Корреспонденты "Российской газеты" отправились на поиски таких полок в 17 регионов страны. И были разочарованы.
С 1 июля, напомним, вступило в силу постановление правительства, которое и установило новые правила выкладки молочной продукции: раздельное размещение во всех местах продажи и надписи "продукты без заменителя молочного жира".
До нашего визита в магазины некоторых регионов там уже побывали сотрудники региональных управлений Роспотребнадзора. В Нижнем Новгороде практически в каждом третьем проверенном магазине не было надписи, а в каждом пятом - продукты без заменителя молочного жира не были визуально отделены на полках. В Омской области - нарушение нового регламента обнаружено в каждой шестой точке. В Екатеринбурге - в каждой восьмой.
Нижегородских нарушителей наказали: общая сумма штрафов составила 50 тысяч рублей. Видимо, будут еще штрафы. В магазинах, куда заглянули собкоры "РГ", тоже были нарушения. На рынках молочные продукты пока вообще визуально никак не разделены. Ни полками, ни ценниками, ни надписями. В Кемерове отдельных полок тоже не наблюдается. Только на ценниках появились специальные обозначения "СЗМЖ" и "БЗМЖ".
Эти аббревиатуры есть практически везде в больших магазинах. Первая означает - с содержанием заменителя молочного жира, вторая - без заменителя молочного жира. Чаще всего эти четыре буковки размещались на ценниках, где их с трудом различишь. Да и не везде, как в Кемерово или в Ростове-на-Дону, в магазинах повесили плакаты, объясняющие, что означают СЗМЖ и БЗМЖ. Учитывая количество ценников в супермаркетах, становится ясно, что только въедливый покупатель обратит внимание на эти четыре буквы, сообщает корреспондент из Владивостока.
В небольших магазинчиках нет и этих букв. Это тоже характерно практически для всех регионов. Вопрос, почему, продавцы в Омске встречали круглыми глазами (якобы в первый раз слышат) либо торопливо обещали, что вывески вот-вот появятся.
Революция в затяжной борьбе с молочным фальсификатом не случилась и в Екатеринбурге. Пока разделение молочных продуктов здесь больше похоже на профанацию. В одном из крупных сетевых магазинов надпись "без заменителя молочного жира" хитро установлена на нескольких вертикальных стойках вдоль всего прилавка с молочкой, и непонятно, где тут натуральное, а где из пальмового масла и порошка.
Впрочем, есть регионы, в которых подошли к новым правилам креативно. Развесили цветные ценники или яркие зеленые таблички с надписью "только продукты с заменителями молочного жира", как в Перми. Все полки молочного отдела супермаркета в Симферополе пестреют синими ярлыками с силуэтом коровьей головы. По периметру надпись: "продукт не содержит заменителей молочного жира". Белые этикетки без логотипа с коровой - это продукты или с пальмовым маслом, или с сухим молоком.
Но, увы, ни в одном из 17 регионов идеального разделения молочки нами не обнаружено. Как оказалось, не случайно.
"Ретейлу четко не прописали, каким должно быть деление на полки, какой величины и формата должен быть шрифт предупредительной надписи. И пока торговля этим умело пользуется", - пояснил завсектором агропродовольственной политики Института экономики Уральского отделения РАН. И подыгрывают производителям. "Современные технологии, - говорит эксперт, - позволяют выпускать продукт, создающий иллюзию, что вы пьете вполне качественное молоко и по вкусу, и по запаху. Гнать такую жидкость в разы выгоднее, чем производить натуральное молоко. Очевидно, что производители будут искать любые уловки, чтобы подобные продукты оставались на полках".
И даже если все разложить по разным полкам, говорят эксперты, качество молочки никто гарантировать не сможет. "Сейчас на прилавках по-прежнему велик процент фальсифицированного масла и сыров, доля доходит до трети всей продукции на прилавках, - говорит председатель Союза животноводов Урала Михаил Копытов. - Система разделения продукции на прилавках будет идти вкупе с введением электронной системы ветсертификации "Меркурий". Она позволяет отследить весь путь продукта от производителя до прилавка, а значит, исключить скрытое использование заменителей".
Но до этого нам еще далеко.
Подведем итоги нашего рейда. Первое - отдельных полок нигде нет. Второе - маленькие магазины уверяют, что ничего не знают о новых правилах. Третье - в большинстве случаев на ценниках пишут: БЗМЖ. Но не все знают, что это такое. Четвертое - есть надписи на полках, но товары с заменителями молочного жира и без него все равно стоят рядом.
Все это значит, что новые правила для торговли молочкой пока не работают.
Обсуждение (5)
Это уж точно,
Честное молоко не удалось отделить от суррогатов
В гастрономе на Нахимова на холодильниках с мороженым наклейки есть, но мороженого без заменителя нет от слова вообще. Первой строкой в составе - вода... и далее все, что проходили по химии.
Не удивительно,натурального молока нет в продаже - поэтому и отдельных полок нет.
ждём подорожание натуральной молочки
Корова давно уже в красной книге должна быть.