На волне общественно-политических процессов перестройки, идей демократизации и суверенизации, владевших умами к финалу ХХ столетия, интерес к геральдике как инструменту национальной, муниципальной, семейной и прочих самоидентификаций значительно возрос. Но этот ажиотаж так или иначе имел свои преемственность и предысторию.
Например, за годы Советской власти возникло несколько сотен новых городов, многие из которых в этот период утвердили свои гербы. При этом некоторые исторические города обозначили себя посредством обновлённой советской символики. Особенно удачным решением по модернизации наследия в новых исторических условиях по праву может считаться герб Севастополя.
Так, авторитетный в странах социалистического лагеря венгерский журнал «Интерпресс-график» в третьем номере за 1983 год в статье «Страницы советской геральдики» назвал герб Севастополя лучшим среди городов-героев СССР.
Герб был создан полвека тому назад: Севастопольский городской Совет депутатов трудящихся принял решение «Об установлении герба Севастополя» 12 февраля 1969 года.
Впоследствии решениями городского Совета №60 от 26 октября 1994 года, №518 от 21 апреля 2000 года и указом губернатора Севастополя №77-УГ от 1 ноября 2018 года «О действующем гербе и флаге города Севастополя» он последовательно был утверждён и по сей день пребывает в статусе действующего.
Примечательно, что символ этот создавался в соавторстве. Идея и её воплощение принадлежат супружеской чете художников – Сергею Александровичу Шахунову и Надежде Константиновне Крыловой.
В Севастополе семья выпускников Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) обосновалась в 1967 году, и победа в конкурсе 1969 года на лучший проект герба города Севастополя стала первым общественно значимым итогом их многолетнего совместного труда.
С тех пор «портфолио» художников пополнено множеством проектов и премий. От нескольких десятков наград, дипломов и призов живописца-плакатиста Сергея Александровича до украсивших публичные и музейные пространства Севастополя декоративных работ дизайнера и медальера Надежды Константиновны.
Тогда, в столь уже далёком от нас 1967 году молодые «строгановцы» приняли судьбоносное решение, о котором никогда не жалели. Пренебречь возможностями существовавшей в период СССР системы «распределения» именно в тот регион, где бы обеспечили жильём семью молодых специалистов. Выбор был сделан в пользу Севастополя, где имелась работа по специальности, но квартирный вопрос предстояло решать самостоятельно.
Снова забегая вперёд, следует сразу отметить, что пресловутый квартирный вопрос и повод к данной публикации связаны между собой какой-то особой иронией судьбы.
Однако это факт, ибо по итогам вышеозначенного конкурса победителей наградили отнюдь не так, как обычно отличают художника (диплом, денежная премия, звание и т. п.), а вполне оригинально – поставили в очередь на кооперативную квартиру. Так что счастливым финалом творческого состязания стало для авторов обретение в 1971 году своего жилья и статуса севастопольцев. Последним они дорожат и поныне, не соблазнившись в своё время заманчивыми предложениями строить профессиональную карьеру в других городах Советского Союза.
В 1969 году все эти события были еще впереди. Но уже существовала побудительная причина, пользуясь словами Сергея Александровича, – «создать для этого города что-то творчески весомое, знаковое». И шанс представился.
Всего, по оценке Надежды Константиновны, в соавторстве с супругом было создано около 40 эскизов будущего герба.
Отсчёт поискам добросовестно был положен в городских архивах, где исследователей постигло разочарование: как такового официального герба города обнаружить не удалось – нашлась лишь документация на геральдическое оформление при въезде на Царскую пристань (по мотивам герба Крыма, с грифоном и флагштоком). Таким образом простор для творчества открывался самый широкий.
Об этом достопамятном периоде Надежда Константиновна вспоминает так: «Варианты, конечно, были, и с разной тематикой. Рассматривались эскизы с чисто морской символикой, элементами воинской славы, трудовой доблести; в частности, прорабатывался вариант Вечного огня на Оборонительной башне Малахова кургана. Но мы остановились на последнем проекте с символикой двух героических оборон Севастополя».
Теперь этот окончательный вариант столь общеизвестен, что нет необходимости в подробном описании герба: «Он представляет собой геральдический щит французского профиля с отношением ширины к высоте в пропорции 8 к 9...» и т. д., – вся эта информация легко доступна в пространствах реальном и цифровом.
Но совершенно особой исторической ценностью обладают авторские толкования геральдической композиции, позволяющие проникнуть в глубину замысла и словно бы пройти увлекательный «квест» – следовать за ходом созидающей творческой мысли, выходящей на искомый художественный результат.
