Для малого и среднего бизнеса в России 2026 год станет периодом противоречий и испытаний на прочность. Сектор столкнётся с ужесточением налогового бремени и ростом издержек, что заставит многие компании сосредоточиться на сохранении рентабельности, а не на росте. Но ожидаются осторожное развития и новые возможности, и ключом к успеху станут адаптивность и гибкость в работе.
Что ожидает в 2026 году малый и средний бизнес
Малый и средний бизнес в России, который устоял в непростом прошлом году, ждёт сложный 2026 год. Но это будет период созидания, осторожного роста и новых возможностей в трудных условиях, считает большинство опрошенных ForPost экспертов.
Несмотря на сдерживающие факторы, доля предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) продолжит расти, сказал кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Особенно значимыми для развития МСП могут стать отрасли IT, производства, гостиничного бизнеса, индустрии развлечений, добавил он.
По мнению Хачатуряна, возможно увеличение вклада этого бизнес-сегмента в валовый внутренний продукт России до 30% в 2026 году — против 24-26% в 2025 году.
При этом среда для предпринимательства будет крайне требовательной, отметила Мария Котляр, pr-менеджер бренда ORENSHAL, основанного на базе Фабрики Оренбургских пуховых платков. Она считает, что сегодня бизнесу нужно быть адаптивным, гибким и ярким, с уникальной концепцией.
Период непростой: на первый план выходят мобильные компании, готовые быстро реагировать на изменения, отметила Котляр. Бизнесы, которые пережили последние годы и не потерпели убытков, уже умеют работать в неопределённости, обратила внимание ассистент кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Полина Жолтикова.
Для них 2026-й может стать периодом укрепления позиций, особенно в сферах услуг, локального производства, онлайн-сервисов и импортозамещения, считает она.
В этом году малое и среднее предпринимательство ждёт, скорее, не стагнация, а осторожный рост в условиях турбулентности, несмотря на высокую долю закрытий бизнеса в 2025-м, сказал основатель компании по НR-консалтингу Saints Synergy, предприниматель Андрей Лосев. По его словам, приспособление бизнеса к меняющимся условиям идёт с периода пандемии коронавируса, а сейчас заметно ускорилось.
Компании, которые удержались на плаву в 2024-2025 годах, уже сформировали устойчивые управленческие контуры и нашли новые ниши, прежде всего в B2B, аутсорсинге, HR, образовании и импортозамещающих направлениях, подчеркнул он.
Что позитивного для МСП будет в этом году
К тому же формируются позитивные факторы для МСП, продолжила pr-менеджер бренда ORENSHAL Мария Котляр. Она привела пример устойчивого тренда на поддержку отечественного производителя и искренний интерес ко всему русскому, к локальной идентичности.
Это открывает окно возможностей для тех, кто предлагают качественный и востребованный продукт с акцентом на русский культурный код, уверена она:
«Малое и среднее предпринимательство было и останется востребованным. Например, наше производство в ORENSHAL полностью локализовано в Оренбурге, и сегодня получает множество заказов от российских брендов, которые переносят производство в Россию».
В свою очередь предприниматель Андрей Лосев отнёс к позитивным факторам рост внутреннего спроса на локальные услуги, дальнейшее ускорение цифровизации и увеличение спроса на внешнюю экспертизу вместо расширения штата, что становится дополнительным ресурсом устойчивости в условиях неопределённости:
«Компании всё чаще делают выбор не в пользу найма, а в пользу привлечения внешних специалистов и консалтинга. Это позволяет быстрее получать результат, снижать постоянные издержки и компенсировать дефицит компетенций без долгого цикла адаптации новых сотрудников».
Положительными факторами для малого и среднего бизнеса являются поддержка со стороны государства — пусть и точечная, развитие цифровых сервисов и рост интереса к локальным брендам, отметила ассистент кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Полина Жолтикова.
Кроме того, добавила она, всё больше потребителей осознанно выбирают малый бизнес за его сервис и гибкость.
Какие негативные факторы будут влиять на малый и средний бизнес
Однако для малого и среднего бизнеса в России в 2026 году есть серьёзные риски, отметила Полина Жолтикова.
По её мнению, прежде всего дефицит кадров, рост налоговой и регуляторной нагрузки, ограниченные возможности для масштабирования:
«Для многих предпринимателей ключевым вопросом станет не рост, а сохранение рентабельности»
Основными вызовами для МСП в 2026 году будут инфляция, рост издержек и повышение налогов, что создаёт серьёзное давление на бизнес, сказала pr-менеджер бренда ORENSHAL Мария Котляр.
Председатель Независимого профсоюза «Новый Труд» Дарья Митина отметила, что с 1 января вступили в силу новые правила для всего малого и среднего предпринимательства.
По федеральному закону №425-ФЗ поднимается ставка НДС, ужесточаются патентный режим и упрощённая система налогообложения, отменяются льготные ставки по страховым взносам, уточнила она.
Опасность налогового натиска на МСП в 2026 году
Дарья Митина рассказала, к чему, по её мнению, приведут новые правила для МПС.
Во-первых, рост ставки НДС с 20 до 22% повлечёт увеличение цен на материалы, сырьё, логистику, транспорт и в целом на все товары и услуги МСП.
Будет сокращён перечень операций, не облагаемых НДС. Их и так немного, а теперь станет ещё меньше. Уберут, например, передачу прав на программное обеспечение из реестра отечественного софта и операции по обслуживанию банковских карт.
Во-вторых, лимит годового дохода, при превышении которого индивидуальные предприниматели и компании теряют право на «упрощёнку» и патентный режим и переводятся на общий режим налогообложения, будет снижен с 60 до 10 миллионов рублей. То есть планка, после которой бизнес обязан платить НДС, резко опускается.
Это будут вводить поэтапно: в 2026-м — до 20 млн, в 2027-м — до 15 млн, с 2028-го — до 10 млн руб. Причём во всех расчётах учитывается не чистая прибыль, а общая выручка.
В-третьих, что касается ставок на «упрощёнку»: если доход индивидуального предпринимателя или субъекта МСП — от 20 до примерно 270 млн руб., то ставка — 5%. От 270 до примерно 490 млн — 7%. Если больше 490 млн, то бизнес теряет право на упрощённую систему налогообложения и обязан платить по основным ставкам.
Владельцы кафе, салонов красоты, ремонтных мастерских, ателье, мини-пекарен, все, кто вяжут носки или шьёт одежду, – все они будут вынуждены либо сворачивать дело, либо искать счастья в другом месте, опасается Дарья Митина:
«Основной удар придётся по ИП на «упрощёнке», которые впервые начнут платить НДС, и по малым и средним предпринимательствам в форме ООО».
Что важно для бизнеса в новых условиях
Для смелых, гибких и аутентичных компаний наступает время созидания, подытожила pr-менеджер бренда ORENSHAL Мария Котляр.
Она уверена, что 2026 год, несмотря на сложности, станет периодом отбора настоящих жемчужин российского предпринимательства — тех, кто будут не просто выживать, а закладывать основу будущих крупных брендов.
В 2026-м малый и средний бизнес в России будет существовать по принципу «не гнаться за быстрым расширением, а укреплять фундамент», заключила ассистент кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Полина Жолтикова:
«Важную роль играет умение быстро принимать решения, работать с постоянными клиентами и не бояться менять модель бизнеса».
То есть этот год станет этапом естественного отбора, и преимущество получат уже закалённые кризисами, гибкие компании с сильной локальной идентичностью.
Главным вектором развития будет не экстенсивный рост, а укрепление операционной устойчивости и углубление в перспективные рыночные ниши.
Таким образом, 2026-й может быть переломным моментом, когда бизнес, пережив турбулентность, перейдёт от стратегии выживания к стратегии осмысленного и сфокусированного развития.
Алексей Лохвицкий






А вот сми другие, разместили информацию о том, например в Москве в 26 году закроется около 400 кафе и ресторанов. Можно найти статьи и прочесть. Так это только кафе и рестораны, а сколько закроется магазинов, салонов красоты и тд. Так это в зажравшейся Москве, не в России, не по регионам. Не менее половины закроется. Люди потеряют доход, долговые обязательства не исполнят, банкротсва неизбежны. Да и тотальная нищета, что то наподобие Ирана.