вт, 12/04/2022 - 12:32

Дачники развернулись к огороду передом, а к мангалу — задом

Молодёжь перестала жарить шашлыки и взялась за соху.

В отечественном огородничестве наметилась новая тенденция: молодёжь с невиданным рвением стала полоть грядки. Эксперты отмечают: бывшие шашлычники понимают, что только так могут обеспечить себя дешёвыми овощами хорошего качества.

Невкусные и дорогие

Прошлой весной цены на овощи побили все мыслимые и немыслимые рекорды. Вопрос «Почему морковь стала дороже бананов?» был задан на Прямой линии президенту.

«Мировые индексы на продукты питания находятся на самой высокой планке за последние 10 лет. Рост цен на продовольствие — это общемировая тенденция. Россия не осталась в стороне, так как является частью мировой экономики»,уточнил глава государства, отвечая на злободневный потребительский вопрос.

Его ответ расширили фермеры. Доктор сельскохозяйственных наук, президент ассоциации «Псковский фермер» Александр Конашенков сообщил ForPost: в «нулевые» годы россияне «на своих огородах выращивали более половины плодоовощной продукции от необходимого объёма».

За последние десять лет посевные площади на дачах значительно сократились. Всё больше дачников отдавали предпочтение магазину, а не огороду. Так постепенно дачи превратились в шашлычные с баней и стали местом релакса. 

Однако фермеры не могли полностью удовлетворить спрос потребителей. Картошку, морковь, капусту, свёклу, лук стали везти из-за рубежа, а цены — расти. Из-за долгой транспортировки качество продукции оставляло желать лучшего. Так мы получили дорогие и невкусные овощи. Подробнее об этом читайте в материале ForPost «Помидоры-убийцы» добрались до российских магазинов».

Однако новый дачный сезон развернул ситуацию: люди стали массово закупать семена и готовиться к посевной.  

Как потопаешь, так и полопаешь

«Мои знакомые занимаются продажей семян. Они отмечают небывалый ажиотаж: люди скупают семена моркови, капусты, картофеля. В этом году голодать точно не будем», — сказал ForPost глава крестьянско-фермерского хозяйства «Урожайное» Сергей Пеньшин.

Председатель президиума Межрегиональной общественной организации садоводов, огородников, дачников «Цветущая родина» Владимир Шаталинский заметил другую положительную тенденцию: возделывать грядки взялась даже молодёжь.

Бывшие шашлычники понимают: как потопаешь, так и полопаешь. Конечно, овощи и фрукты можно купить в магазине. Но зачем платить больше, когда можно получить тот же продукт практически совершенно бесплатно. Достаточно усердно помахать лопатой.

«Наконец-то любители шашлыков научились считать деньги. Поэтому они возвращаются на огороды», — сказал ForPost Шаталинский.

Некоторые производители семян идут навстречу огородникам. Так, в Подмосковье одна из компаний стала бесплатно раздавать семена желающим.

«Люди благодарны такому подарку. Мне уже показывают рассаду, которая проклюнулась из бесплатных семян. Настроение у дачников хорошее», — сказал ForPost председатель садоводов Ступинского и Каширского районов Подмосковья Юрий Журин.

Читайте также: Россиянам приготовили новые правила поведения на дачах

Овощи в плюсе, а цены — в минусе?

На фоне дачного ажиотажа встал вопрос: могут ли граждане, решившие заниматься земледелием, сбить цены на плодоовощную продукцию?

Для того, чтобы на него ответить, необходимо понять принцип инфляции. В России она носит немонетарный характер. Это значит, что между инфляцией и повышением цен можно поставить знак равенства.

«Избыточная денежная масса — не обязательный фактор для возникновения инфляции. Поэтому любое повышение цен на розничном рынке у нас называется инфляцией», — пояснил ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Также нужно понимать, как устроен российский розничный рынок, на котором доминируют крупные компании. Беляев пояснил: ритейлеры занимаются получением прибыли через повышение цен. Для них это наиболее лёгкий путь. 

«Если бы цены на внешнем рынке играли важную роль, то когда они снижались, овощи и фрукты в российских магазинах становились бы дешевле. Но этого почему-то не происходит. Это подтверждает факт, что первую скрипку в повышении цен играют крупные компании, монополии. Пока мы этим не займёмся, говорить о том, что у нас будет побеждена продовольственная инфляция, очень сложно», — сказал Беляев.

Поэтому кандидат экономических наук сомневается, что дачный ажиотаж способен решить проблему продовольственной инфляции:

«Такими узкими мерами нельзя сделать капусту или морковь дешевле бананов. Макропроблемы нужно решать макрометодами».

Читайте также: Поставщики требуют повысить цены на продукты в России

Экономика для дачников

Однако цель новоявленных землепашцев — не остановить инфляцию. Они просто хотят вкусной, здоровой и недорогой еды, говорит председатель садоводов Ступинского и Каширского районов Подмосковья Юрий Журин:

«Когда ты сеешь что-то для себя, ты не смотришь на цены в магазинах. Ни один покупной продукт не будет столь же вкусен и полезен, как выращенный на даче. Люди это понимают. Поэтому вновь разворачиваются к огороду передом, а к мангалу — задом. И это хорошо!»

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: