Белгородские власти объявили о готовности организовать выезд наиболее уязвимых категорий жителей в соседние регионы. Это произошло после ударов ВСУ по инфраструктуре во время зимних морозов.
Крым готов принять детей и семьи из Белгородской области
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что власти готовы отправить школьников, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами и одиноких пенсионеров в другие регионы России.
Детей отвезут на поездах после того, как в МЧС будут переданы заявки, уточнил он.
Крым готов принять более 1 500 детей из Белгородской области, ответил глава региона Сергей Аксёнов в понедельник, 9 февраля. Это его предварительная договорённость с белгородским коллегой Вячеславом Гладковым.
Ребят разместят в местных санаториях за счёт крымского бюджета, уточнил Аксёнов.
«Крым всегда готов подставить плечо в сложной ситуации, оказать всю необходимую помощь братским регионам».
Воронежская область, как уведомил её губернатор Александр Гусев также 9 февраля, тоже готова принять жителей Белгородчины, если «решение об их отъезде всё же примут власти соседнего региона»:
«Воронежской области не впервой подставлять плечо друзьям».
От экстренных мер до отмены выезда: ситуация в Белгороде поменялась за сутки
В Белгородской области проблемы с подачей холодной воды и канализацией, пояснил Гладков:
«Вчера, как и в предыдущие несколько месяцев, было большое огневое воздействие на наши объекты энергетики, и восстановительные работы у нас продолжают, как я уже сказал, проводиться ежесекундно, но нужен ещё длительный период восстановления».
В Белгороде будут работать круглосуточно пункты обогрева и детские сады с отоплением, светом и водой, за нахождение малышей в этих дошкольных учреждениях «мы берём на себя ответственность», подчеркнул глава Белгородчины.
Однако сегодня, 9 февраля, Гладков объявил об отсутствии необходимости в выезде людей в другие регионы, хотя и отметил при этом, что если «будет ситуация меняться — будем принимать аналогичные решения».
Губернатор объяснил отказ от отправки местных жителей за пределы своего региона тем, что благодаря «героическим усилиям наших энергетиков и тепловиков» в Белгороде восстановлена подача тепла.
Временный переезд как часть стратегии для Белгородчины
Это не первое заявление Вячеслава Гладкова о возможной отправке жителей Белгорода в другие муниципалитеты области или регионы России.
Первое в 2026 году он сделал 13 января — из-за атак ВСУ, после которых сотни тысяч человек остались без воды, света и тепла, так как возникли «частичная потеря тепла и электроэнергии, возможность ухудшения ситуации»:
«Ни в коем случае не говорю о том, что сейчас нужно бросить все свои вещи и заниматься тем, чтобы переезжать в другой регион. Категорически нет».
По его словам, местным жителям нужно понимать на случай возникновения чрезвычайной ситуации, когда может не быть тепла и света, последовательность своих действий.
Если у них есть возможность, стоит переехать, перевезти детей к родным — туда, где есть электроэнергия и отопление, пояснил Гладков.
А если нет, то «мы, как и всегда, рядом» — «мы понимаем, что нужно делать, и вся помощь будет оказана», заверил губернатор Белгородской области.
Позже, 18 января, он сообщил о тренировках в регионе по развёртыванию пунктов временного размещения и обогрева, о проекте «Добрые соседи», подготовленном на случай, если будет совсем сложно.
Есть множество волонтёров, готовых в своих домах со светом и теплом принять тех, у кого их не будет, особенно семьи с детьми и с детьми-инвалидами, семьи с лежачими больными, сказал глава Белгородчины. Гладков подчеркнул, что добрых людей много и, как показывает жизнь, сегодня один район помогает другому, а завтра наоборот.
Эксперт: действия властей не вызывают паники, а показывают ответственность
Прежде всего никому не стоит бросаться терминами, которые способствуют распространению панических настроений, — ни о какой эвакуации жителей Белгорода речи не идёт, сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
Он отметил, что эвакуация предполагает массовый вывоз населения из населённых пунктов, которым угрожают либо массированные удары средств поражения противника, в том числе с использованием оружия массового поражения, либо масштабные стихийные бедствия.
В случае решения властей Белгородской области и органов местного самоуправления Белгорода речь идёт о добровольном перемещении некоторых категорий жителей города в другие регионы, обратил внимание эксперт:
«Подчеркну, выезд — дело добровольное! Муниципальные власти организовали сбор заявок от желающих. Речь идёт о тех, кто нуждается в комфортных бытовых условиях, о тех людях, которые наиболее подвержены рискам из-за временного отключения инфраструктуры».
Сипров напомнил, что из-за обстрелов ВСУ пострадали объекты энергетики, по данным мэрии, порядка 80 тысяч человек — без теплоснабжения, около 3 000 — без газа и около 1 000 — без электроэнергии. А в Белгороде сегодня — -12 градусов, добавил он.
Так что заявления губернатора области Вячеслава Гладкова не вызовут и вызвать не могут панических, пораженческих настроений, уверен эксперт:
«Напротив, практически с самого начала СВО власти этого прифронтового региона действовали ответственно и, что важно в критических ситуациях, гласно и открыто. Такая позиция уже не раз получала высокие оценки, в том числе и со стороны главы государства».
Образцовые и нешаблонные действия руководства региона
Белгородский губернатор и его команда не преуменьшили масштабов беды и сообщили, что они рассматривают возможность выезда местных жителей, чтобы обезопасить людей, продолжил Вадим Сипров.
По его мнению, такие действия власти в условиях кризиса можно считать образцовыми.
Более того, белгородские региональные власти привыкли с 2022 года действовать нешаблонно, отметил политолог.
Он выразил надежду на то, что и при организации отправки в соседние регионы наиболее уязвимых категорий белгородцев, если она потребуется, будут просчитаны все вероятные риски. В том числе и риски атак БПЛА по выезжающим из города людям, сказал собеседник ForPost:
«Полагаю, что их не будут вывозить организованными колоннами из автобусов и грузовиков, как это предполагается при проведении эвакуации из населённых пунктов. Прежде всего потому, что отправка людей в безопасные регионы может быть массовой. Не стоит забывать и о том, что коммунальные службы Белгорода работают над устранением последствий ударов противника по энергообъектам».
Гласность и открытость в работе белгородских властей необходимы не только для того, чтобы люди понимали, что происходит в регионе, уточнил Сипров.
Но и для того, что чтобы не возникало почвы для сплетен, слухов, паники: гласность — это самое мощное оружие против провокаторов всех мастей, заключил он.
В приграничье создают новую модель кризисного управления
Ситуация в Белгородской области показывает новый этап в управлении кризисами в приграничных регионах России: акцент делается на выстраивании превентивных и прозрачных систем гражданской защиты.
Власти, столкнувшись с уязвимостью критической инфраструктуры, отрабатывают очередную модель. В ней готовность к организованному добровольному выезду наиболее уязвимых групп сочетается с активизацией горизонтальных связей — между регионами и среди местных жителей.
Важным элементом становится коммуникационная стратегия, при которой открытое признание проблем и рисков рассматривается не как признак слабости, а как инструмент противодействия панике и укрепления общественного доверия.
Это превращает кризис в тест на зрелость властных институтов и общественной солидарности, итогом которого может быть формирование устойчивой сети взаимопомощи.
Алексей Лохвицкий