От семейного коллектива (специально для автора этих строк) программный аспект проекта проинтерпретировал С.А. Шахунов:
1. Белый цвет означает белокаменный город, отстроенный из инкерманского известняка.
2. Синий – цвет моря.
3. Щит – объединяет и охраняет (защищённый город на страже Отечества).
4. Памятник Затопленным кораблям – символ русской души с её важнейшей онтологической идеей самопожертвования, напоминание о мужестве, проявленном в первую оборону Севастополя.
5. Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза – знак подвига второй обороны города.
6. Лавровая ветвь – символ Славы – «по диагонали» объединяет две героические эпохи в единое историческое прошлое, в котором есть чем дорожить и чем гордиться.
Есть чем гордиться и героям данной публикации. Сами они говорят об этом прямо, счастливо избегая избыточного пафоса. Сергей Александрович поделился сокровенным переживанием: «Если быть предельно честным, то впервые я по-настоящему ощутил гордость за такой значимый для России город, свою причастность к его великолепию лишь тогда, когда увидел своё творение на флаге, внесённом 18 марта 2014 года делегацией Севастополя в Георгиевский зал Кремля, где Севастополь под гул оваций всей страны торжественно и официально возвращался в родную гавань по итогам референдума...».
А Надежда Константиновна, оценивая события новейшей истории, делает такую авторскую ремарку:
«Мы гордимся тем, что герб Севастополя пережил три эпохи… Героика города – превыше всего».
Вдумываясь в эти слова, понимаешь, что своеобразным «щитом» – и для города, и для его герба – служат именно такие люди. От их сплочённости и самоотверженности, таланта и трудолюбия в конечном итоге зависит, сколько ещё славных эпох соединит «по диагонали» «лавровая ветвь»…
И низкий поклон авторам символа города-героя за подаренную нам в художественной форме возможность лучше это понять.
Вадим Гаврин,
кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ
Обсуждение (12)
Как просто и гениально одновременно! Спасибо за рассказ об авторах нашего советского герба.
Спасибо за прекрасный герб,достойно отражающий то,чем может гордиться город - две героические обороны белокаменного города у синего моря!
Лаконичный, содержательный, строгий, простой и красивый герб Севастополя. Достойный. Спасибо авторам.
А как же дореволюционный герб?
В Севастополе самый красивый герб (дореволюционный), который сейчас редко где увидишь. По правилам геральдики на гербе недолжно быть памятников и наград, а на эмблеме возможно. Эмблема у нас тоже очень красивая и патриотичная.
Молодцы!
to AlexZ:
В Севастополе в качестве герба многократно, при разных правительствах и строях,утвержден современный герб.
Профессиональные геральдисты утверждают,что современный герб Севастополя соответствует правилам геральдики,а дореволюционный вариант предложен Николаем II в качестве символа яхтклуба и символизирует не столько город,сколько отдельных представителей царской династии с их тотемным мутантом.Не вижу смысла прославлять тех,по чьей вине российская армия и флот не были перевооружены и парусные корабли и гладкоствольное вооружение оказались отстоем по сравнению с оккупационными паровыми судами и нарезным оружием во время Крымской войны. Эту отсталость невозможно было компенсировать морями крови полков русских солдат,собранных по всей России и безжалостно брошенных в мясорубку.
Интересно получили ли художники заслуженные права на получение роялти (не могу вспомнить как это называется по русски), ведь они это заслужили намного больше, чем некоторые недоартисты судящиеся с другими за перепевку песен, написанных даже не ими.... Судя по фотографии врял ли(
Вспомнил! За использование авторских прав))
to strelec:
Ну Вы и замахнулись, не подумав! Следуя Вашей логике и историческим познаниям, то Андреевский флаг ВМФ, флаг РФ и герб РФ тоже попадают под раздачу?
В середине девяностых уже были в Горсовете и в обществе горячие споры о гербе города. На эту тему наиболее профессионально высказывался герольдмейстер Черноморского флота В.Дорошко. По его совету почитал много соответствующих материалов и убедился, что у геральдики есть свои законы и принципы. И что дореволюционный герб - это герб. А эмблема шестидесятых (при всём уважении к её авторам) - эмблема.
to jaseur:
Не надо передергивать!На Андреевском флаге,гербе и флаге РФ нет вензелей императоров,по чьей вине проиграна Крымская война и пролиты моря крови защитников Севастополя.
to Александр3:
Кроме В.Дорошко,есть и другие геральдисты.