Севастополь

Как мы теряем кинохронику военной спецоперации на Украине

Зачем снимать боевые действия? Как это делали в СССР? Какую аппаратуру выбрать?

Как мы теряем кинохронику военной спецоперации на Украине
Фото:
Realdoc Productions

Военная кинохроника и документальное кино сегодня для большинства остаётся единственным реальным свидетельством событий Великой Отечественной войны. Но если в 1942-м на войне официально работали съёмочные группы — чего только стоит знаменитая кинохроника разрушенного Севастополя Владислава Микоши! — то съёмки современных военных действий на территориях Украины и России не ведутся.

Ответственность сохранить для всех нас живую правду текущего военного конфликта берут на себя добровольцы и энтузиасты. Такие как Максим Фомин и Сергей Белоус — основатели проекта Realdoc. Они оставили прежний уклад жизни, много учились снимать, а все средства бросили на покупку съёмочного оборудования и снаряжения. Сейчас они монтируют новый фильм о боях за Мариуполь и колесят по России с лекциями, на одной из которых в рамках кинофестиваля «Победили вместе» в Волгограде побывал ForPost. Об этом — в нашем материале.

Зачем снимать войну?

Во-первых, война — это история. Есть необходимость донести до зрителя весь образ войны во всей его неподдельности. Сейчас в России не знают, как реально выглядит русский солдат. При этом существует картинка, которую рисуют федеральные СМИ, но она далека от реальности. В реальности же мало кто в стране представляет, как сейчас живут бойцы на фронте, на чём спят, как готовят еду, во что они одеты. Об этом — почти никто не снимает.

Во-вторых, задача кинохроники — показать стратегию и тактику сторон, передать настроения людей, мирных жителей, бойцов.

В-третьих, отрезвление. Мы во многом живём представлениями о войне, которые сами себе нарисовали. Но что есть ужас войны, мы если и знали, то забыли.

В-четвертых, снимать войну нужно, чтобы люди увидели то, что они не могут или не хотят видеть. Показать безумие и жестокость войны. Рассказать, через что проходят мирные жители. На расстоянии невозможно понять, как живут мирные граждане в воюющем городе. Это можно передать только в длинном документальном кино.

В-пятых, нам нужно создавать моральный образ героя, показывать личностей, настоящих русских людей, проявляющих высшие качества, находясь в жерле войны.

Плакал, а потом начал снимать

Максим Фомин рассказал, что впервые начал снимать с 2013 года, с начала событий в Киеве на ул. Банковой, где протестующие вступили в столкновение с бойцами «Беркута». Был там и безоружный севастопольский «Беркут».

«Полгода я проплакал, понимая, что будет война, а потом начал покупать тактическое снаряжение и оборудование для видеосъёмки. Все деньги стал вкладывать в камеры и оборудование для записи звука. Во время боёв в Мариуполе в начале 2022 года провёл месяц в составе штурмовой группы. Всё снимал. На основе этих съёмок появится 6-серийный сериал», — рассказал Максим Фомин.

Для советских военных операторов существовала установка: «Нельзя снимать лётчиков, которые громят врага, на аэродроме, надо лететь с ними и снимать их в бою. Советский фронтовой репортаж не может и не должен быть фальшивым». Фомин задаётся вопросом: «Есть ли видео о работе наших лётчиков в зоне СВО? Кто видел снятые пролёты самолётов, вертолётов?». Их вообще не снимают, отвечает он. Когда спецоперация зимой 2022 года перешла на киевское направление, с российской стороны там работали всего две группы репортёров — Ивана Поддубного и Александра Коца, но они снимали кинохронику и обладали доступом к такой съёмке. Пока ещё у нашего военного руководства нет понимания, что всё это нужно снимать.

военная кинохроника спецоперации сво украина россия максим фомин реалдок съемки хроника ссср военные операторы режиссеры 8

Опыт Главкинохроники СССР

За период с октября 1941-го по январь 1942 года на Центральной студии кинохроники СССР был создан знаменитый фильм «Разгром немецких войск под Москвой». В 1943 году этот фильм получил «Оскар» как лучший документальный фильм.

Киновед, доктор искусствоведения Валерий Фомин подтвердил ForPost, что уже в 1942 году существовал приказ Главкинохроники, который регламентировал, как правильно снимать войну.

«Война — это не только победы и наступления, война — это жертвы, поражения и отходы. Надо снимать отходы войск, переходы населённых пунктов из рук в руки», — было сказано в приказе, отмечает Валерий Фомин.

Подобно советской Главкинохронике, в фашистской Германии существовало «Немецкое еженедельное обозрение» (Die Deutsche Wochenschau) — пропагандистский киножурнал времён Второй мировой войны. В нём немцы максимально реалистично снимали войну, показывая не только успехи, но и эпизоды поражений: как горят их подводные лодки, гибнут их солдаты.

В США с 1956 года появился специальный род войск Combat Camera Team. А с 2003 года, благодаря выучке этих подразделений, а также с телевизионной монополией в СМИ, война в Ираке демонстрировалась в прямом эфире. Сейчас группы «боевых операторов», кроме США, есть в армиях Франции, Великобритании, Израиля. Работают, как правило, они группами по три человека, рассказывает Максим Фомин: оператор, звукооператор-фотограф, командир, выполняющий функции режиссёра и офицера по безопасности.

военная кинохроника спецоперации сво украина россия максим фомин реалдок съемки хроника ссср военные операторы режиссеры 8

«Это идеальная схема для съёмки боевых действий. Даже советские операторы в Великую Отечественную работали парами, чтобы дать разные ракурсы. Но в Российской армии сегодня таких подразделений и военно-учётных специальностей нет. У их же противников каждая бригада имеет такую группу», — говорит Максим Фомин.

Цена работы на войне

Отправляюсь на войну, нужно быть готовым заплатить самую большую цену. Это не то что тебя ранят или убьют, а то что ты гарантированно увидишь смерть людей, которых ты успеешь полюбить.

«Это так и есть. Погибли десятки героев моих съёмок», — рассказывает Фомин.

При этом, с какой-то стороны, война — это благодатное поле для кинематографистов, потому что ни за какие деньги не найти декорации, где одновременно в условиях города горят 30 девятиэтажных жилых домов, как это было в Мариуполе.

военная кинохроника спецоперации сво украина россия максим фомин реалдок съемки хроника ссср военные операторы режиссеры 8

«На съёмках в Мариуполе одна бабушка рассказывала, как ей сложно живётся. И тут мимо идут её соседи и говорят ей: там вон твой валяется — возможно, твой брат. Она побежала искать, трупов шесть нашла и просила меня раскрыть их, чтобы посмотреть на лица. И я это снял не очень качественно, но смотреть это без слёз невозможно», — рассказал Максим Фомин.

С 2014 года появилось много полезных инструментов, которые можно использовать для съёмки боевых действий. Это полнокадровые зеркалки Canon, экшн-камеры GoPro, квадрокоптеры DJI.

Например, коллега Фомина — Андрей Филатов в Сирии использовал сразу 6 камер GoPro, закрепляя их: на машину, на танк, в танк. Это относительно безопасный метод съёмки. Ещё более безопасно снимать с помощью квадрокоптеров. Это и возможность получить самые эффектные кадры войны.

«Когда я впервые поднял коптер в Мариуполе, были неописуемые ощущения. Горел весь город. На этом фоне мы сняли, как сбили российский самолёт, как он падал, как спускался на украинскую сторону на парашюте пилот, как по нему открывали огонь, а в это время в зоопарке рычал лев», — рассказал Фомин.

военная кинохроника спецоперации сво украина россия максим фомин реалдок съемки хроника ссср военные операторы режиссеры 8

Ещё для съёмок боёв хорошо поможет камера Insta 360, которая снимает полную панораму вокруг оператора. И если во время боя за спиной операторы разрывается снаряд, то это попадает в запись, и потом на монтаже этот фрагмент можно выбрать.

Конечно, снимать можно на что угодно. Но опыт Максима Фоменко подсказывает, что сегодня для съёмок боевых действий лучше всего использовать камеры Sony FX3 или Sony Alpha 7. Объективы — основной 24–70 мм; 35 мм со значением светосилы 1.4; 400 мм — если есть деньги (чтобы снимать танки), и можно носить широкоугольный зум.

Доверие на войне

Один из ключевых ресурсов военного оператора — это доверие. Не имея доверия, вы не сможете приблизиться к человеку максимально близко, чтобы он что-то интересное рассказал. Чтобы попасть в составе боевой группы в Мариуполь, Максим Фомин снимал до этого 8 лет, постепенно налаживая контакт с бойцами.

«Был донецкий командир Гиви (Михаил Толстых. — ForPost), который вначале просто меня прямым текстом посылал. Но когда он увидел, как я снял штурм старого терминала донецкого аэропорта, он стал меня допускать. Его все называли „Батя”. И хотя он был младше меня, однажды я попросил: „Батя, можно на танке поехать?”. Это было в разгар боя за новый терминал аэропорта. Со стороны Украины против нас было 15 единиц бронетехники. В том бою с обеих сторон работала вся артиллерия, которая была сконцентрирована вокруг Донецка. Вокруг меня, находившего в центре боя, всё взрывалось и горело. Я жалею, что тогда у меня ещё не было камеры Insta 360», — говорит Максим Фомин.

Доступ и духовные силы

Следующий ресурс военного оператора — доступ. У вас может быть доверие, но нет доступа. Сейчас это большая проблема. У наших военных пока нет понимания, что военные действия нужно снимать.

Есть такой ресурс, как физические и духовные силы. И за 8 лет войны, говорит Максим Фомин, они полностью закончились: погибло огромное количество героев, которых он снимал. Для военного оператора камера — это его защита. Снимая через камеру ужасы войны, можно в некотором смысле отстраниться.

«Но летом 2022 года я случайно попал под обстрел и первым пришёл на место гибели трёх женщин в центре Донецка. Я был без камеры. Там погибла маленькая девочка, которая училась в балетной школе. Погибла её руководитель. Когда я пришёл на место, девочка была ещё жива, ей оторвало ноги. Рядом с ней сидел её дедушка, он остался жив. Он сидел и говорил: „Потерпи, милая, скорая уже едет”.

Приезжает скорая, и она проезжает мимо этой девочки. Дедушка кричит им: „Стойте!”. А они в ответ: „Да подождите”. Рядом стоял военный следователь, он достал свой пистолет, направил в сторону врачей и сказал: „Быстро сюда”.

Там же погиб один боец, мой друг, который должен был в нашей группе работать водителем. Раньше я был с камерой, она мне помогала. Но после этого момента духовные силы у меня закончились», — рассказал Максим Фомин.

Звуковой ряд во время съёмок

Важно для военной съёмки — создание звукового образа, звуковой картины. Ещё всё, что стреляет, взрывается, рушится, — звучит очень громко. Поэтому в идеале звук надо писать отдельным потоком или несколькими потоками. Причём лучший вариант — писать звук всё время.

военная кинохроника спецоперации сво украина россия максим фомин реалдок съемки хроника ссср военные операторы режиссеры 8

Также специальное звукозаписывающее оборудование необходимо для хорошей записи голосов людей. Можно вешать петличку на бойца, а вторую — на связиста, с которым боец общается по рации. Эти люди находятся на разных локациях, но потом на монтаже можно выстроить очень интересные сюжеты, если записал этот звук. Также хорошее звуковое оборудование позволяет записывать просто звуки города.

«Например, в Мариуполе, в мёртвом сгоревшем городе, каждую ночь был странный звук, похожий на гудок тепловоза. Мы его записали, но не смогли понять, что это было», — рассказал Максим Фомин.

По теме: Как создавались известные на весь мир военные фотоснимки Севастополя

В идеале нужен 32-битный звуковой рекордер Zoom: управляя настройками, вы можете записать и шёпот, и взрыв. Пригодятся и петли DJI, которые могут писать сами в себя.

