883

Донбасс за неделю: очередь за смертью и превентивные меры

Неделя прошла под знаком минус.
Донбасс за неделю: очередь за смертью и превентивные меры

Погодные условия в Донбассе обнажили не только коммунальные неурядицы, но и проблемы коррупционные, из-за которых поплатились своими жизнями почти десяток донецких и луганских пенсионеров. Кроме того, вместе с праздниками кануло в Лету и «рождественское перемирие» – Луганск и Донецк затевают масштабные военные учения.

В последний путь за пенсией

Несмотря на по-прежнему нерешенные проблемы с чисткой снега и вывозом мусора, Донбасс теперь столкнулся с еще одной. Несмотря на суровые погодные условия, пункты пропуска между сторонами конфликта никто не закрывал, да и люди продолжают ездить на подконтрольную Украине территорию – кто за пенсией, кто за документами, кто к родственникам. Для некоторых пенсионеров путь в несколько десятков километров к родным становится последним – люди умирают стоя в очередях.

Проблема некачественной работы пунктов пропуска ДНР не нова и поднималась еще при жизни Александра Захарченко, однако в последнее время она приобрела еще большую актуальность в связи с усилившейся коррупционной составляющей.

В Донбассе уже давно все привыкли к тому, что первыми в очереди идут только «перевозы». Именно этим словом сами дончане именуют транспортников, у которых на блокпостах все схвачено и их пропускают быстро как с украинской стороны, так и со стороны республики. Естественно, не задаром. Простые же смертные, даже если они занимали очередь раньше, будут пересекать линию соприкосновения только после тех, кто заплатил.

В последние недели бизнес у «перевозов» укрепился и даже расширился – из-за погодных условий многие не желают часами мерзнуть на продуваемом ветром КПВВ в поле, и поэтому вынужденно раскошеливаются. В среднем цена за «услуги» доставки на украинскую сторону из Донецка без очередей с человека составляет 450-500 гривен в одну сторону (в рублях берут неохотно), учитывая, что расстояние составляет менее 100 км до конечного пункта, будь-то украинская Константиновка или Краматорск. Это может быть как обычная машина на 5 посадочных мест вместе с водителем, так восьмиместный микроавтобус.

Если платить нечем, придется добираться до пункта пропуска самостоятельно, затем отстаивать многочасовую пешеходную очередь, а потом еще ждать автобусов, которые курсируют между двумя блокпостами.

Новые власти ДНР осведомлены о ситуации, вопрос обсуждался неоднократно, однако никаких мер не принято для того, чтобы ускорить работу блокпостов и дать возможность людям пересекать пункты пропуска без финансовых затрат и лишнего времени.

«Искусственные очереди на блокпостах КПВВ ДНР создаются лишь для того, чтобы на них зарабатывали», - написал 12 января в своем Telegram-канале депутат Народного совета ДНР Сергей Сверчков, который отвечает за перевозки и транспорт. Правда, тремя днями позже эта запись из его канала загадочно исчезла.

А пока морозы крепчают, скопление людей на пунктах пропуска только увеличивается – взяточников-перевозчиков становится все больше и больше, а значит, времени на пропуск обычных граждан практически не остается. Как рассказали ForPost жители Донецка, в среднем на блокпостах ДНР пешеходы сегодня стоят от 4 до 8 часов, а те, кто едут на личном автомобиле, и того больше: занимают еще в 5-6 утра и проезжают лишь к закрытию, 5-7 вечера. В свою очередь, на украинских блокпостах очередь течет в 2-3 раза быстрее, что очень негативно сказывается на имидже республики.

«Ехала на Рождество к дочери, простояла на КПВВ «Майорск» 5 часов в пешеходной очереди, в «колбасе» (специальный длинный коридор под козырьком для пешеходов – ред.). Очень замерзли ноги, когда добралась домой, пальцы уже почти не шевелились, опухли и покраснели – оказалось, что у меня обморожение. Обратно уже ехала перевозчиком», - рассказала ForPost Светлана Ищук, жительница Донецка.

«Много хамства, неуважения к людям стало на блокпостах ДНР. Льготная очередь, где должны стоять граждане с маленькими детьми постоянно наполняется автомобилями с обычными пассажирами. Паспортный контроль – долго, пропуск идет как-то вяло, работа - нехотя.  Украинские (пограничники – ред.) ведут себя порой вежливее и работают быстрее. Пора давно разобраться с это проблемой. Ведь пограничники – лицо нашего государства. За что же боролись?», - жалуется жительница Макеевки Ольга А.

