Народный артист России Николай Бурляев в интервью ForPost поделился своим представлением о настоящем и будущем России. Нынешнюю спецоперацию на Украине он оценил как хирургическое мероприятие по вырезанию раковой опухоли нацизма, а текущий исторический момент — как поход русского царя-освободителя.
Николай Петрович уверен, что сегодня мы — русские люди — должны быть примером для всего мира. Он признаёт ошибкой реабилитацию некоторых преступников нацизма в 1955 году, верит в переформатирование общества сегодня, просит Госдуму увеличить бюджет на культуру в 5 раз.
— Как считаете: тёмен народ или не тёмен?
— Это вопрос из Андрея Рублёва.
— Совершенно верно.
— Спрашивает Феофан Грек Андрея Рублёва: «Тёмен народ или не тёмен?». «Тёмен», — отвечает Андрей Рублёв. Но я бы так не сказал, он не тёмен.
Я езжу по всей России. И где бы ни был: Дальний Восток, Калининград, Северный Кавказ, — люди говорят так: «Вы что там, в Москве, нас за дураков что ли считаете? Что вы нам показываете по телевидению?».
Тёмный народ так говорить не будет, потому что народ живёт по принципу, который обозначил Лермонтов в своей поэзии: «Есть чувство правды в сердце человека». Народ ждёт этой правды. Пришло то время, когда Россия по промыслу Божиему должна сказать своё слово.
Осуществляемая военная операция – это хирургическая операция по вырезанию раковой опухоли нацизма, развитие которого видел весь мир. И вы, здесь, в Севастополе, и мы в Москве – весь мир это видел. Факельные шествия, как при Гитлере в Берлине, так же и в Киеве, свастики, «зиг хайль», эсесовские эмблемы, портреты государственных преступников, выдаваемых за героев. Всё это все видели и видят сейчас.
Западный мир стравил родных братьев. Мои предки тоже с Украины. Прапрадед – запорожский казачий полковник Кондрат Бурляй, который был послан Богданом Хмельницким в Москву с посольством о присоединении Украины к России в 1652 году.
— Допустим, вы не согласны с Андреем Рублёвым, но как тогда народ допустил, что вскормили неонацистские идеи? Разве это не проявление того, что всё-таки народ тёмен?
— Ответить на этот вопрос и сложно, и просто. У нас есть власти, проглядевшие Украину. Есть СМИ, которые до 24 февраля 2022 года были весьма либеральными. Я видел, что делается в Украинском кино. Когда они в начале 90-х запустили русофобский процесс в их кино и в СМИ. Мне было понятно к чему мы придём. Видел, на кого «поставило» в кинематографе наше государство, создав Фонд кино. «Поставили» на тех, кто якобы был успешен на рынке. На создателей «дневного позора» (х/ф «Дневной дозор». — ForPost), сериала Первого Канала «Школа». Деньги дали «рыночникам», которые пришли в кино делать деньги. Именно им наше государство давало средства. Это была ошибка.
Сейчас мы видим, к чему это привело. На протяжении многих лет многие из нас мечтали, как бы закрыться от этого Западного мутного потока. Россия самодостаточна, у неё свой путь. У нас совершенно другие духовные устремления. Но Запад сам, по промыслу Божиему, опустил железный занавес. Вот теперь, когда они нас «закрыли», когда пытаются бороться с русской культурой, когда они встали на путь откровенной русофобии, вот теперь-то мы и возродимся.
Мы очистим нашу культуру от пошлого гламура, станем опираться на заповеданную нам Российскую идеологию, возвышающую душу человека. Мы создадим вместо Фонда кино Государственный Комитет по кинематографии, переформатируем Российский кинопрокат, ставший отделением американского кинопроката. И наши лучшие фильмы, как и прежде, будет смотреть мир. Какие фильмы созданы Советскими кинематографистами. Крупнейшие режиссёры советского кино, носившие в карманах партбилеты, делали христианские фильмы. Партийные Сергей Бондарчук, Василий Шукшин, непартийный Андрей Тарковский. Они делали Божие дело. Следует вспомнить всё самое лучшее, восстановить разрушенное и идти дальше.
— Тогда я как раз продолжу задавать вам вопросы по Андрею Рублёву. Русские люди, совершавшие ошибки, могут раскаяться? Так поздно каяться или не поздно?
— Иисус Христос, будучи на кресте, взял с собой в жизнь вечную раскаявшегося разбойника. Покаяться никогда не поздно. Много шума было, что «уехала вся Россия». Не вся Россия уехала. Лишь отдельные гламурные особи. Драпанули, очистив наши экраны. Их потерю Россия переживёт. Может быть отныне наши главные духовные богатства заставят поддерживать чиновников, бывших в строю латентных русофобов.
Будучи в течение 5 лет первым заместителем председателя общественного совета при Минкультуры Российской Федерации, я наблюдал работу чиновников. Видел, как это министерство из серьёзного ведомства превращается в контору по распилу средств, чиновниками подчас далёкими от культуры. Не говорю обо всех чиновниках, там есть нормальные, думающие люди. Но их 30 лет назад лишили ответственности.
— Как всем русским людям напоминать, что они — русские люди и что мы все — одна земля? Это очередной вопрос по мотивам «Андрея Рублёва».
— Как? Да так, как это делает «Золотой Витязь». Ведь «Золотой Витязь» в Севастополе — 31-й Севастопольский Кинофорум озаглавлен: «Zолотой Vитязь» против нацизма». Мы пригласили военных корреспондентов и тех режиссёров, которые работают в этом ключе. Так нужно работать, опираясь на указ Президента от 2014 года «Об основах государственной культурной политики».
— Вы говорили, что следующим шагом должны быть дополнительные действия, чтобы он начал работать.
— Мы совершаем эти действия. «Справедливая Россия» выступила с предложением увеличить госбюджет на культуру с 0,7% до 3% от ВВП. На будущий год чиновники планируют понижение до 0,6%.
— Это как в Европе в принципе финансируют культуру, 3% от ВВП примерно.
— Вот видите, как мы отстали от Европы…
— Что вам ответили ваши коллеги?
— Идея воспринимается пока с трудом, но я не унываю - у меня ещё 4,5 года депутатские, буду убеждать коллег и руководство государства. Нужно убеждать и министра финансов, и правительство. После того, как я это заявил, Силуанов мне ответил, что государство заботится о культуре, сделали «Пушкинскую карту». Руководители высшего ранга размахивают этой «Пушкинской картой», как фиговым листком, пытаясь прикрыть наготу.
— Как вам кажется, то, что сейчас происходит, это похоже на Страшный Суд?
— Это чистилище перед Страшным Судом. Если мир поймёт, что Россия сейчас и за них борется, за Западный мир, предавший все христианские ценности. Скоро мир увидит, что Как мы должны выйти из этого горнила?
— Как?
— Россия должна представить миру новую цивилизационную модель разумного государства в неразумном мире. И мы сделаем это. Мы не должны отступать, возвращая наших либералов, нашу пятую колонну. Скоро они захотят домой, ведь там они никому не нужны.
— А они пойдут, конечно.
— Мимикрировать, встраиваться. Нужно держать ухо востро, иначе все наши сегодняшние испытания, наши дети жертвующие жизнью на передовой, — всё будет обессмыслено. Только – вперёд! Доводить до конца судьбоносные процессы денацификации, демилитаризации.
После Великой Отечественной войны мы не довели до конца процесс очищения. Фашисты, бандеровцы чуть-чуть отсидели, отдохнули, пришли в себя. В 55-м году их реабилитировали, всё простили. И они продолжили прорастание в течение 75 лет. И доросли до Кравчука, который в детстве сотрудничал с бандеровцами. А теперь этот, простите, шут (президент Украины Владимир Зеленский. — ForPost)... Мы с коллегами его артистом-то не считаем, бездарный клоун.
— А вы его, кстати, лично знаете?
— Да пошёл он, простите! Я бы ему руки не подал и тогда, когда он пресмыкался в российских фильмах. Этот тип - из другой футбольной команды. Бездарен как актёр, таких пруд пруди. Но я знаю, что такое «артист». Артисту нужна режиссура и мировой пиар, тога есть смысл играть свою роль. У него есть режиссёры. Мы их знаем поимённо. Он старательно играет щедро оплачиваемую роль. Но он очень плохо кончит.
— Специальная операция в области культуры уже началась?
— Хотелось бы так думать. Чиновники кажется начинают прислушиваться к тому, что мы говорим. Нужно реорганизовать Минкультуры, наделить их ответственностью за выполнение указа Президента «Об основах государственной культурной политики», которая есть краеугольный камень нашей идеологии, базирующейся на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Наши либералы бояться слов «идеология» и «цензура». А как переводятся эти два слова? «Идеология» - это наука об идее, об идеале. А «цензура» в переводе с греческого – «строгое суждение, взыскательная критика». Наше государство имеет право на науку об Идеале и на на строгое суждение, если оно думаем о грядущих поколениях.
— Бердяев приписывает Достоевскому следующую фразу: «Во Франции — я француз, в Германии — я немец, в Греции — я грек, и тем самым я — наиболее русский человек». Не возникает ли желания сейчас сказать европейцам, что раз так, тогда европейскую культуру мы, русские, заберём себе, чтобы просто её сохранить.
— Так оно и будет. Видите, они отказываются от Достоевского, Пушкина, Рахманинова, Чайковского, Тарковского. Хорошо. А Россия никогда не откажемся ни от немцев Гёте и божественного Баха, ни от итальянца Данте, ни от англичанина Шекспира. Вы правильно сказали, что мы им их культуру сбережём, потому что мы её понимаем и ценим.
— Если бы Иисус, это опять из Андрея Рублёва, снова пришёл на землю, сейчас, в данный момент, его бы тоже распяли?
— Конечно.
— Да?
— «Убивают пророков и чернят их имена», — как говорил Лермонтов в моём одноименном фильме. Сейчас в западном мире запредельная демонизация, дехристианизация и торгашеский дух. Тарковский предсказывал, что придёт в кино торгаш и вытеснит подлинных режиссёров, что и произошло. Однако Россия сейчас переходит в новую ипостась существования. Мы поднимемся, преобразимся и может быть наш пример поможет спасению мира..
Ищут русскую идею. Мыслитель Иван Ильин, говорил: «Русская идея — это идея сердца, идея любви». В чём разница западной цивилизации и нашей? Западная цивилизация построена на самоутверждении, на правах человека. А Русская цивилизация — на самоотдаче. Запад говорит о нас — загадочная русская душа. Чем она загадочная? Они не понимают, как это можно жертвовать жизнью за Отечество, как Женя Родионов, солдат русский, не снявший креста своего и заплативший за это жизнью. Он не за олигархов жертвовал жизнью, в нём говорила Русская душа и промысел Божий.
— Вы говорите как евразиец. Как Савицкий, как Данилевский формулировали эту идею.
— И Достоевский говорил: «Быть русским, значит, быть православным». В Россия состоит из разных конфессий мирно уживающихся друг с другом: мусульмане, иудеи, буддисты. Мусульмане сегодня являют примеры патриотизма и героизма. Сейчас, когда у порога враг, мы становимся единым народом. Это чувствуется и в Государственной Думе, где забыты партийные разногласия, мы едины сейчас. Дай Бог, чтобы так было и дальше. Я всегда был внепартийным, поэтому долго не шёл в Думу.
— А сейчас вы попали в Государственную Думу в самый подходящий для себя момент?
— Всё по промыслу Божиему. Мне не раз за эти 30 лет предлагали баллотироваться, но я отказывался, понимая, что не готов. А сейчас знаю, что могу сделать. Я решил идти со «Справедливой Россией», единственной из 40 партий страны поставившей первым пунктом свой программы – культуру.
Прежде культура — потом всё остальное: экономические преобразования, возврат пенсий, украденных у народа... По статистике 50% русских мужиков не доживают до 60 лет. Как же можно им обещать 65-летнее пенсионное благо.
— Когда произойдёт то, что говорил, писал дорогой вашему сердцу Тютчев: «И грянет клич к объединенью, и рухнет, то, что делит нас».
— Этот клич провозгласил Кинофорум «Золотой витязь» в 1992 году. На нас тогда смотрели с недоумением чиновники, с трудом выделяли бюджетные деньги. Я уже говорил о скрытой, латентной русофобии, пренебрежении к своим корням и традициям. Настало время перемен. Тютчев написал поэму «К Славянам» в 1861 году, обращаясь через столетия и к нам:
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждём, мы верим Провиденью —
Ему известны день и час...
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрёт груди,
Хоть много бед и горя много
Ещё мы видим впереди...
Он жив — Верховный Промыслитель,
и суд Его не оскудел.
И слово «Царь-освободитель»
За русский выступит предел.
Это время пришло. Русский Царь-освободитель выступил за свой предел.
— А где этот предел?
— Как знать, может быть весь мир. Пусть глядят на нас, на возрождающуюся Россию и задумываются: оказывается можно жить так, как в России, где нормальные семьи без однополых браков и гей-парадов. Ведь это и правда – грех, то, что всегда скрывали и стыдились. Ведь у них теперь «Оскара» не получишь если в фильме нет гомосексуалистов и трансгендеров.
— Как вы относитесь к строительству в Севастополе театра оперы и балета, хореографической академии?
— А как может относиться тот, кто это предложил?
— Это была ваша идея?
— В 2014 году, встретившись с первым губернатором Севастополя Сергеем Ивановичем Меняйло, я предложил построить кинотеатральный дворец лучше, чем Каннах. Он поддержал. Мы оба обратились к Президенту с этим предложением. Президент пошёл ещё дальше, принял решение о строительстве в Севастополе целый культурный кластер.
— Как вы считаете, культуру нужно сегодня насаждать?
— Культурой нужно развивать. У понятия «культура» много значений: и служение свету, и возделывание. Посадил зерно, поухаживал за ним и оно проросло. Нужно взращивать культуру, поддерживать её. Вот почему нужны серьёзные средства на культуру.
— Вот те 3% ВВП, о которых вы говорили.
— Это для начала. Потом надо будет увеличивать, дабы Россия стала примером для всего мира. На заседаниях Комитета по культуре в Государственной Думе все говорят одно и то же: нет денег. На кино, государство выделяет на год сумму, равнозначную стоимости одного американского анимационного фильма. Нет средств на оркестры, хоры, музеи, библиотеки… Сейчас в «Год культурного наследия» это культурное наследие погибает. Я избран депутатом от Ярославской, Владимирской, Ивановской областей, которые часто посещаю и вижу: только в Ярославской области 700 храмов-скелетов. В центре Ярославля – в храме непреходящего значения нет крыши, ещё год-два — и нечего будет сохранять. В Ивановской области 400 храмов-скелетов и так по всей России. Вот куда нужно эти 3%.
— Как вы объясняете такой подход государства?
— Я считаю, что в богатейшей стране мира – России, говорить «нет денег» - грешно. По всем каналам телевидения видим рекламу «Газпром — национальное достояние». Если Газпром действительно наше национальное достояние, путь он послужит русской культуре и от трубы, через которую мы гоним на Запад энергоресурсы, один, а лучше 2% от выручки отдайте культуре. И вопрос будет решён.
— Ваш коллега Захар Прилепин объяснил, что власть в России устроена кланами, грубо если сказать. И перемещение одного или двух достойных деятелей на те или иные позиции ничего не поменяет глобально в государстве, потому что двигать, менять надо командами. Вы — Николай Бурляев — в какой команде?
— Я пришёл именно в такую команду, которая сейчас, я полагаю, будет укрепляться. Это «Справедливая Россия», открыто выступающая за социальную справедливость. Надеюсь, что высшая государственная власть будет переформатировать дальнейшее развитие России — переходить от олигархического рая к благосостоянию нашего народа. Победа будет за нами.
Сергей Абрамов
Обсуждение (2)
В принципе да, ничего не поменялось в моральном облике человека
Ну, да. Ага. Знакомые песни. Русские должны каяться за то, чего не совершали, строить по 3000 храма в сутки и желательно ещё за всё и платить. А те, кто наживались всё это время будут продолжать это делать под новыми лозунгами. Знакомые песни. Что же это "Справедливая Россия" не удосужилась за всё время сделать что-нибудь по-настоящему полезное для страны и людей? Неужто потому, что у них Бурляева не было? В моральном облике человека могут произойти изменения только тогда, когда ему не надо будет впахивать за копейки по 14 часов в день, выбирать купить ребенку одежду или запломбировать зуб. Всё остальное - демагогия и попытка уговорить народ ещё потерпеть.