Севастополь

Beethoven Duo: «Севастополь – это тоже окно в Европу»

Beethoven Duo: «Севастополь – это тоже окно в Европу»

В этом году они уже дважды выступили в Севастополе. В феврале на сцене театра им. Луначарского прошел концерт классической музыки под многообещающим названием «Пролог». И уже спустя два месяца последовало продолжение: в Матросском клубе Алина Кабанова (фортепиано) и Федор Елесин (виолончель) представили свою новую программу, подготовленную совместно с артистами Севастопольского академического театра танца Вадима Елизарова. Действо носило название «Танцы от барокко до авангарда», и, как и предыдущий концерт, вызвало восторженную реакцию зрителей. И это только первые шаги проекта South Window, который молодые талантливые музыканты из Гамбурга намерены осуществить в Севастополе.

От барокко до авангарда

Перед концертом волновались и музыканты, и танцоры: времени на «притирку» было мало, репетиции проходили не в Матросском клубе, где планировался концерт, а в помещении театра им. Луначарского, на ворсистом ковре – не самом удобном покрытии для танцев. К тому же музыканты оказались экспериментаторами и местами задали нешуточный темп. Танцоры справились блестяще. «Очень интересно было готовить эту программу, - скажет потом Федор. – На этот раз мы привезли в Севастополь премьеру и планируем показывать ее и в Европе».

 

Впрочем, «…танец в классической музыке – это необязательно танец, под который нужно танцевать». Танцоры сопровождали не все номера программы, а только три. Но и этого оказалось достаточно, чтобы понять: партнерство профессионалов состоялось. В концерте прозвучали гавот Люлли, менуэты Боккерини, Гайдна, Бетховена, Бизе и Брамса, полонез Шопена, «Пляска Смерти» Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Танец гномов» и «Танец эльфов» Поппера, вальс Шостаковича, кадриль Щедрина. Словом, зрителей провели «по всем пунктам развития классической музыки» - и нужно отметить виртуозное исполнение всех без исключения номеров. Второе отделение было отдано сочинениям известного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы – в исполнении дуэта прозвучали «Времена года» и, конечно же, танго. Особый восторг зрителей вызвало Libertango – заключительный номер программы. Кстати, именно это произведение ученики севастопольской школы № 3 попросили обязательно включить в программу концерта, который Алина Кабанова и Федор Елесин провели несколько дней спустя после выступления в Матросском клубе.

Дуэт

Именно в этой школе в свое время училась Алина, которая родилась и выросла в Севастополе. В ее доме всегда стояло пианино (мама – преподаватель музыки), и говорят, маленькая Алина начала прикасаться к клавишам, как только смогла до них дотягиваться. Девочку отдали («я сама привела маму») в первую музыкальную школу им. Римского-Корсакова. В девять лет она одержала свою первую победу - выиграла Всесоюзный конкурс в Москве. Затем - конкурс в Германии. Далее была Центральная музыкальная школа при Московской консерватории, Высшая школа музыки в Мюнстере и, наконец, Гамбург, Высшая школа музыки и театра. Там они познакомились с Федором. Знакомство состоялось «заочно» – молодые музыканты должны были вместе играть в концерте, им выслали ноты для подготовки к репетициям, и впервые они встретились на сцене.

 

Федор родился в Санкт-Петербурге в семье художников. Родители уделяли большое внимание разностороннему развитию детей. Играть на виолончели Федор начал в четыре года. Его знакомство с инструментом было почти курьезным: впервые побывав на концерте симфонического оркестра и сидя в конце первого ряда, из которого мальчику были видны только виолончели, Федор решил, что именно они издают всю эту волшебную музыку, и захотел иметь такую же «игрушку». На следующий день у него появилась его первая, маленькая виолончель. В семь лет он поступил в школу для музыкально одаренных детей при Ленинградской консерватории. Его незаурядные способности заметил и оценил сам Мстислав Ростропович, который хотя и не был педагогом Федора, но сумел дать ему несколько бесценных советов. Педагогов, по признанию Елесина, у него было много, и у каждого он чему-то научился. Стал стипендиатом фонда Менухина для юных исполнителей камерной музыки. Продолжил учебу в Гамбурге. От фонда Deutsche Stiftung Musikleben получил прекрасный инструмент – французскую виолончель 1842 года.

 

Словом, каждый из них еще в детстве сам сделал свой выбор. Затем Федор и Алина вместе продолжили учебу в Испании по классу камерной музыки. В 2006-м году создали свой Beethoven Duo – «Бетховеновский дуэт». Название родилось не случайно: ведь именно Бетховен поставил рояль на одну ступень с виолончелью, сделал их равноправными партнерами на сцене. До Бетховена рояль играл - в прямом и переносном смысле - «роль второго плана», роль аккомпанемента. К тому же первым произведением, которое Федор и Алина сыграли вместе, была третья соната Бетховена.

 

Они не только исполняют музыку, но и пишут собственные аранжировки. Около двенадцати лет победители и лауреаты множества престижных международных конкурсов классической музыки Алина Кабанова и Федор Елесин живут в Гамбурге, много гастролируют по Европе и США, выступая на самых знаменитых сценических площадках мира, в том числе в Карнеги-холл в Нью-Йорке. Их дуэт – не только творческий, но и семейный союз. У них растет маленькая дочь, которая в свои четыре года уже проявляет способности к музыке и пению. В общем, они состоялись – и каждый по отдельности, и как дуэт, и как союз двух красивых талантливых людей.

South Window

Три года назад у Алины и Федора родилась идея проведения в Севастополе фестиваля классической музыки. Название пришло почти сразу же: South Window, «Южное окно» - по аналогии с Петербургом, северным «окном в Европу». Федор и Алина считают: Севастополь не только может, но и должен быть культурным центром юга, привлекающим музыкантов, актеров, художников из крупных городов России и из-за рубежа. У них, живущих в Гамбурге, есть такая возможность – содействовать культурному обмену между Севастополем и европейскими городами. Отсюда и название на английском – некий посыл зарубежным коллегам. Музыканты утверждают, что для них это некоммерческий проект: «Идея фестиваля родилась из желания еще больше обогатить культуру Севастополя, привозя сюда новых талантливых исполнителей» (Алина); «Я люблю Алину, поэтому я люблю Севастополь, она дала мне возможность узнать и полюбить этот город» (Федор). И хотя South Window позиционируется как фестиваль классической музыки, на самом деле он задуман как синтез музыки, театра, живописи и танца, в котором классическая музыка первостепенна. «Прежде чем везти сюда исполнителей из-за рубежа, мы должны понять, чего хочет севастопольский зритель, что ему нравится, что он хотел бы видеть. Мы выступаем в роли таких подопытных музыкантов: первый концерт был строго классический, второй – от барокко до авангарда, плюс театр танца. И еще нам важно, чтобы зритель знал: South Window - это качество».

Фестиваль не будет иметь временных рамок: концерты планируется проводить в разное время года. Во-первых, это удобно для исполнителей, которые в жестком графике гастролей не всегда могут выкроить конкретные дни; во-вторых, севастопольцы смогут посещать концерты в течение всего года, а не только, допустим, летом.

 

Идеи относительно того, какой будет программа следующего концерта и кто из зарубежных исполнителей приедет в наш город, у Федора и Алины, конечно же, есть. Но они предпочитают об этом пока не говорить: хотят сохранить интригу. А еще: «…мы предпочитаем не говорить, а делать, не рассказывать, а показывать. Мы уже провели два концерта, зрители нас узнали – теперь можно двигаться дальше».



Но вот готов ли Севастополь принять на должном уровне исполнителей из-за рубежа? В городе, например, нет хорошего концертного рояля, хотя о необходимости его приобретения говорится уже много лет. Недавно на брифинге севастопольский градоначальник Валерий Саратов сказал о том, что на приобретение рояля необходимо порядка 100 тыс. евро (цена рояля Steinway – авт.), а собрано всего 12 тыс. гривен. Однако, по мнению Алины и Федора, совсем необязательно покупать такой дорогой инструмент: вполне достаточно приобрести концертную Yamaha, которая стоит в несколько раз дешевле. Как альтернативный вариант они предлагают для начала хотя бы отреставрировать рояль Bluthner в театре им. Луначарского. Хотя прежде чем приглашать исполнителей на эту площадку, нужно сначала дождаться ее ремонта.



Как бы там ни было, фестиваль South Window уже заявил о себе; Алина и Федор открыты для сотрудничества и ждут любых предложений от севастопольских зрителей и представителей искусства. В скором времени появится страничка в интернете, на которой можно будет разместить свои пожелания и идеи. Надо думать, самое интересное нас ждет впереди.

Нина Колмовская.

Фотографии Вячеслава Баранова.

 

2589
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (3)

Profile picture for user kyk
409

Beethoven Duo: «Севастополь – это тоже окно в Европу»

Только окно это как бы пониже спины находиться и предназначено только на выход. Занимайтесь спокойно -учите детей-но не стойте Новые Васюки

Profile picture for user Сергей Юрьевич Беляков
131

Если Севастополь - окно Европы, то галичина - задница Европы.

Profile picture for user Lussja
1

По комментариям видно, что уровень культуры надо поднимать..

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
924

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1218

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2654

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5181

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1877