Так, за последние 2 недели на пунктах пропуска не дождались своей очереди на переход и умерли 9 человек. Все они – пенсионеры, пожилые люди, которые не имеют возможности платить двойную цену перевозчикам за относительный комфорт. Наибольшее количество случаев (7 человек) скончались в очереди на блокпостах ДНР, в частности, под Горловкой на КПП «Майорск». 10 января на «Майорске» умерли сразу трое пенсионеров, а 14 и 16 января список пополнили еще двое.

На сегодняшний день это самый загруженный блокпост, потому что туда едут люди из ЛНР, у которых сообщение с Украиной есть только через один пункт пропуска – «Станица Луганская», да и то - только пешеходный.

Но и в «Станице» не все спокойно – двое из девяти умерших скончались от сердечного приступа именно там. А, кроме того, между постами противоборствующих сторон в «Станице», аккурат посередине, вторую неделю лежит неразорвавшаяся мина, которую никто из сторон конфликта не желает разминировать – ни украинской стороне, ни ЛНР до боеприпаса, на котором легко может насмерть подорваться несколько пешеходов, никакого дела нет. Пенсионеры, которые переходят пункт пропуска постоянно, уже привыкли к опасной находке и обходят ее стороной, а вот спрятанная под снегом для новеньких мина может стать смертельным «подарком».

Если проблема блокпостов в ближайшее время не будет решена, пессимистические и разочарованные настроения в республике по поводу нестабильности, растущих цен и непонятного будущего превратятся в упаднические. Особенно в сравнении с работой украинской стороны, где очереди гораздо меньше, а транспорт едет быстрее. Более того, согласно прогнозам, морозы на Донбассе в ближайшую неделю будут только крепчать, а значит, новых смертей в очередях попросту не избежать. Властям пора предпринимать меры не дожидаясь весны, иначе население ДНР, состоящие и так по большей части из пенсионеров, будет сокращаться еще стремительнее.

Локальный прорыв и военные учения

На прошедшей неделе в Минске состоялась первая в этом году встреча Контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе. Переговорщики в экономической подгруппе в этот раз договорились провести аудит оборудования коммунального предприятия «Вода Донбасса», которое обслуживает обе стороны конфликта и, наконец, решить вопрос с пятимесячной задолженностью по зарплате его сотрудникам.

В ДНР назвали это прорывом в переговорах экономический подгруппы, однако за локальной проблемой глобальное остается по-прежнему незамеченным: выплата пенсий пенсионерам и возобновление экономических связей вновь задвинуты Украиной в долгий ящик. На аудите, пожалуй, достижения сторон от встречи в белорусской столице закончились – никаких больше решений и договоренностей достигнуто не было.

Зато, пока в Минске стороны обсуждали и пытались добиться компромисса по ряду вопросов, глава ДНР Денис Пушилин и спикер парламента ЛНР Денис Мирошниченко отправились с визитом в Симферополь для подписания межпарламентских соглашений и документов о побратимстве Керчи и Макеевки, Луганска и Ялты. Для республик это событие знаковое – межпарламентское соглашение подписывается с субъектом Российской Федерации впервые и станет еще одним шагом к интеграции.

Там же, в Симферополе, донецкий лидер сделал заявление о начале масштабных военных учений на территории ДНР в связи с тем, что «рождественское перемирие» уже, фактически, не действует. Нарушений перевалило за весь период за сотню, вновь появились раненные среди военных и мирных жителей, возобновилось использование тяжелого вооружения, зафиксированы повреждения инфраструктуры.

Тем не менее, назвать ситуацию критической или обострившейся, по сравнению с ситуацией до подписания перемирия, пока нельзя. Учения ДНР и ЛНР (позже и луганский лидер сделал соответствующее заявление) можно трактовать скорее как превентивные меры на случай реального обострения, которое может произойти в ближайшее время - в конце зимы или начале весны. Пока в  Киеве работает предвыборный маховик по ликвидации неугодных, регистрируются новые кандидаты и накаляются страсти, действующему украинскому лидеру нужны новые рейтинговые «перемоги».

А рассчитывать республикам, в этом случае не на кого – Россия продолжает верить в Минские договоренности и ждать и надеяться на договороспособность будущего украинского президента. Поэтому достойная подготовка и содержание армии в тонусе – шаг необходимый и очень своевременный. Конечно, в Донбассе на выборы и новую договороспособную власть тоже очень надеются, да вот только ждать уже надоело.

Марина Лютая

Фото автора

Поделитесь с друзьями:

Комментарии