пт, 01/12/2023 - 11:27

Чем возмущён глава «Роснефти» Сечин, и почему Путин его примет

Эксперты считают, что президент с большой долей вероятности прислушается.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин на сайте компании опубликовал сообщение о недовольстве налоговой и денежно-кредитной политикой государства, которая приводит к увеличению расходов, неадекватности подходов к налогообложению и снижению не только прибыли, но и инвестиционного ресурса компании.

Понятное дело, что Сечин — далеко не последний человек в стране, его слова услышаны, и сегодня он встретится за закрытыми дверями с президентом Владимиром Путиным.

Прав ли в своих претензиях Игорь Сечин и чего он может добиться от главы России — в материале ForPost.

Что же это такое?

Условно недовольство Игоря Сечина можно разделить на два блока. Это налоговое давление и денежно-кредитная политика ЦБ.

По первому вопросу Сечин напомнил, что весной Минфин решил сократить вдвое выплаты по топливному демпферу, что привело к кризису на топливном рынке страны. Об этом ForPost подробно писал в материале «Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?».

Затем для преодоления возникшего кризиса решение по демпферу было отменено, но в целом подходы к налогообложению нефтяников вызывают массу вопросов. В частности, Сечин пишет, что:

- к расчёту стоимости экспортной нефти применяется необоснованный дифференциал к эталонной марке Brent;

- для расчёта берутся во внимание котировки, учитывающие старую логистику, которой сейчас нет из-за того, что Россия больше не поставляет нефть в Европу, а переориентировалась в Азию;

- власти дифференцировали тарифы на газ для различных промышленных потребителей. В результате сборы НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) за три года вырастут на четверть. Однако это серьёзно отвлекает инвестиционный ресурс компании.

Относительно денежно-кредитной политики недовольство «Роснефти» связано с методичным повышением ключевой ставки ЦБ.

«Это оказало влияние на финансовые показатели отчётного периода — за 9 мес. 2023 г. процентные расходы выросли на 15% — а отложенный эффект решений ЦБ РФ по ключевой ставке увеличит его в предстоящие периоды», — пояснил Игорь Сечин.

Читайте по теме: Кто остановит странный круговорот рублей в России

В чём прав Сечин?

ForPost попросил ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова пояснить, в чём прав глава «Роснефти».

«Важно отметить, что Сечин — руководитель коммерческой компании с государственным участием (доля государства сейчас составляет 40%). С этой точки зрения его запрос выглядит вполне логичным, ведь его цель — повышение эффективности работы компании. Но если посмотреть на эту историю ещё и с точки зрения государственных нужд, мы увидим, что в первом полугодии года ситуация с бюджетом была очень напряжённой: дефицит бюджета принимал угрожающий характер, что и привело к сокращению выплат по демпферу ради латания финансовых дыр. Но во втором полугодии ситуация улучшилась. Острой необходимости тушить пожар в бюджете уже нет — доходы выросли, а расходы в основном пришлись на первое полугодие. Сейчас уже идёт речь, что по итогам года дефицит бюджета будет двое меньшим, нежели планировалось. Соответственно, за этим последовала и отмена ошибочного решения по демпферу, которое действительно привело к топливному кризису», — пояснил аналитик.

Кроме того, он отметил, что Сечин прав в том, что для расчёта стоимости российской нефти действительно применяется старый подход, учитывающий прежнюю рыночную конъюнктуру.

«Россия по-прежнему ориентируется на котировки агентства «Аргус», которое для их расчёта берёт отгрузки в портах Роттердама и Сицилии. Но с момента введения запрета на российскую танкерную нефть, с 5 декабря прошлого года, ни капли нашей нефти в этих портах не было. Сейчас «Аргус» рассчитывает свои котировки из предположения, «а если бы» российская нефть по-прежнему шла через эти порты», — пояснил Юшков.

Он также отметил, что претензии по поводу высокой ключевой ставки и влияния этого на инвестиционные возможности — это проблема всей экономики, а не только нефтегазовой отрасли. Поэтому обеспокоенность Сечина носит вполне объективный характер.

По мнению эксперта, глава «Роснефти» прав во многом, но всё же он «тянет одеяло на себя, потому что такова работа главы компании».

Читайте по теме: Расчёты в рублях: куда девать чужие фантики

Лобби против лобби

Добьётся ли Сечин от Путина пересмотра условий работы для своей компании и всей нефтегазовой отрасли — пока вопрос.

«Полагаю, что Сечин может добиться некоторых налоговых послаблений. Сейчас ситуация выровнялась, а значит, к нему на высшем уровне вполне могут прислушаться. Но ещё раз подчеркну: он действует как глава компании, который работает над увеличением её прибыли. Интересы бюджета отстаивает Минфин, а денежно кредитную политику ведёт ЦБ. Вот пусть они тоже критикуют компании и просят что-то для своих целей. И они это делают, просто не так публично. Главное, чтобы все эти игроки за деревьями, то есть своими целями, видели лес — общую ситуацию в стране, то есть в отрасли и бюджете. Перегибать палку ни там, ни там нельзя», — считает Игорь Юшков.

В свою очередь кандидат экономических наук Михаил Беляев уверен, что Сечин добьётся успеха на встрече с главой государства.

«Я полагаю, что глава «Роснефти» во многом прав. При этом, я думаю, что он добьётся пересмотра какой-то части налоговой политики на встрече с Путиным. Ведь «Роснефть», как и вся отрасль — это хребет российской экономики. Кроме того, подобные решения и встречи заранее готовятся и согласовываются. Поэтому сам факт публикации Сечиным своих размышлений, на который откликнулся президент, свидетельствует о том, что решения вообще уже с большой вероятностью приняты. Просто так подобные встречи не назначаются», — высказал мнение экономист в разговоре с ForPost.

Читайте по теме: Почему рубль больше не будет интенсивно укрепляться

Андрей Мединский

Читайте также: