чт, 13/10/2022 - 14:02

Депутаты и правительство Севастополя разошлись во взглядах на экономическое развитие

Поводом для спора стал отчет главы департамента экономического развития Дениса Профатилова.

Дает ли развитие экономики города повод для оптимизма и нужно ли стремиться сохранить существующий бизнес любой ценой? Как показало сегодняшнее заседание заксобрания, вопрос этот как минимум дискуссионный.

Мы бодры, веселы, хорошо нам живется

С докладом «о состоянии, проблемах, перспективах развития малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе, о реализации государственной экономической, промышленной и инвестиционной политики на территории города Севастополя и о развитии международных и межрегиональных связей в городе Севастополе за 2021 г.» перед депутатами выступил директор департамента экономического развития Денис Профатилов. Доклад, в бумажном варианте занимающий 41 страницу, выдержан в весьма оптимистичном тоне. Подтверждают этот оптимизм и цифры.

За год, несмотря на ковидные ограничения, количество зарегистрированных в Севастополе субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) выросло с 23 298 до 23 805, или на 2,2%. Оборот предприятий, занимающихся обрабатывающим производством, за год вырос на 35,5%, индекс промышленного производства всех предприятий и организаций – на 20,4%.

«Наибольшее количество предприятий промышленности работают в отрасли машиностроения, включая приборостроение (123), судостроения и судоремонта (98), производства строительных материалов (90)», – констатирует отчет.

Производство электрической продукции выросло на 128,5%, мебели – на 127,7%, производство металлических изделий (кроме машин и оборудования) – в 4,9 раза (!), производство машин и оборудования – в 1,9 раза. Впечатляющие результаты у производителей резиновых и пластмассовых изделий (215,4% к уровню прошлого года); ремонта и монтажа машин и оборудования (188,5%); обработки древесины и производства изделий из дерева (кроме мебели), соломы и материалов для плетения (169%); производство «прочих транспортных средств и оборудования» (152,9%); производство химических веществ и химических продуктов (148,5%). И так далее.

Какими именно усилиями и мерами поддержки бизнеса эти результаты были достигнуты, в докладе, опубликованном на сайте заксобрания, говорится весьма подробно. И объем помощи бизнесу действительно впечатляет. По итогам Национального рейтинга 2022 года город Севастополь вошёл в пятерку лучших регионов по блоку «Поддержка малого и среднего предпринимательства». И раз уж мы об этом рейтинге упомянули, по итогам деятельности, «направленной на улучшение условий ведения бизнеса и снижения административных барьеров» наш город стал 14-м, что тоже весьма и весьма неплохо, а по динамике улучшения показателей занял 1-е место.

Сегодня Денис Профатилов сообщил депутатам, что департамент экономического развития находится в постоянном поиске новых мер поддержки предпринимателей.

«Понятно, что наш бюджет не позволяет реализовать все наши желания, и у нас постоянно идут обсуждения с нашим финансовым блоком по тем или иным мерам поддержки, но это нормальная работа», – сказал он, добавив, что некоторые уже внедренные программы уникальны в масштабах страны.

И еще один факт: по словам докладчика, севастопольский фонд микрофинансирования занимает одну из лидирующих позиций в РФ по своей эффективности – возвратность средств составляет практически 100%.

«Бомбоубежище от  налогов»

Но, как показало его обсуждение, не все депутаты считают оказанную бизнесу поддержку адекватной полученной отдаче. Сначала Сергей Борисов выразил сомнение – стоит ли говорить о приросте, если 2021 год сравнивается с ковидным 2020-м? Но тут упрекнуть авторов отчета не за что – они использовали классическую в таких случаях формулировку «по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Гораздо длиннее оказался список претензий Елены Глотовой.

«На поддержку малого и среднего бизнеса затрачены в 2021 году сотни миллионов рублей. Однако, по данным Крымстата и Росстата, в 2021 году в Севастополе ликвидировано 510 предприятий и организаций, за январь–март 2022 года – еще 164. В январе–июле 2022 года убыточно работали 39,6 процента предприятий, и сумма их убытков выросла на 45,9%», – привела она статданные.

Кроме того, продолжила Глотова, предприниматели продали не ими произведенных товаров на 25 млрд рублей. Так стоит ли тратить на них средства, которые можно пустить на социальные нужды?

Профатилов ответил, что закрытие части предприятий – ситуация совершенно нормальная, главное, что массового оттока не произошло. Напротив: как уже было сказано, по итогам года субъектов МСП стало даже больше. Кроме того, добавил он, в реестр включены не все предприниматели, поскольку часть из них просто «не подает отчетность». Для них это чревато невозможностью претендовать на меры господдержки, но, видимо, не все к этому и стремятся.

«Исключение из реестра не значит закрытия бизнеса, – еще раз подчеркнул глава департамента, напомнив, что благодаря господдержке бизнес удалось сохранить практически полностью даже в условиях ковидного 2020-го. – Но бизнес открывается, бизнес закрывается – это нормальная ситуация, как и с СЭЗ».

«Я не совсем понял – существует ли какая-то корреляция между теми средствами, которые вкладываются, и отдачей. Ведется ли какой-то мониторинг?» – поддержал коллегу Глотову председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов.

«Конечно же, мы видим отдачу. Первое – это сохранение бизнеса и рабочих мест. Второе – налоговые поступления, которые у нас ежегодно растут практически по всем отраслям. И динамику позитивную мы вполне видим», – ответил докладчик.

Вопрос по упомянутой выше СЭЗ также был задан Сергеем Борисовым. Его беспокоило, возвращают ли выходящие из Свободной экономической зоны средства, предоставленные им в виде льгот.

«Из 21 участника СЭЗ, исключенного из единого реестра участников по соглашению сторон, 13 пользовались налоговыми и прочими льготами на сумму около 205 млн. Будут ли деньги возвращены?» – попросил ответить он.

Профатилов пояснил: по соглашению сторон договор расторгается в том случае, если участник СЭЗ все свои обязательства исполнил. В этом случае, согласно законодательству, он имеет право выйти из СЭЗ без возмещения льгот. Если же обязательство не выполнены – следует судебное разбирательство.

«Объем налоговых поступлений от участников СЭЗ превышает объемы предоставленных льгот», – подчеркнул он.

Принимаются, подчеркнул он, и меры по повышению эффективности СЭЗ. Тем не менее Борисов попросил прокуратуру обратить на эту тему внимание и проверить, как принимались решения о расторжении договоров. Ведь 205 млн для бюджета, подчеркнул он, – это серьезная сумма.

«Я уже много раз говорил на примере наших ГУПов, что СЭЗ – бомбоубежище от налогов. Сегодня мы видим, что не только ГУПы, но и бизнес хорошо погрел там руки, скажем так. Прошу с этим разобраться», – сказал Сергей Борисов.

«Люди держатся на плаву»

Воспользовался правом выступить и Вячеслав Горелов, выразивший сомнение – а стоит ли выделять значительные средства ради спасения всех предпринимателей.

«Появятся другие, появится пустое место, куда придут более смелые, более решительные, более точные в своих действиях, – предположил депутат. – Зачем мы спасаем тех, кто, по сути, никакого положительного итога, как я понял, не приносит городу?». 

Этот тот случай, когда автору материала не хочется соглашаться с Вячеславом Гореловым. Возможно, его совет был бы приемлем в более благополучные времена, но не сейчас. Не согласились с коллегой и другие депутаты – в частности, глава комитета по экономике Евгений Дубовик.

«Люди держатся на плаву. Сейчас война. О чем мы говорим?» – сказал он.

Умиротворяющую ноту внес в спор председатель заксобрания Владимир Немцев, предложивший главе департамента экономразвития пойти навстречу пожеланиям Горелова и подготовить для депутатов информацию о количестве рабочих мест, которых город лишился бы в случае отказа от господдержки, о суммах, которые недополучил бы бюджет и пр.

«Я думаю, у вас есть эти цифры. И это будет очень полезная информация», – сказал Немцев.

Автор материала не вполне понимает, как можно с уверенностью описать судьбу того или иного предприятия в условиях отсутствия господдержки: выживет оно или нет, насколько ухудшатся его показатели и сколько человек ему придется при этом уволить. Но автор, конечно, не экономист.

Выступил в защиту экономического блока правительства и Евгений Дубовик. Его аргументы, рискнем предположить, были в первую очередь ответом Василию Пархоменко, который в своем выступлении спел гимн советскому прошлому, когда промышленность была на подъеме.

«Мои коллеги озадачены и озабочены», – констатировал Дубовик.

После чего напомнил: той промышленности Севастополя, о которой ностальгирует Пархоменко, не стало задолго до обсуждаемого периода. И сейчас правительство города делает то, что может сделать в сегодняшних условиях.

«Привлекаются предприниматели, привлекаются силовики, привлекается общественность, ну и депутатский корпус, конечно – для того, чтобы каким-то образом суметь удержать на плаву ту промышленность, которая сегодня есть. Конечно, хочется, чтобы все заводы заработали, сельское хозяйство поднялось, туризм – чтобы вся страна была у нас. И тогда бюджет будет полный. Но сегодня это, к сожалению, нереально», – сказал глава комитета по экономике.

Упомянул Дубовик и о санкциях, которые стали серьезной преградой для развития бизнеса.

В финале слово взяла замгубернатора Мария Литовко. Отвечая Сергею Борисову, она сообщила, что прокуратура проверяет деятельность департамента регулярно, в том числе и в той части, что касается СЭЗ. Кроме того, подчеркнула замгубернатора, не все резиденты пользуются всеми льготами.

Еще одним аргументом в пользу правительства стали перспективы, открывающиеся перед севастопольской «вертолеткой». Все это стало возможным, подчеркнула Литовко, благодаря усилиям губернатора, неоднократно обращавшегося на федеральный уровень.

О том, какие именно перспективы открываются перед предприятием, можно прочитать во вчерашнем материале ForPost.  

Ольга Смирнова

Читайте также: