Председатель Верховного суда Ирана Ибрахим Раиси избран президентом страны по итогам выборов, сообщает Mehr со ссылкой на заявление главы МВД Ирана Абдольрезы Рахмани Фазли. Он набрал значительно больше голосов, чем три его соперника. За Раиси проголосовали 17,9 миллиона человек, это почти 62% избирателей. Ближайший соперник Мохсен Резайи получил около 3,4 миллиона голосов, ещё двое кандидатов — значительно меньше.
Ультраконсерватор Раиси с 2019 года занимает пост главы судебной власти Ирана, до этого был генпрокурором. Он имеет высшее звание шиитского духовенства. Раиси находится под американскими санкциями, в частности за предполагаемое участие в 1980-х годах в преследовании и казнях политзаключённых.
Выборы в Иране на фоне прочих новостей прошли в нашем информационном поле незамеченными. А зря. Потому что там произошла не просто смена президента, а смена политической платформы. Системного либерала, выступавшего за диалог и компромиссы, сменил жёсткий консерватор, которого уже сейчас сравнивают с Махмудом Ахмадинежадом. При этом Иран — региональная сверхдержава, во многом определяющая геополитику этой части мира, и один из ключевых партнёров нашей страны. Так что иметь представление в данном вопросе как минимум полезно. Так кто же такой новый глава Исламской республики, и что означает его приход для России?
Ибрахиму Раиси 60 лет, он доктор юриспруденции, глава судебной власти и представитель мусульманского духовенства. Известен жёсткостью в вопросах религии. Это важно, при том, что Иран — шиитская теократия. Он выступает за максимально возможное разделение мужчин и женщин на работе и в общественных местах, жёсткий дресс-код и жёсткое соблюдение религиозных норм.
Раиси отличается непримиримой позицией в отношении тех, кого он считает врагами государства. История о том, что он был одним из организаторов массовых казней политзаключённых в 1988-м с тысячами жертв, имеет под собой основание.
Есть мнение, что слишком большой популярностью в народе он вряд ли пользуется и, по оценке ряда экспертов, избран был главным образом из-за не очень высокой явки и недопуска до выборов никого из значимых фигур как со стороны либералов, так и популярных консерваторов (того же Ахмадинежада, который отнюдь не против вернуться на высший пост).
Раиси, по сути, продавили на президентство. И, скорее всего, это связано с возможным скорым транзитом власти верховного лидера, а им является не президент, а рахбар — духовный глава. Кандидатура Раиси устраивает как нынешнего рахбара (который стар и болен), так и КСИР — самую влиятельную политическую и военную силу в Иране, которая с годами забирает себе всё больше влияния.
Главная политическая задача нового президента — покончить с санкциями и договориться с американцами. Сделать это необходимо, так как санкции Трампа (самые жёсткие за всю историю) серьёзно подкосили экономику Ирана, и правящему режиму с этим надо что-то делать. Администрация Байдена готова договариваться, и Раиси тоже готов.
Для России его приход означает продолжение и расширение сотрудничества: обе страны в конфликте с США и имеют общие интересы в Сирии (поддерживают президента Асада, противостоят боевикам оппозиции, американцам и туркам). Если одна из двух стран уйдёт из Сирии, то для оставшейся эта операция станет неподъёмной. Кроме того, резко усилившаяся в регионе Турция является для Ирана не менее серьёзной угрозой, чем для нашей страны. Так что отношениям России и Ирана объективно сейчас мало что угрожает. Есть и минусы: России не особо выгодно замирение Ирана и Америки, так как в этом случае Иран возобновит экспорт нефти, что может сбить цену.
Тем не менее, в целом для России это, скорее, хорошие новости. В самом Иране это — большая перемена внутренней повестки. К чему она приведёт — посмотрим.
Читайте по теме: Прощай, Армения: самоубийство случилось
Павел Кухмиров