чт, 29/11/2018 - 11:45

За памятники в Севастополе никто не отвечает, — член Общественной палаты Валерий Дорошко

Как остановить гибель знаковых исторических мест?

В канун юбилея легендарного в истории России события — 165-летия победы русской эскадры Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (Синопское сражение) — в программе «Почти полдень» в студии ForPost пообщались с известным художником, инициатором и соавтором «Морской галереи Черноморского флота», создателем панорамы «Синопское сражение» и ряда других полотен и проектов, членом Всероссийского геральдического общества, членом Общественной палаты Севастополя и регионального штаба ОНФ Валерием Дорошко. И выяснили, почему десятки памятных для Севастополя мест продолжают в буквальном смысле погибать.

По словам Валерия Николаевича, в Севастополе уже долгое время не существует ни ответственного должностного лица, ни специальной рабочей комиссии, ни, тем более, отдельного компетентного органа в структуре власти, который бы отвечал за сохранение — именно сохранение, а не охрану — памятников в Севастополе. Это различие принципиально важно понимать, подчеркнул он. Но пока ни его, ни прочих неравнодушных к положению дел не слышат во власти.

«Управление по охране культурного наследия не отвечает за работы по сохранению. Физическому сохранению. Мы предлагали, чтобы одновременно с бюджетом, который утверждается, было создано и сертифицированное предприятие, которое бы отвечало за все объекты культурного наследия и планово вело работы по их сохранению или реставрации. <…> Мы можем и должны создать систему, которая бы позволила привлекать и государственные, и частные средства. Это нужно для сохранения нашей истории», — говорит Дорошко.

Валерий Дорошко отметил, что в рамках Федеральной целевой программы до 2025 года в городе должно быть построено148 новых объектов культуры — в то время как многие существующие остаются в полуразрушенном состоянии. Знаковые с точки зрения истории и культуры места и объекты, частично сохранившиеся до наших дней и требующие внимания, способны стать центром притяжения после проведения грамотной реконструкции, отмечает эксперт.

Порядка 70 таких объектов из более чем 2000, требующих сохранения, вошли в основу создания так называемой Концепции малых музеев, цель которой — превратить их в «работающих» для людей. Среди них и те, что расположены на территории горемычного Матросского бульвара, где реконструкция, начатая меценатами, ныне остановлена правительством города. При этом именно объекты культурного наследия, находящиеся в оперативном управлении местной власти, по мнению Дорошко, «вызывают больше всего опасений» — в отличие от тех, что находятся на балансе Черноморского флота и двух федеральных музеев.

«Концепция предполагает, что объекты культурного наследия должны становиться центрами притяжения. Если этого нет — не пойдёт туда турист, а если есть — вокруг и инфраструктура создастся, в том числе — с участием частного капитала. Я не исключаю, что могут тут быть и рестораны, но это должен быть ресторан с изюминкой», — считает эксперт.

Валерий Дорошко признался, что глубоко переживает сегодня за судьбу Матросского бульвара — как и за любой другой объект, который хранит атмосферу легендарной истории города. Всё чаще не благодаря, а вопреки.

«Если сейчас это произойдет [остановка реконструкции МБ], это приведёт к разрушению первого бульвара в Севастополе. Он так и будет в этом состоянии. Ведь ни у «Парков и скверов», ни у правительства нет ничего взамен: ни в бюджете, ни в проектах ничего не обсуждалось. И что мы получим? Разрушить то, что идёт, и привести его [объект охраны] к намеренному уничтожению? Я думаю, севастопольцы этого не допустят».

Программу провёл Сергей Абрамов

 

Читайте также: