вт, 21/08/2018 - 10:00

Будет ли Севастополь «правовым государством»?

Приведут ли Севастополь к общему знаменателю, или город сохранит политическую идентичность?

Севастополь склоняют к политической унификации, которая ущемляет функции законодательной власти во имя частных интересов, пишет в статье «Севастопольское «правовое» государство» главный редактор сайта Русская Idea Любовь Ульянова.

Анализируя причины, из-за которых в Севастополе, со всем его «пока не растраченным революционно-патриотическим потенциалом», вопреки закономерным ожиданиям и небезосновательным расчетам так и не случилось ни экономического, ни политического чуда, Любовь Ульянова приводит мнение одного из ведущих российских политических аналитиков Алексея Макарина.

Он считает, что главная причина политических проблем Севастополя не столько в его статусе базы Черноморского флота и антикрымских санкциях, а «в необходимости приведения Севастополя к общероссийскому знаменателю».

«Что значит эта унификация? Что законодательное собрание Севастополя из подлинного органа власти, который отстаивает общественную повестку, должно превратиться в площадку согласования интересов элит – отчасти местных, отчасти общероссийских, в том числе и тех, что представлены в исполнительной власти (при этом – не обязательно элит местных)», - констатирует общероссийский тренд Любовь Ульянова.

Она задает отнюдь не риторические вопросы: сможет ли Севастополь устоять перед этой тенденцией, нарастающей в других субъектам РФ? Действительно ли заксобрание Севастополя с большинством команды Чалого политически выпадает из общероссийской практики в столь сильной степени, чтобы считаться «аномалией»?

Возможно ли в принципе приведение Севастополя к общероссийским стандартам, или же наша местная специфика будет неизменной независимо от состава депутатов заксобрания?

Местная специфика – в желании правового порядка

«К моменту появления Овсянникова в Севастополе на правах и.о. губернатора, в июле 2016 года, заксобрание Севастополя уже вовсю осваивало роль «точки сборки», своего рода аналитического центра по происходящему в городе – причем центра, признанного в таковом качестве со стороны правительства, равно как прокуратуры и общественности», - пишет Любовь Ульянова.

Говоря о севастопольской специфике, она формулирует корневую причину конфликта законодательной и исполнительной власти: севастопольское заксобрание борется за исполнение (не расширение!) своих прав -  «а это не вполне соответствует неписаным принципам «управляемой демократии», в которой политическая слабость законодательной власти – один из краеугольных принципов функционирования».

«Для севастопольских депутатов «сильная исполнительная власть» — это совсем не то, что понимает под этим словом большинство жителей материковой России, то есть это не тот хозяин, кто действует в логике «государство – это я», <…> но тот хозяин, который способен создавать и поддерживать порядок, причем порядок правовой. Жить так, как будто неожиданно приехал гоголевский «ревизор». И нужно забыть о взятках «борзыми щенками». И вот в этом заксобрание Севастополя, конечно, уже явно выпадает из общероссийской картины, в которой представительные органы разного уровня – скорее, «приводной ремень» исполнительной власти», – пишет Любовь Ульянова.

У сегодняшнего же губернатора, в отличие от Сергея Меняйло, равнодушного к подобным «мелочам», контрольная функция заксобрания «вызывает особенное напряжение и раздражение», пишет автор.

Речь идет о контроле расходования бюджетных средств, отчетах чиновников и губернатора в стенах заксобрания и депутатских проверках (например, об установке ограждений на территории заказника «Мыс Айя» и создания заказника «Ласпи»).

«Как известно, c начала, с 2014 года, именно хозяйственная деятельность отдельных предпринимателей вызывала наибольшее напряжение во взаимоотношениях заксобрания и исполнительной власти. «Освоение» Ласпи и горы Гасфорта – только самые нашумевшие истории», – напоминает Любовь Ульянова.

Она резюмирует: на данном этапе особую бдительность депутатов вызывают законопроекты, касающиеся инвестиционной, торговой, градостроительной деятельности – т.е. так или иначе связанные с экономическим освоением пространства.

  Также одними из ключевых параметров первичного правового мониторинга для депутатов являются законы «социального пакета» и самоуправления, гражданской самоорганизации.

«Регулярное государство» вместо «ручного управления»

Отстаивая свои позиции законодательной власти, депутаты стремятся воплотить в жизнь принципы «регулярного государства», в котором руководят в соответствии с единожды заведенными адекватными правилами, а не в хаотическом режиме «ручного управления», считает Любовь Ульянова.

Вот только действие принятых депутатами законов зачастую блокируется нехваткой следующих подзаконных актов, которые должна принимать уже исполнительная власть. Значительная часть законов Севастополя и сегодня только частично наполнена нормативной базой. Некоторые законы не имеют ее вообще.

«Речь при этом обычно идет о таких повседневных вопросах, как порядок действий властей при «изъятии земельного участка и жилых помещений для государственных нужд города», методика «определения арендной платы за жилые помещения» – впервые эти вопросы отмечены как неотрегулированные еще в начале 2016 года, спустя два с половиной года «воз и ныне там». Не приняты до сих пор и постановления правительства, регламентирующее порядок земельного контроля (в соответствии с законом февраля 2015 года), и восемь нормативно-правовых актов, касающихся базовых элементов управления объектами культурного наследия», – анализирует Любовь Ульянова.

При этом упрек в не достаточно активной работе депутатского корпуса эксперт считает абсолютно необоснованным. По ее словам, «законодательная деятельность севастопольского парламента статистически соответствует общероссийским показателям – и по количеству принимаемых законов, и по статистике Минэкономразвития, и по числу и формату замечаний на проекты законов».

Кроме того, за почти 4 года законодательное собрание заметно изменило методы с общественностью, выйдя из границ круглых столов, расширенных заседаний комитетов, комиссий и публичных слушаний в сторону публичных консультаций в рамках первичного правового мониторинга. К примеру, в 2017 году в ходе таких консультаций поступило 180 предложений по изменению проектов законов. Естественно, что все это делается на фоне регулярной работы севастопольских депутатов с обращениями граждан и приема ими населения.

Говоря о тесном взаимодействии депутатов с Госдумой, Ульянова отмечает постоянное членство спикера заксобрания Екатерины Алтабаевой в двух парламентских комиссиях и ежегодные предложения по изменениям федерального законодательства (два из них были приняты Госдумой в июле и в ноябре 2017 года).

Немало созданных совместных рабочих комиссий из депутатов и представителей правительства свидетельствуют, по мнению эксперта, что обвинять заксобрание в огульном противостоянии с исполнительной властью оснований нет.

«Более того, заксобрание Севастополя, несмотря на затяжной конфликт с обоими губернаторами, выступает за сильную исполнительную власть, в тех случаях, где ее сила является объективной необходимостью», – пишет эксперт.

***

В целом специфика политического Севастополя, считает Любовь Ульянова, не в абстрактном народовластии, а, скорее, в стремлении к полноценному правовому порядку, в котором все действия власти регламентированы законом.

Эксперт пишет: близкие к Чалому депутаты признаются, что у них не было какого-то особого идеологического пристрастия к парламентаризму. Но, в итоге, аналитическая экспертная практика сконцентрировалась именно в Законодательном собрании, причем в союзе с судебными органами, предпринимательским сообществом, общественными деятелями и экологическими организациями.

«В этом смысле история Законодательного собрания – это не столько история о любви к народовластию как таковому, сколько история о попытке создания в пределах одного региона – города федерального значения – «регулярного государства» — режима власти такого типа, который противоречит практике ручного управления и неформальным договоренностям в рамках элитного сговора. И от исполнительной власти во многом зависит – будет ли использован этот уникальный эксперимент, рожденный «русской весной» 2014 года», - резюмирует Любовь Ульянова.

Фото: imenno.ru

Теги:
Читайте также: