандемии коронавируса, но рождаемость при этом снижается, сказала собеседница ForPost.

Число родившихся за последние восемь лет детей уменьшилось на 48%, и, по прогнозам специалистов, рождаемость будет существенно снижаться дальше, уточнила Анна Попова.

По её мнению, реальная причина низкой рождаемости не в материальных проблемах и качестве жилищных условий, хотя это тоже несомненно влияет, а в убеждениях и ценностях людей.

«Именно поэтому в России среди религиозных мусульман и буддистов с рождаемостью всё в порядке. Теория, согласно которой основная причина низкой рождаемости — нищета, — ложная. Иначе как объяснить, что в благополучных Германии и Канаде рождаемость запредельно низкая, а в бедных странах Африки и Азии — наоборот? Материальная поддержка находит отклик у маргинальных слоёв общества. А для представителей среднего класса — это не слишком привлекательная мотивация, поскольку дети и особенно многодетность — это дискомфорт, жертва временем, здоровьем, карьерой, успехом в современном его представлении», — полагает наша собеседница.

Кроме того, продолжила она, в общество через медиа транслируются ценности независимости женщин, одобрение «гражданского брака», идеи партнёрской семьи и «жизни для себя».

Введение семьеведения обсуждается, видимо, из-за осознания неэффективноости политики в демографии, допустила Анна Попова. По её мнению, инициатива хорошая, но как её будут осуществлять?

Она как репетитор с большим опытом работы со школьниками не понаслышке знает, что происходит с подобными новинками в школах:

«Например, введённые год назад «Разговоры о важном». Зачастую в школах это делается для галочки. Да и школьные учителя не имеют достаточной подготовки для такого рода деятельности. Нужна системная работа с молодёжью и грамотная аналитика. Просто разговоры об уважении к родителям, семейным ценностям — даже из уст священнослужителей — не повлияют существенно на проблему. Нужно прежде всего религиозное просвещение в школах и популяризация многодетности в СМИ, а это серьёзная и скрупулёзная работа вдолгую».

Читайте по теме: «Родина там, где пятой точке теплее»: почему россиянки рожают иностранцев 

Молодёжи — уверенность в будущем

В школе необходимо внедрять основы социализации молодой личности, уверена социолог-демограф Анастасия Симонова. Поскольку, пояснила она, очень важно прививать подросткам высокие идеалы любви, верности, заботы о своей семье.

Вполне возможно, что введение семьеведения положительно скажется во взрослой жизни нынешних школьников, поможет им создать счастливую и гармоничную семью в будущем, добавила собеседница ForPost.

«Однако, как мне представляется, целесообразно ввести этот предмет в раздел дополнительных или факультативных дисциплин, так как многие аспекты семейной жизни уже рассматриваются в школьном курсе обществознания», — уточнила она.

Но маловероятно, что введение этого учебного курса без одновременного решения существующих социально-экономических проблем позволит в серьёзных масштабах решить политические проблемы демографии в РФ, полагает Анастасия Симонова.

«Молодой семье нужно на что-то жить и как-то развиваться, а без уверенности в завтрашнем дне это очень сложно сделать. Хотя введение семьеведения в школах с более высокой долей вероятности поможет будущим выпускникам сделать выбор в пользу создания семьи и рождения детей при наличии хороших социально-экономических условий», — сказала наша собеседница.

По её мнению, в России есть две главные причины демографических проблем, одна из них поддаётся корректировке, вторая — в силу объективных причин — нет:

  • первая — глубокие социально-экономические проблемы, которые не позволяют «достаточно высокому проценту молодёжи» не то что семью заводить, а даже нормально встать на ноги в финансовом плане;
  • вторая — РФ полностью совершила демографический переход. На этом демографическом этапе уже неважно, нравится нам это или нет, но массовости семей с пятью и более детьми мы не увидим. Этот феномен безвозвратно канул в Лету.

Читайте ещё: Куда исчезли внутри России пять миллионов русских? 

Это в нашей истории уже было

Семьеведение как школьная дисциплина неоднократно внедрялось в образовательную программу, напомнила Елена Истягина-Елисеева, профессор, научный руководитель Института спортивного менеджмента и права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Можно сказать, что история вопроса восходит ещё к «Домострою», содержавшему наставления по организации семейной жизни, считает она.

И в дореволюционной России, и в молодом советском государстве семейному вопросу уделялось большое внимание. Многочисленные педагогические очерки и тематические сборники конца XIX — начала XX века можно почитать в Российской государственной библиотеке при желании, добавила наша собеседница.

«В 1920-х годах на смену буржуазным нормам морали приходила коммунистическая семейная доктрина. В это время стремительно развивалась педология — междисциплинарная наука о психологическом, физиологическом, сексуальном, социальном развитии детей. Однако довольно быстро педологические подходы в советской школе сошли на нет. В частности, широко используемым в педологии инструментом было тестирование. Его активно критиковал советский педагог Степан Моложавый. Он писал в 1927 году следующее: "Тестирование грозит стать бытовым явлением нашей школьной жизни. Одни школы пачками выписывают тесты из центра и с поразительным рвением пытают по ним детей. Другие берут на себя разработку «местных» тестов и с увлечением проводят эту работу за счёт своего ограниченного досуга"», — рассказала Елена Истягина-Елисеева.

Прошло фактически 100 лет, продолжила она, и предложение ввести школьный предмет, обучающий нравственным основам семейной жизни и социальной функции семьи, звучит вновь. Но подобные громкие инициативы должны быть подготовлены профессионалами более качественно, в конце концов, заявляя о «нововведениях», неплохо было бы изучить историю вопроса, считает наша собеседница.

«Повторюсь, попыток внедрения аналогичного курса за последние 100 лет было несколько. И все они по разным причинам не увенчались успехом. Исторически повелось: бурные времена превращают сферу образования в поле сплошных экспериментов. На эмоциональной волне социальной турбулентности важно профессионально и ответственно подходить ко всевозможным новаторским идеям», — констатировала профессор.

В примерных программах семьеведения, которые она смогла найти в открытых источниках, изрядная доля внимания уделена вопросу семейного бюджета.

«По моему мнению, нынешние методические материалы отражают «душевные метания» авторов от православных канонов до дележа семейных финансов. В моём советском детстве семьеведения не было. Однако у нас был внеурочный дискуссионный литературный клуб, где на примерах русской классической литературы мы изучали и обсуждали морально-нравственные нормы и дилеммы. Мне кажется, это более успешная форма борьбы за нравственность подрастающего поколения», — заключила Елена Истягина-Елисеева.

Читайте также: Россию хотят заселить американцами, чтобы спасти от вымирания 

Алексей Лохвицкий

Читайте также: