пн, 12/11/2018 - 19:10

Главу Севастополя обвинили в посягательстве на государственный строй

Так политолог Максим Шевченко прокомментировал заявление Дмитрия Овсянникова.

Глава Севастополя опять заявил, что может обойтись без депутатов. И опять исказил факты.

Сказочное число

Рабочая неделя началась с очередного выпада горячо любимого народом губернатора Севастополя против заксобрания: глава региона заявил, что региональный парламент нелегитимен и что он, Дмитрий Овсянников, знает, как обойтись без депутатов. По-хорошему, комментировать такие заявления должны врачи, ибо принцип разделения властей в России никто не отменял. Однако была в выступлении губернатора и некая часть, претендующая на содержательность, — якобы из региональных 33 законов, которые необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством, доработаны и приняты лишь 9.

Депутаты очередным «наездом» главы региона ничуть не удивлены, однако подчёркивают: сказочная цифра «33» в данном случае — не более чем порождение фантазии Дмитрия Овсянникова. Тот перечень «негодных», по мнению правительства, законов, о которых говорит глава города, приводит в недоумение и саму прокуратуру — ничего требующего доработки, по словам спикера Екатерины Алтабаевой, правоохранители в них не видят. Подтверждает эту информацию и зампредседателя заксобрания Александр Кулагин. По его словам, на одном из заседаний Межведомственной рабочей группы при прокуратуре пытались получить у руководителя правового управления правительства Михаила Вавилова разъяснения — что именно не нравится исполнительной власти в ряде законов, которые она предлагает поменять. Однако вразумительного ответа так и не последовало.

При таком подходе странно, что в списке неугодных законов всего 33 пункта, а не 333 или не 1001.

«Некоторые законы действительно нужно приводить в соответствие с федеральным. Но это нормальный рабочий процесс, который идёт во всех регионах страны. Федеральное законодательство довольно динамично меняется, и соответствующая доработка региональной нормативно-правовой базы идёт практически непрерывно. У нас есть соответствующий график, по которому мы работаем. Это вполне обычная практика», — говорит Александр Кулагин.

Рабочий процесс

Как сообщила ForPost Екатерина Алтабаева, существует датированное июлем этого года заключение Межведомственной рабочей группы при прокуратуре Севастополя. В нём действительно перечислены поручения по доработке ряда законов. Однако поручения эти давались не только заксобранию, но и правительству Севастополя.

«Среди законов, по которым поручения были даны нам, нет ни одного, над которым мы бы не работали, — они или уже внесены и будут рассмотрены в ближайшее время, или будут внесены в ближайшее время. Законопроект „О внесении изменений в Закон города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 4-ЗС «О выборах депутатов Законодательного собрания города Севастополя»”, например, будет рассматриваться на завтрашнем заседании, как и поправки к закону о КСП, — так прокомментировала ситуацию Екатерина Алтабаева. — По ряду законов конкретные поручения были даны Межведомственной рабочей группой правительству Севастополя — например, ему рекомендовано внести изменения в 17-ЗС. То же самое касается 112-ЗС и ещё нескольких законов».

Многое можно сказать и о законотворческих успехах самого правительства. Предложенный им вариант поправок к закону о КСП, напомним, дважды получал резко отрицательные отзывы Главного правового управления Администрации Президента и закономерно был отклонён засобранием. Против разработанного правительством варианта закона «О мировых судьях» возражали сами представители Службы мировых судей. Он также не соответствует федеральному законодательству, поэтому сейчас заксобрание его дорабатывает — в четверг, например, состоится совещание на эту тему с представителями муниципалитетов.

К числу законов, не принятых по вине исполнительной власти, относятся и поправки к закону о зарплатах госслужащих, о котором мы не раз довольно подробно писали. Вариант, разработанный правительством, получил отрицательные отзывы всех, кто с ним ознакомился, — от прокуратуры до Главного правового управления при Администрации Президента. После этого депутаты разработали и приняли свой законопроект, за принятие которого, в частности, на заседании заксобрания высказывался помощник прокурора Севастополя Сергей Неудахин. Закон был принят, однако губернатор наложил на него вето. И теперь в законодательстве Севастополя, несмотря на требование прокуратуры, по-прежнему зияет «дыра».

«Губернатор посягает на государственный строй»

Таких примеров неудачного, мягко говоря, правительственного законотворчества можно привести немало. Так что «содержательная» часть сегодняшнего заявления Дмитрия Овсянникова не выдерживает никакой критики. Очевидно, что главной целью этого заявления было подвести некое основание под утверждение, что город вполне может обойтись без заксобрания.

Политолог Максим Шевченко, которого мы попросили прокомментировать очередной выпад севастопольского главы, прежде всего развеял наши подозрения: принцип разделения властей в РФ по-прежнему никем не отменён. Более того, законодательная власть по своему статусу выше исполнительной, поскольку депутаты — представители народа.

«В Конституции страны записано: источником власти является многонациональный народ Российской Федерации. Он выбирает своих представителей, которые формируют законодательную базу для осуществления деятельности как государства, то есть исполнительной власти, так и общества и отдельного человека. И тот представитель власти, который пренебрегает властью законодательной, оскорбляет её или посягает на её полномочия, является тираном и пытается осуществить ползучий государственный переворот. Я считаю, что такими представителям власти должны заниматься соответствующие структуры, ибо их действия являются не чем иным, как посягательством на конституционный строй. Губернаторы, которые полагают что заксобрание — это их актив, приложение к исполнительной власти, разрушают внутреннюю конституционную систему Российской Федерации. На мой взгляд, это преступление», — говорит он.

Вменяемый губернатор, заботящийся о благе своего региона, обязан находить общий язык с заксобранием, — подчёркивает Максим Шевченко. К сожалению, сегодня в России сложилась практика, когда глава региона является представителем не региона и его жителей, а некоей корпорации, которая через него проводит свои интересы. Именно эта практика, по мнению политолога, и приводит к тому, что на выборах в ряде регионов побеждают кандидаты, явно не поддерживаемые федеральной властью.

«Регионы превратились в вотчину корпораций — это не только постыдная, но и разрушительная практика. Губернатор должен быть ответственен перед жителями региона и, опираясь на народ, налаживать нормальные отношения и с федеральным центром, и с заксобранием», — подчёркивает Шевченко.

Насколько эта оптимальная ситуация соответствует ситуации в Севастополе, предоставляем судить нашим читателям.

Ольга Смирнова

Фото: пресс-служба заксобрания, твиттер

Читайте также: