За последние 30 лет во многих странах перекроили историю. Это привело к расовым бунтам в США, Европе и госперевороту на Украине.
По оценкам философов, искажение определённых исторических периодов происходит повсеместно во всём мире. Они опасаются за молодёжь, которая разучилась мыслить критически. Через 20-30 лет молодые люди могут совершить много псевдоисторических открытий, от которых сегодняшние сорокалетние будут в шоке.
О том, как в быту отделить историческую правду от лжи и как обезопасить юношей и девушек от попадания в параллельные реальности, — в материале ForPost.
Повсеместная история
Декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич отметил, что мы живём в мире, где политические лидеры часто искажают историческую правду для достижения своих целей. Так, например, «левые» в США и Европе «подогнали» историю о рабстве африканских народов таким образом, чтобы чернокожие люди вышли на улицы и стали громить всё вокруг.
В США, например, была переосмыслена историческая заслуга Христофора Колумба, которого последние столетия считали открывателем Америки. Однако теперь памятники, установленные в его честь, сносят.
Например, от забронзовелого Колумба избавились в городе Сент-Луис (штат Миссури).
«Когда 140 лет назад памятник Колумбу возводился в парке, это делалось с целью отметить вклад, внесённый иммигрантами в (развитие — ред.) этого региона. Однако теперь для многих он является символом исторического пренебрежения коренными народами и культурами, а также искоренения их общин. Для того чтобы обеспечить безопасную, инклюзивную и приятную атмосферу как для посетителей парка, так и для сотрудников, совет уполномоченных парка санкционировал демонтаж памятника Колумбу на этой неделе», — приводят РИА Новости заявление администрации города Сент-Луис.
По словам Руткевича, отделить зёрна от плевел пока могут только историки. Да, они по-разному оценивают определённые события, но в своих суждениях всё-таки опираются на исторические факты, а не подменяют их фантазиями.
С мнением декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ согласна и кандидат философских наук Нижегородского государственного лингвистического университета Мира Ротанова.
«Конечно, в идеале хотелось бы видеть людей, которые всё понимают, взвешенно оценивают различные заявления, аналитически и критически относятся к данным. Но на практике мы понимаем, что в огромном потоке доступной информации происходит формирование определённой идеологической истерии. Гражданин ежедневно решает огромное количество задач. Поэтому у него нет времени отделить историческую правду от лжи», — считает Ротанова.
В качестве примера искажения исторических фактов она привела путеводитель по Крыму, который был издан в 2015 году изданием «Альбатрос». Его Ротанова приобрела в прошлом году в Севастополе.
«Мы прочитали историческую справку о Крымском полуострове. Почти везде была удалена история о Великой Отечественной войне. Издавая путеводитель в 2015 году, когда Крым уже находился в составе России, полностью игнорировать трагедию Севастополя, которая произошла в Великую Отечественную войну, — серьёзный звоночек. Это как раз пример перекраивания истории», — выразила своё мнение ForPost Ротанова.
Она уточнила, что при оценке исторических фактов нужно учитывать, в каком обществе находится человек, какие машины пропаганды оказывают на него воздействие. В результате зачастую происходит разрушение исторического наследия. По мнению Ротановой, это свидетельствует о «дремучести и дикости» людей, пришедших к власти. Кандидат философских наук отметила, что преемственность — это путь цивилизованного развития общества.
Читайте также: Французский эксперт: США повторят судьбу СССР и развалятся
Учат в школе…
Профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной отметил, что каждый здравомыслящий человек должен понимать, что знания об истории дают не политики и популярные учебники. Поэтому, если человек хочет докопаться до правды, то ему нужно обращаться к научным источникам либо к проверенным, хорошо себя зарекомендовавшим популяризаторам научных результатов.
«Все остальное — от лукавого. Информационного шума очень много, в разных странах по-разному освещают определённые исторические события. Поэтому разобраться во всём можно только при обращении к научным знаниям. Там, по крайней мере, известно, что на сегодняшний день считается достоверным, на какие вопросы мы можем получить ответы, а на какие нет», — выразил своё мнение ForPost Куренной.
По мнению хранительницы архивов братьев Стругацких, писателя-фантаста Светланы Бондаренко, сегодня учителя определяют то, как люди смогут оценивать исторические факты в будущем. В качестве примера Бондаренко привела Украину, где подростков воспитывают «по программам, близким к нацистским, то есть существует одна великая нация, которая по многим параметрам превосходит остальных». В Донбассе с 2015 года дети учатся по российским учебникам, где прописана противоположная идеология.
«Через 11 лет мы получим людей с абсолютно разными идеологиями, которые не будут близки друг другу. В результате, разрыв между Донбассом и Украиной усилится», — приводит ДАН слова Бондаренко.
Куренной считает, что многие вопросы зависят от школы, но сваливать все проблемы на систему образования всё-таки не стоит. Он уверен, что критическое мышление в подростках должны развивать и их родители. По его словам, сегодня у взрослых множество механизмов, чтобы расширить кругозор своих детей. Все знания находятся в открытом доступе и лежат на поверхности.
Читайте также: Только Крыму повезло: пять лет назад майдан съел Украину
Факультеты для мажоров
Кстати, многие ругают современное образование и вспоминают советскую школу, где дети получали более качественные знания, учились мыслить критически, а следовательно, трезво могли оценивать реальность и определить, где происходит передёргивание исторических фактов.
«Те, кто расхваливают советскую школу и советское высшее образование, — это люди с определённой идеологией. В советском образовании были свои достоинства и свои недостатки. Тогда средняя школа давала неплохие знания в области математики и естествознания. Знания в области истории были ограниченными. Барабанной дробью звучало про ЦК КПСС, которая СССР и всё человечество приведёт в космические дали. Поэтому нужно трезво оценивать наше прошлое. Признавать как его плюсы, так и его минусы», — выразил своё мнение декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.
Он отметил, что молодёжь как была различной в разные эпохи, таковой остаётся и сегодня. Руткевич, конечно, обеспокоен, что юноши и девушки во всём мире мало читают книг, у них сильно развито клиповое мышление, которое не даёт им мыслить критически.
«Сегодня существует некий перекос в сторону прагматических целей. Молодые люди задаются вопросом: а что мне это образование даст, сколько я буду зарабатывать. И об этом думают далеко не глупые люди. Перекосы существуют и в сфере образования. Есть хорошие учителя истории, а есть и глупые педагоги. Есть вузы, где курсы по социологии, истории, культурологии преподают профессионалы, а есть институты, где студентов учат ничтожества. Я выпускник МГУ, долгое время работал там и понимаю, что в этом вузе есть факультеты, где дают прекрасное образование, а есть факультеты, созданные исключительно для мажоров», — считает Руткевич.
Поэтому молодёжи нужно больше читать классической и исторической литературы, чтобы научиться выявлять фейки. Иначе молодыми людьми можно будет легко манипулировать и подменять для них историческую правду.
Кандидат философских наук Нижегородского государственного университета Мира Ротанова уверена, что на данный момент мало в истории примеров великих людей, которые не отрицали своего прошлого, не критиковали и не интерпретировали его.
«Важно, с какой стороны стоит получатель информации, чья позиция может быть доминирующей, чьи ресурсы информационной трансляции мощнее. Грамотных людей, в том числе и среди молодёжи, много. Но они не имеют ресурсов и канала информирования, который бы позволил им доказать свою позицию», — считает Ротанова.
Читайте также: Молодых «островитян» из Крыма ничем не выманить: любят Родину или боятся неудач?
Присяжный на историческом суде
Публицист и телеведущий Анатолий Вассерман считает, что рядовым гражданам всё под силу, поэтому «россиянам не надо прибедняться и говорить о себе как о рядовом обывателе». Да, нет очевидного рецепта по выявлению исторической лжи, но механизмы оценки существуют. Ими может воспользоваться каждый.
«Лично я проверяю различные рассказы и сказки об истории, сверяя данные из разных источников. Стараюсь понять, что из этого, на мой взгляд, правдоподобно. Чувствую себя присяжным на суде истории. Задача присяжного — не вести самостоятельно следствие, а оценить, что из доводов защиты и обвинения лично ему кажется правдоподобным», — выразил свою точку зрения ForPost Вассерман.
По его мнению, на данный момент существует достаточно много вспомогательных исторических дисциплин, которые позволяют, например, сверить текст из летописи с археологическими находками. Многие из этих вспомогательных методов возникли в криминалистике, а следовательно, надёжно проверены на неисторическом материале. Поэтому на них можно опираться в исторических исследованиях.
Есть ещё ряд правил, на которые также можно опираться при оценке исторических фактов. Если, например, в каком-то источнике сказано нечто невыгодное для него, то, скорее всего, это правда.
«Мы можем верить немецким рассказам о героизме солдат Красной Армии, поскольку для самих немцев очень невыгодно признавать, что русские, которых они считали в годы Второй мировой войны «недочеловеками», оказались героями. Мы не можем доверять рассказам лётчиков об их подвигах, но можем верить данным из отчётов противника о поражениях в воздушных боях. Рассказывать об этом проигравшей стороне невыгодно», — сказал Вассерман.
Он уточнил, что существуют ещё несколько аналогичных правил, позволяющих быстро оценивать достоверность исторических материалов. По его мнению, самый надёжный способ — внимательно сверять данные и рассуждения из разных источников, в том числе мнения людей, стоящих по разные стороны баррикад.
Читайте также: Вассерман рассказал ForPost о возрождении СССР в ближайшее время
Роберт Вочовский
Обсуждение (4)
"Знания в области истории были ограниченными. Барабанной дробью звучало про ЦК КПСС, которая СССР и всё человечество приведёт в космические дали." - сказал декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич. Так, что, Алексей, утверждения КПСС, что первый спутник Земли - советский, что первый космонавт - советский, что первый атомный ледокол - советский явояются всего лишь пропагандой, а не историчесим фактом? Единственное правильная мысль указанного автора - "если человек хочет докопаться до правды, то ему нужно обращаться к научным источникам". Этого декана к таким источникам я не отношу. Как все историки ВШЭ, он политически заангажирован, хочет он этого или не хочет.
Это про Севастополь? Очень похоже на то.
Ежели Россию основала Казань, то почему вся Россия не по татарски говорит?
to val.prasolov: Не обращайте внимание на комментарии "наливкина_н". Это тот самый вонючка, которого постоянно банят, а он появляется под новым ником и опять воняет.