Россия вышла из монархии 100 лет назад, и вернуться в неё не получится
Фильм оставил неоднозначное впечатление. На осмысление которого ушло несколько дней.
С одной стороны потрясающая своим качеством и красотой историческая картинка. Военная униформа, гражданские костюмы, оружие, ордена, предметы быта - в общем всё то, что относится к материальной культуре начала XIX века, за отдельными незначительными деталями - на высшем историческом уровне. Построения и передвижение воинских подразделений, приёмы заряжания и стрельбы - в целом также на высоте. И неудивительно - к съёмкам фильма в качестве исторических консультантов были привлечены лучшие эксперты по эпохе - от научных сотрудников музеев до авторитетных представителей военно-исторического движения. Так, например, строевой и уставными приёмами с современными солдатами-срочниками, облачёнными в исторические мундиры, регулярно занимались мои друзья и коллеги по реконструкторскому цеху. Часть из них с удовольствием идентифицировал в кадре.
Порадовали также исторические типажи. В Николае Павловиче чувствуется историческое сходство и аристократическая порода. В офицерах - офицерская выправка, осанка, манеры и голубая кровь.
Сюжет также оказался достаточно динамичным. Однако, к сожалению, зачастую рваный и бессвязный.
Но, главное, на мой взгляд не это. Главное - это политический месседж фильма, ради которого в фильм вкачали 700 млн рублей, напичкали аранжировками "молодёжных" хитов 30-летней давности и пустили в новогодний прайм-тайм. Месседж к современной политически активной, протестной молодёжи.
Слоган "Мы вышли. Нам не вернуться" - говорит одновременно о необратимости и обречённости поступка декабристов, о бессмысленности и тщётности бунта против законной власти и существующего порядка. О напрасности самопожертвования в угоду сомнительных и неопределённых политических перспектив.
Поначалу кажется, что основной недостаток фильма - нераскрытость идейного обоснования заговора и восстания (ради чего собственно всё это затевалось) - это какое-то досадное упущение. Но если вернуться к политическому месседжу о "бессмысленности" протеста, этот пробел выглядит более чем логичным.
О политических принципах и устремлениях декабристов ничего не понятно, кроме того, что они хотят абстрактных свобод и Конституцию (чего, как нам показывают, хочет и сам Император Александр I), и ради этого им нужно убить Императора. Т.е. люди толком не знают, чего хотят (за всё хорошее, против всего плохого), не имеют чёткого плана действий - бунт ради бунта.
Естественно, фильм не отображает того, что офицерами, вернувшимися из заграничных походов и проникшимися духом европейских прав и свобод, отечественное общественно-политическое устройство воспринималось как варварство и атавизм. Не проговаривается и роль этого общественно-политического устройства в экономическом развитии государства. И того, что совокупность этих факторов по разумению декабристов требовала радикальных изменений ради общественного спасения и благоденствия (отсыл к названиям тайных обществ).
Фильм не раскрывает и не объясняет основополагающие политические установки - освобождения крестьян из рабства (крепостного права) и изменение принципов государственного устройства. Не раскрыты ключевые идейные противоречия между "Северным" и "Южным" обществами: что именно должно прийти на смену самодержавию (абсолютной монархии) - монархия конституционная, ограниченная парламентом или республика? Федеративное устройство или централизованное унитарное государство?
Ничего не рассказано о том, что гвардия накануне уже присягнула Константину и большинство разагитированных декабристами солдат на полном серьёзе не понимали - почему они должны предавать присягу популярному в войсках Константину и переприсягать непопулярному Николаю? Как и не показана ночная агитация офицеров в Лейб-гвардии Московском полку, побудившая полк выйти из казарм. - Действительно - с чего бы это им выступать против внезапно поменявшейся власти?
В фильме этого нет и не может быть. Иначе целевой аудитории станет понятней мотивация декабристов. Симпатии могут неправильно распределиться. - "Они ж за народ..."
Могут выстрелить совсем незапланированные аналогии.
Поэтому вместо политических тезисов, программ и планов - общие лозунги, бессмысленность, разобщённость и немотивированная кровожадность.
Декабристы показаны, по преимуществу, молодыми и симпатичными людьми - как могут быть симпатичны оступившиеся по молодости и неопытности люди. Их "юношеский" максимализм бессмыслен, опасен и обречён. За ними нет правды, а значит, нет и силы.
Напротив, власть показана подчёркнуто мягкой и великодушной. О заговоре узнали давно, но не наказали, а разослали по гарнизонам. Казнили только самых буйных, остальных в ссылку (что правда).
Чего же вы хотите - "у вас отец сенатор"? - От добра добра не ищут. И это важный урок для нынешнего молодого поколения.
Сегодняшние протестующие - такие же безмозглые авантюристы, покушающиеся на скрепные вековые устои государственного порядка. Всякая власть священна, а ваши протесты бессмысленны и бесперспективны, и губительны, прежде всего, для вас самих. Месседж понятен. И странно было бы, если бы он был обратный.
Но есть один нюанс...
Аналогии актуальны лишь отчасти. В XIX веке самодержавие в России было де-юре и де-факто. В XXI веке абсурд ситуации в том, что де-юре в России провозглашается демократический строй и сменяемость власти, а де-факто в XXI веке в демократическом де-юре государстве с прописанной в Конституции сменяемостью власти мы вынуждены всерьёз обсуждать какие-то аналогии с веком XIX-м, что в принципе бессмысленно.
Если бы власть была подлинно демократической, никаких притянутых аналогий и месседжей не понадобилось. Как не были бы актуальны и протесты. Убеждён, что думающая и политически активная молодёжь сможет отделить историю от агитпропа. Если, конечно, в принципе, заинтересуется фильмом.
"Мы вышли. Нам не вернуться". Россия вышла из монархии 100 лет назад, и вернуться в неё не получится.
Всеволод Радченко
Я бы не зарекался.
А Жириновский людей холопами уже назвал.....
Готов согласиться с автором, что "вернуться не получится", но есть те кому хочется (а вдруг прокатит?), иначе с чего бы появиться фильму? Потрясения и смуты происходят не сами по себе и не на пустом месте, по большому счету это вообще, увы, естественный исторический процесс с, к сожалению, противоестественными последствиями. Обычно почву для них готовит сама власть своими ошибками, желанием законсервировать выгодную для себя (но не для большинства!) ситуацию, да и просто из-за деградации своей компетентности и закостенения. Часто она еще и провоцирует ситуацию, в надежде "сделать прививку", упредить, но как следствие той самой деградации только усугубляет и ускоряет процесс. Надеяться же, что "думающая и политически активная молодёжь сможет отделить историю от агитпропа" сложно. Власть уже сделала все (в первую очередь с образованием) что бы эти два понятия "думающая" и "политически активная" не совмещались, да и вообще молодежь не интересовалась ни историей, ни политикой. Именно поэтому "в XXI веке в демократическом де-юре государстве с прописанной в Конституции сменяемостью власти мы вынуждены всерьёз обсуждать какие-то аналогии с веком XIX-м, что...", увы, в очередной раз актуально.
Автор не понимает принципа, что каждая аграрная страна беременна МОНАРХИЕЙ, а промышленная - РЕСПУБЛИКОЙ!!! Япония и Великобритания - номинальные монархии!!!
to Случайный наблюдатель: Именно! У нас создана система, с запущенным механизмом самоуничтожения. Современная РФ - самый большой осколок России, на теле которой паразитируют несколько десятков самых богатых семей. Они как пиявки - пока не напьются не отпадут. А Россия при этом чахнет. Происходит масштабная деиндустриализация, депопуляция коренного населения, замещаемого мигрантами, потеря лесов и других природных ресурсов, загрязнение территорий. Зато "пиявками" осуществляется масштабный вывоз капитала зарубеж, где у них имеются запасные аэродромы. Им плевать на местное население и его будущее, поэтому уничтожается образование, медицина, культура. Для рабов ("холопов" по Жириновскому) это не обязательно.
А Жириновский людей холопами уже назвал.....
Ни в одной другой парламентской демократической (в кавычках или без, неважно) стране на Западе невозможно было бы присутствие в парламенте такой шизоидной личности, как ВФЖ. После первой же его прилюдной выходки (мне запомнилось его кривлянье на Пасху "Христос вокресе!", когда он подталкивал своих смущённых телохранителей целовать шокированных девушек-журналисток) он был бы исключён из своей партии (любого толка - правой, левой, центристской) на первом же внеочередном съезде и не имел бы никакого политического будущего. И эта последняя выходка с раздачей денег и "холопами" просто немыслима была бы где-то ещё. Но в России он почему-то неприкасаем.......
Фильм надо бы снабдить надписью: "События и персонажи фильма не имеют никакого отношения к реальной действительности" Прийди тогда "декабристы " к власти- Россия получила бы кровавый террор в духе французской революции с казнями на площадях..
Автору полезно почитать текст Ивана Охлобыстина "Доктрина 77". Империя - возродится.
Для монархии необходима живая связь правителя и народа. Народ же должен увидеть в своем государе проявителя божественного начала исходя из принципа "всякая власть от Бога", но российский народ к этому однозначно не готов, поэтому и дискуссии о монархии сейчас бессмысленны
помните как началось правление Рюриковичей и Романовых? Конкретному роду было оказано доверие в управлении государством. Сейчас есть такой род?