«У нас был эпизод съёмки в окопе: над нами летят пули, но работал микрофон-пушка, у которого узкий сектор и пролёта пуль не было слышно. И тогда мы на бруствер поставили стереосистему Zoom, которая смогла записать звук полёта пули», — поделился Фомин.

Ограничения военных операторов

На войне вы сильно ограничены, нет возможности выбрать какой-то особенный ракурс. Нет времени, чтобы подумать. Когда идёт бой, нужно занять позицию и всё время снимать. Главное — больше снимать. Всё оборудование и снаряжение нужно тащить на себе. При этом нужно быть автономным: постоянно сливать отснятый материал, заряжать аккумуляторы. А камеру всегда нужно держать с собой в режиме готовности к съёмке.

военная кинохроника спецоперации сво украина россия максим фомин реалдок съемки хроника ссср военные операторы режиссеры 8

Нужно понимать, как стреляют различные виды вооружения, как работает башня танка, откуда и как вылетают гильзы. Не понимая эти моменты, можно не только потерять камеры, но также велика вероятность получить ранения.

Проблема съёмок на войне ещё и в том, что крайне тяжело отслеживать судьбу героев.

«Начинаешь снимать героя, а он или увольняется, или погибает. Мне пишут много людей, которые благодарны, что я смог снять их родных. Одна девушка написала благодарность, что теперь благодаря моим кадрам она может своего отца показать его внучке. И таких историй много», — отметил Максим Фомин.

И главное, что нужно знать: хорошее документальное кино создаётся не камерами, а командой талантливых творческих людей.

Сергей Абрамов

Фото — скриншоты канала Realdoc Productions

3659
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (16)

Profile picture for user Афалина
684

Эти ребята - они просто герои. Это даже читать невозможно без волнения,как же это смотреть ? Храни их ,Господь !

Profile picture for user Алексей Процко
5999

Я хотел пойти именно звукарём, но мне сказали, что скрипач звукарь не нужен)) Но я всё-равно туда попаду. Уже скоро.

Profile picture for user zitramon
4254

to Достопочтенный Дон:  

Зачем снимать войну?Вот именно!Зачем снимать этот позор?Его и без того Украина про вас снимет.Снимать надо было весной, когда весело наступали, а не сейчас, когда и хвастать то нечем, как всеидетпоплану.

Ты не только старый и больной пират, ты еще и ..............., модераторы, я не могу по другому сказать, готов понести наказание

Profile picture for user val.prasolov
4754

 

to Достопочтенный Дон:  Зачем снимать войну? Вот именно! Зачем снимать этот позор? Его и без того Украина про вас снимет. Снимать надо было весной, когда весело наступали, а не сейчас, когда и хвастать то нечем, как всеидетпоплану.

Ты не только старый и больной пират, ты еще и ..............., модераторы, я не могу по другому сказать, готов понести наказание

 Добавлю. 

Позор тем ограниченным, которые не в состоянии понять элементарных вещей: 

- война не всегда состоит из одних побед

- историческую правду войны по разному снимают противоборствующие стороны

- героями становятся не только в дни побед

 

Зачем снимать этот позор? Его и без того Украина про вас снимет

Нет там никакого позора.

Про кого "про вас"? Про российскую армию?

А Достопочтенный Дон с кем, если дистанцируется от российской армии?

Profile picture for user лучик света
911

всю правду о войнах всё равно никто никогда не узнает, а ракурс съёмки сильно зависит от того, по какую сторону линии фронта оператор. всегда так было: если свой - то разведчик, партизан, а если чужой - то шпион, диверсант.

и незачем романтизировать эффектные перестрелки или огненные залпы на поле боя: это не новогодние салюты, каждая выпущенная ракета - это разруха или чья-то смерть. мало нам горя с самого детства показывали про Великую Отечественную? ещё надо?

Profile picture for user val.prasolov
4754

и незачем романтизировать эффектные перестрелки или огненные залпы на поле боя: это не новогодние салюты, каждая выпущенная ракета - это разруха или чья-то смерть. мало нам горя с самого детства показывали про Великую Отечественную? ещё надо?

to лучик света:  Романтизировать войну конечно не надо.

Однако показывать правду войны надо, чтобы народ и сейчас и потом  понимал, что это такое.

Profile picture for user Достопочтенный Дон
2123

Ни от кого  не дистанцируюсь.

Имею свое суждение.

И не надо между здесь тыкать и обзывать личности.

Не нравится мнение Дона  - пишите свое и не опускайся до осужденния мнения  Достопочтенного.

Надо уметь, оставаясь при свом мнении, уважать мнение другого человека, но далеко не каждому это дано.

Излагать свои мысли еще никто не запрещал.

Речь в комментарии, о котором идет диспут и который удалили, красной нитью связывает события весны, когда надо было снимать кинохронику подвига наступления на Киев и освобождения дружественного народа от  укронацизма героическим мужественным русским солдатом.

А не сейчас, когда этот мужественный солдат, которому, как оказалось и обмундирование на складе украли, передислоцируется на удобные и выгодные позиции, оставляя неприятелю невыгодные исконные земли, которые Родина доверила защищать.

И вдруг решили теперь из всего этого кино снимать.

Так имеет свое мнеие Дон.

Писать от третьего лица - такой литературный метод повествования - тоже никто не отменял.

Достопочтенный Дон всегда так пишет и пишет так, как считает нужным, никого нечанно стараясь не задевать.

Ограниченные люди не позорны.

Ограниченность Дона надо расширить своим кругозором, а не писать, что это позор.

Позор не тому, кто ограничен, а тому. кто неограничен и своим превосходством хвастливо попрекает людей необремененных излишком интеллекта и ставит себя выше всех.

Достопочтенный Дон все сказал.

Весьма скромно и по своему разумению.

Извиняться не стоит., если не обучены.

Старый больной пират не в обиде и шлет вам свои добрые пожелания.

Profile picture for user val.prasolov
4754

Извиняться не стоит., если не обучены.

Старый больной пират не в обиде и шлет вам свои добрые пожелания.

to Достопочтенный Дон:  Было бы перед кем извиняться. Обижаются обычно инфантильные.

Profile picture for user val.prasolov
4754

Ограниченность Дона надо расширить своим кругозором.

to Достопочтенный Дон:   Людей с определённым мировозрением и мышлением менять долго и дорого, проще у них вырабатывать условный рефлекс.

Хороший пример - бандеровцы.  Долго сидели, однако, после того как Хрущёв их выпустил, занялись тем же самым что и раньше только более аккуратно, чтобы больше не попадаться.  Результат их деятельности мы имеем сейчас.

А надо было не выпускать. 

Profile picture for user Достопочтенный Дон
2123

to val.prasolov:  

 

А надо было не выпускать. 

Да надо было. 

Не могу с вами не согласиться, уважаемый.

А вас кто выпустил?

И надо-ли было? 

Вашу критику о вашем тяжелом мышлении приветствую.

У меня оно тоже тяжелое, но я его стараюсь не замечать, и вам советую.

Profile picture for user val.prasolov
4754

Вашу критику о вашем тяжелом мышлении приветствую.

У меня оно тоже тяжелое, но я его стараюсь не замечать, и вам советую.

to Достопочтенный Дон:  Нет, не так. Моё мышление нормальное.

Ваше чистосердечное признание, про ваше мышление, доказывает, что в отношении вас всё пишу правильно, кстати, не только я. :)

Profile picture for user Достопочтенный Дон
2123

to val.prasolov:  

 

Нет, не так. Моё мышление нормальное.

А это вам уже к психиатру надо обратиться, уважаемый.

Не замечать - это еще не значит отказываться от того, что имеете.

У вас весьма завышена самооценка.

А я с больными и убогими не веду диспут.

На этом все.

Больше с вами не общаюсь.

Главное за день

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
1
2656

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
16
1919

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
71
8481

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
8913

Земли севастопольских льготников достаются третьим лицам

Схема, которую можно было пресечь, действует без сбоев.
14:00
19
4845