чт, 26/01/2023 - 17:27

Как с помощью спичек и йода замылили проблему роста цен

Эксперты назвали товары, которые подорожают в феврале-марте.

Йод, мыло и спички в прошлом году в среднем подорожали на 55%. Эксперты рассказали, как с их помощью удалось замылить проблему, которая ведёт к резкому скачку цен на еду.

«Специфический момент»

По данным Росстата, мыльно-спичечная инфляция по итогам 2022 года составила 55%.

Парадокс: спички стремительно дорожали на фоне увеличения их производства.

«Никаких проблем здесь нет. Только рост производства. За первое полугодие (2022 года) на 5%», — заявил глава Рослесинфорга Павел Чащин в интервью «Российской газете».

Кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что потребители сами могли спровоцировать рост цен на эту группу товаров.

Так, например, произошло с солью и сахаром. Цены на первую в апреле-марте 2022 года выросли на 55%, на второй — на 50%.

Беляев не исключает, что потребительский страх, у которого глаза велики, спровоцировал и рост цен на спички, йод и мыло. Иными словами, кто-то просто нажился на панике людей. Сказаться на ценообразовании могли и производственные сложности из-за разрыва логистических цепочек.

Например, у производителей спичек могли возникнуть проблемы с древесиной или серой. И хотя заводы-изготовители публично об этом не заявляли, исключать этот фактор нельзя, уверен экономист.

«Безусловно, цены на спички, йод, мыло в этом году вырастут с учётом инфляционных потоков. Однако неверно говорить о том, что они продолжат стремительно дорожать. То, что произошло в прошлом году, — это специфический момент, который не повторится», — сказал ForPost Беляев.

Поводов для паники действительно нет. На маркетплейсе Ozon упаковка из десяти коробков спичек продаётся за 146 рублей — скидка в 47%. На «Яндекс. Маркете» десять коробков можно купить по скидке в 23% — за 300 рублей. На Wildberries упаковки 10–50 коробков продаются за 175–375 рублей, скидка в 81%.

Что касается йода, то в маркетплейсах бутылочку раствора объёмом 25 мл можно купить за 310 рублей. Цены на мыло тоже не кусаются.

Читайте также: Почему йод и корвалол с парацетамолом внесли в список дефицитных лекарств

Кто замыливает проблему?

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин считает, что проблема мыльно-спичечной инфляции не заслуживает внимания. Однако на ней неспроста акцентируют внимание, говорит наш собеседник: возможно, таким образом власти хотят отвлечь потребителей от глобальных проблемы, с которыми столкнулся рынок.

Одна из них — стремительно дорожающая еда.

«Спичечная инфляция — это тревожно, но настолько несущественно. Однако все обсуждают эту сущую ерунду. Таким образом замыливается проблема резкого скачка цен на еду. Стремительно дорожает мясо, выросли цены на овощи, фрукты, а людей заставляют обсуждать рост цен на спички и мыло», — сказал ForPost Егармин.

Он уверен, что для потребителей этот год станет непростым. Будут дорожать основные виды продуктов питания.

Одна из причин, отметил наш собеседник, — невыполнение программы продуктовой безопасности.

«Сейчас эти программы даже не формируются. Никто не заботится о том, чтобы насытить рынок качественными отечественными дешёвыми и безопасными продуктами. Те программы, которые декларировались, в их числе импортозамещение, национальное сельское хозяйство, недоделаны. Поскольку никто за эти недоделки ответственности не несёт, то возникает порочный круг: качество продовольствия снижается, а цены на еду растут. И это будет продолжаться до тех пор, пока виновные не будут наказаны по всей строгости закона», — считает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей.

У Кабмина своя правда. Члены правительства отмечают, что благодаря господдержке удалось снизить себестоимость производства. В результате годовые темпы прироста цен на молоко, творог, сметану, сливочное масло и творожные сырки уменьшились, а цены на яйца ускоренно снижались. Удешевление зерновых также привело к замедлению годового роста цен на муку, крупяные, макаронные и кондитерские изделия.

По прогнозу Банка России, годовая инфляция продолжит снижаться и весной 2023 года может кратковременно опуститься ниже 4% за счёт эффекта базы, сообщают «Ведомости». С учётом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 5,0–7,0% в 2023 году и вернётся к 4% в 2024 году.

Читайте также: Стало известно, когда еда в магазинах обновит ценники

А что с ценами?

Несмотря на оптимистичный прогноз чиновников и регуляторов финансового рынка, роста цен не избежать, отметил президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

И если спички, йод, мыло не так скоро обновят ценники, то молоко, овощи и фрукты подорожают уже в ближайшие пару месяцев.

«На цены влияют не только инфляционные процессы, но где-то повышенный спрос, сезонность. Например, традиционно в феврале, марте, апреле растут цены на овощную группу товаров. Сейчас уже можно говорить об удорожании картофеля. Почему? Не очень хороший урожай картофеля в прошлом году собрали в России.

Опять же ситуация с ценообразованием может меняться от региона к региону. В субъектах федерации, где есть хорошие овощехранилища, неплохие логистические цепочки, картофель может быть дешевле. Отмечу: летом цены на овощную группу товаров снижаются», — сказал ForPost Карпов.

Он не исключает, что в феврале-марте обновит ценники и молочная группа товаров. Сильнее всего подорожает молоко. По мнению Карпова, цены могут быть выше уровня инфляции.

В прошлом году дорожали и крупы, макаронные изделия. Так, цены на вермишель с января по ноябрь выросли на 16,3% — с 92 до 107 рублей за килограмм. Остальные макаронные изделия подорожали на 12% — с 98,2 до 110 рублей за килограмм, согласно данным Росстата о средних потребительских ценах в целом по стране за ноябрь 2022 года.

«Сейчас особого роста цен не должно быть. По большей группе товаров также ситуация достаточно стабильная. Ценообразование происходит в рамках тех условий, в которых находится рынок», — сказал Карпов.

Экономист Виталий Калугин менее оптимистичен в прогнозах.

Он считает, что инфляция загонит потребителей в так называемые магазины для бедных, которые массово открываются по стране и стали альтернативой оптовым рынкам. Самые ходовые товары — 10-килограммовый мешок макарон, 5-литровая баклажка подсолнечного масла.

Кулагин не исключает, что в этом году экономить на еде будут не только покупатели, но и производители.

«Они продолжат уменьшать объём тары с 1 литра до 0,8–0,7 литра, заменять ингредиенты на более дешёвые, активно использовать пальмовое масло», — резюмировал наш собеседник.

Читайте также: Экономика России не рухнула в 2022-м, значит, рухнет в 2023-м?

Роберт Вочовский

Читайте также: