Севастополь

Званию почетного гражданина Севастополя необходимо вернуть былое величие, а лишать его бесполезно, - историк

Званию почетного гражданина Севастополя необходимо вернуть былое величие, а лишать его бесполезно, - историк

Долгое время в Севастополе присвоение звания почётного гражданина традиционно было приурочено к празднованию Дня города. Кандидатуры почётных граждан рассматривались  городским советом, и после одобрения комиссией или депутатами их имена высекали на гранитной доске у мемориала Героям обороны Севастополя 1941-1945 годов.

Но так было не всегда. Почти полвека после Октябрьской революции в истории нашей страны звание почётного гражданина как форма общественного признания и уважения пребывало в забвении. И только в 1960-х годах традиция присваивать почётное гражданство была возрождена. Первым почётным гражданином Севастополя в 1961 году стал космонавт Юрий Гагарин.

Последним этого высокого звания был удостоен поэт и член Союза писателей СССР Эдуард Асадов - в 1992 году, после чего вплоть до 2000 года это звание вновь было забыто.

21 апреля 2000 года решением №512 Севастопольского городского совета была восстановлена традиция присвоения звания «Почётный гражданин города-героя Севастополя». А уже 6 октября 2000 года список почётных граждан пополнил поэт и драматург, автор официального гимна города «Легендарный Севастополь» Пётр Градов.

К сожалению, не был удостоен этого звания соратник Градова - композитор Вано Мурадели, умерший в 1970 году. Поскольку в законодательстве существовало и остаётся сейчас требование присваивать звание почётного гражданина прижизненно.

Имена граждан, получивших признание общественности, вносятся в Книгу почётных граждан города, им вручается грамота, знак и удостоверение почётного гражданина.

Восстановление исторической справедливости

В Севастополе темой почётного гражданства давно занимается историк-архивист Анжелика Фесенко. Именно благодаря её продуктивной работе на площади имени Нахимова с 22 августа 2009 года появилась мемориальная плита с именами неизвестных ранее почётных граждан города дореволюционного периода. До этого на стене у Вечного огня были выбиты только имена и фамилии почётных граждан советского и украинского периодов истории города. Из дореволюционных почётных граждан был известен только писатель Лев Толстой.

Фесенко же нашла документы и смогла подтвердить имена восьми почётных граждан дореволюционного Севастополя: военного инженера Эдуарда Тотлебена, первого градоначальника Севастополя Павла Перелешина, коменданта города Петра Кислинского, городского головы Михаила Кази, генералов от инфантерии Оттона Рихтера и Евгения Богдановича, морского министра Российской империи Ивана Григоровича и верховного главнокомандующего великого князя Николая Романова-младшего.

Сведения о семи дореволюционных почётных гражданах выбиты на гранитной мемориальной доске

Кстати, документальные подтверждения почётного звания великого князя Николая Романова-младшего были установлены Анжеликой Фесенко только в 2013 году. Работа в этом направлении ещё продолжается, уточнила историк.

Путаница в званиях

Как рассказала ForPost Анжелика Фесенко, в дореволюционные времена институт почётного гражданства имел разветвленную структуру и включал сословное почётное гражданство и почётное гражданство городов. В свою очередь сословное почётное гражданство включало две категории - личное и потомственное. Разница между всеми тремя званиями была существенна, утверждает специалист.

«Я к этой теме (дореволюционного почетного гражданства - прим.) приступила потому, что, обращаясь к истории города по любой теме, находила сведения о почётных гражданах города, потомственных почётных гражданах, личных почётных гражданах. И они все были напутаны», - говорит Фесенко.

Она пришла к выводу, что путаница в регалиях возникла из-за того, что в документах и исторических источниках зачастую не конкретизировалось, какой вид почётного гражданства присваивался человеку.

По словам специалиста, обе категории сословного почётного гражданства предполагали большие льготы для тех, кто обладал ими. Вместе с тем, если личное гражданство могли присваивать только за личные заслуги конкретного человека, то потомственное – переходило потомкам.

«Потомственное почётное гражданство передавалось по наследству, и дети могли ничем не заслужить его, но всё равно пользовались льготами», - уточнила Фесенко, добавив, что сословное гражданство имело большие льготы в отличие от почётного гражданства городов, где привилегии были скорее символическими.

Определённые различия имели место и в процедуре присвоения разных видов почётного гражданства. В Российской империи причисление к сословному почётному гражданству осуществлялось по решению Правительствующего Сената, после чего гражданам выдавались соответствующие удостоверяющие документы: грамоты - потомственным почётным гражданам, свидетельства – обладателям личного почётного гражданства. Почётные же граждане городов имели на руках только указ императора.

«Почётные граждане городов не имели льгот. Это звание общественное, и присваивалось общественностью. Это была высшая награда города человеку», - пояснила Фесенко.

Все три формы общественного признания существовали в Российской империи в дореволюционный период. После 1917 года было восстановлено только почётное гражданство городов. Случилось это после длительного забвения уже в 1960-х годах.

Последнее слово за императором

Вместе с тем, продолжила Анжелика Фесенко, во все исторические периоды инициатива выдвижения кандидата на присвоение почётного гражданства шла снизу. Городская общественность или гласный городской думы выдвигали претендента, после чего заслуги кандидата обсуждались на заседании думы, и далее простым голосованием принималось решение.

«Однако это решение не вступало в силу. Необходимо было ходатайствовать перед императором о присвоении или утверждении почётного гражданства. А уже император личным указом решал, присвоить это звание или нет. Это было его субъективное решение», - подчеркнула специалист, добавив, что причины императорского решения никогда не пояснялись.

Законодательно институт почётного гражданства был закреплен манифестом Николая I 1апреля 1832 года, хотя случаи присвоения званий историки фиксировали и ранее.

По сведениям Фесенко, первым в дореволюционной истории России высокой награды удостоился адмирал Алексей Грейг, бывший главнокомандующим Черноморским флота. Несмотря на флотские заслуги, Грейг не был признан почётным гражданином Севастополя, и в1833 году стал почётным гражданином города Николаева.

«У нас в Севастополе первым почётным гражданином, открытым по архивным документам, стал Эдуард Тотлебен в 1866 году», - уточнила историк.

Вернуть былое величие

Как отмечает Анжелика Фесенко, в период советского союза неоднократно предпринимались попытки заменить звание почётного гражданина «некоторыми формами общественного призвания». Такими как почётный ленинец, почётный шмидтовец, почётный красноармеец. Однако ни одно из этих званий, как показала история, так и не прижилось в обществе.

«В советское время пробовали вносить в списки (почётных граждан - прим.) передовых бригадиров, работников заводов, шахт. Были звания почётных стахановцев, рабочих, колхозников, крестьян. Но они тоже не прижились и ушли в историю », - констатировала специалист.

Кроме того, в то время сложилась тенденция присваивать почётное гражданство «пачками», что, по убеждению историков, в значительной мере компрометировало сам институт почётного гражданства.

«Не бывает почётных граждан по шесть-семь человек сразу. С другой стороны, в советское время после войны восстанавливали города. Нельзя было выделить кого-то одного», - рассказала Фесенко.

По её убеждению, сегодня необходимо вернуть званию былую значимость и величие.

Историк-архивист считает, что человек должен внести реальный вклад в развитие города и заслуженно получить награду. Что немаловажно: он должен быть известен широкому кругу горожан, иначе «пропадает ценность этой формы общественного признания», подчеркнула Анжелика Фесенко.

«Сейчас эта ценность утрачена. У нас многие не знают фамилии тех людей, которым присвоено это почётное звание, чем они занимались», - подытожила историк.

Сегодня на мемориальной доске у Вечного огня выбиты 44 фамилии почётных граждан Севастополя с дореволюционноых годов до наших дней. Последним именем в списке значится балаклавец, космонавт Антон Шкаплеров.

Забирать почетное гражданство - бессмысленно

Критерии общественного признания и присвоение звания почётного гражданина ещё с дореволюционных времён прописываются в специальном положении о порядке присвоения почётного гражданства.

Сегодня в России, как и в дореволюционные годы, почётное гражданство города не дает каких-либо льгот и преференций. Согласно вступившему в июне 2015 года закону Севастополя «О почётном гражданине города Севастополя», лица, удостоившиеся высшей общественной награды, имеют право на предоставление льгот, предусмотренных законодательством Севастополя, право на внеочередной приём в органах местного самоуправления, а также присутствовать на пленарных заседаниях законодательного собрания.



По мнению Анжелики Фесенко, отсутствие серьёзных льгот связано с тем, что, как правило, награды всегда удостаивались люди самодостаточные: «Это были люди, которые всё имели, они наоборот свои средства личные тратили на благосостояние своего города. Это люди, которые вкладывались полностью (в развитие города, - прим.)».

Историк отметила, что иногда почётные звания присваивались не за вклад в развитие отдельного города, а за то, что человек сделал для страны в целом, прославив тем самым и город, и Отечество.

В качестве примеров историк привела великого князя Николая Романова-младшего, Юрия Гагарина, первого почётного гражданина в новейшей истории Севастополя президента России Владимира Путина, а также бывшего президента Украины Леонида Кучму.

Говоря о резонансном вопросе лишения Леонида Кучмы почётного гражданства Севастополя,  Анжелика Фесенко подчеркнула, что не помнит ни одного случая, когда бы это звание было отозвано после официального присвоения, «такого пункта не было ни в дореволюционном положении, ни в советском, ни в украинском».

«Как это, забрать звание? Звания не отзывают, даже если человек становится плохим и больше не совершает подвигов. Его мировоззрение меняется с возрастом, и духовные ценности становятся другими. Забрать то, что ему уже было дано – мне кажется, это бессмысленно. Это история, как есть, так есть», - считает архивист.

В книге о почётных гражданах Севастополя среди значимых заслуг Леонида Кучмы указаны завершение газификации Северной стороны и Инкермана, восстановление собора святого Владимира на территории заповедника «Херсонес Таврический», а также строительство новой объездной дороги в Инкермане и открытие комплекса аэропорта «Бельбек».

Напомним, в пункте втором статьи восьмой принятого депутатами законодательного собрания Севастополя местного закона о почётных гражданах прописана возможность лишения почётного гражданства в некоторых случаях только по результатам общегородского референдума.

Полина Ласькова

фото Дмитрия Осипенко, Фейсбук

4075
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (25)

Profile picture for user Дядя Лаврик
227

Нельзя по политическим мотивам лишать человека звания.
Нельзя уподобляться рогулям, которые воюют с памятниками.
Тем более, что Данилыч многое сделал для города. Без его поддержки Северная и Инкерман до сих пор бы сидели без газа. Да и Владимирский собор, чисто его заслуга.
Что резануло слух, так это выражение "балаклавский космонавт"! Прикольно! Это как, звание такое? Или теперь правильно называть по малой Родине героя? Типа, где проживал.
А если Антон жил в Кадыковке, то будет он называться "кадыковский космонавт"!

Profile picture for user Просто врач
7203

Не вижу проблем в лишении Кучмы звания почетного гражданина.
По совокупности заслуг.
Ошибки надо исправлять.

Profile picture for user КРЫМЧАК
15433

Уж сколько раз твердили миру,
Что ....
Прежде чем резать, нужно 7 раз отмерять.

Profile picture for user Дядя Лаврик
227

Спасибо, что исправили. А то, честное слово, резануло.
И все-таки, не балаклавец, а севастополец, житель Балаклавы!
Он ведь Почетный гражданин Севастополя? Не Балаклавы?

Profile picture for user Andremus
1202

Сколько должно пройти времени, чтобы почетным гражданином города стал народный мэр А.Чалый?
А вот если еще два севастопольца полетят в Космос, то автоматом тоже в "почетные"?
За особые заслуги перед городом нужно учредить и награждать граждан специальной медалью. Объявить конкурс на лучший дизайн медали "За заслуги перед городом Севастополем", написать положение о статусе награды.
Необходима также и "Доска Позора", где выкладывать имена "Некомпетентных, чванливых и вороватых" чиновников.Возможно не мешало бы разработать и аналог Шнобелевской премии, но с чисто русским "Салтыково-Щедринским" акцентом.
Это будет неким противовесом бездарным роликам в Ютубе типа "адмиральского".

Profile picture for user Alpha
2144

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» (В. О. Ключевский) На этом и остановимся.

Profile picture for user Atlantic-3
1792

Кучму лишить звания. Однозначно. Не был достоин никогда. Сказки про газификацию расскажите жителям Фронтового и Байдарской долины. Дорогу достроил для сеья любимого, чтоб с Любимовки на дачу в Форосе удобно было ездить, минуя Белокаменск. Храм восстановил? А куда "Атлантику" дел? Майчук ему демоданы баксов слал. Мощнейшая корпорация Крыма была. А "Юг" куда исчез? Все при нем рабомбили. С ЧМП и "Антарктикой" та же песня.

Profile picture for user морячек
848

to Atlantic-3 (Русских моряков )

Полностью к Вам присоединяюсь! Добавлю свою боль---загубленный Севморзавод и др.предприятия оборонного комплекса.С кучмы началось сидение на двух стульях-и с Россией ,и в Эуропу.Второй президентский срок он прозагорал в Мухалатке на 9-й госдаче.Выкормил нынешнюю киевскую поросль.У них же сегодня и подвизается в еликим минским дипломатом.
А Почетным он стал после вылизывания небезизвестным жунько-- хапуга еще тот,ныне здраствующий.
У севастопольцев мнения не спрашивали----значит сегодня пора расставить все на места!

Profile picture for user Владимир Ну очень Мудрый
5344

Я бы предложил внести изменения в Закон. Убрать пункт, что звание может присваиваться только прижизненно. Добавить, что не может присваиваться людям, занимающим высокие государственные посты. И в обязательном порядке-это решение должно приниматься только всенародно(через референдум или общественный опрос). Так как к органам власти доверие-утрачено.

Profile picture for user Макс Пэйн
73

Зачем политиков выбирать в почетные граждане? И с Путиным можно было бы повременить.

Profile picture for user Iriska55
357

Я бы предложил внести изменения в Закон. Убрать пункт, что звание может присваиваться только прижизненно. Добавить, что не может присваиваться людям, занимающим высокие государственные посты. И в обязательном порядке-это решение должно приниматься только всенародно(через референдум или общественный оп рССос). Так как к органам власти -утрачено Согласна с Вами и плюс РЕФЕРЕНДУМ

Profile picture for user Екатерина
24376

to Владимир Ну очень Мудрый (Севастополь) Я бы предложил внести изменения в Закон. Убрать пункт, что звание может присваиваться только прижизненно. Добавить, что не может присваиваться людям, занимающим высокие государственные посты. И в обязательном порядке-это решение должно приниматься только всенародно(через референдум или общественный опрос). Так как к органам власти доверие-утрачено.

Profile picture for user Олег Березенко
2587

to Владимир Ну очень Мудрый (Севастополь) Я бы предложил внести изменения в Закон. Убрать пункт, что звание может присваиваться только прижизненно. Добавить, что не может присваиваться людям, занимающим высокие государственные посты. И в обязательном порядке-это решение должно приниматься только всенародно(через референдум или общественный опрос). Так как к органам власти доверие-утрачено. Поддерживаю!

Profile picture for user bakula
213

Присвоение Кучме звания - огромная ошибка, но менять ничего не надо, такова наша история.К слову, что значит дорогу сделал, газ провел, - у человека были неограниченные возможности и, согласна, делал исключительно для себя.
Нам надо серьезно подумать о присвоении звания - Чалому А.М. Вот уж точно достойный человек, за которого никогда не будет стыдно! И нельзя тянуть.

Profile picture for user володя
6498

to Просто врач (Севастополь) to Просто врач (Севастополь) Не вижу проблем в лишении Кучмы звания почетного гражданина. По совокупности заслуг. Ошибки надо исправлять. Не вижу проблем в лишении Кучмы звания почетного гражданина. По совокупности заслуг. Ошибки надо исправлять.

заслуги Леонида Кучмы указаны завершение газификации Северной стороны и Инкермана, восстановление собора святого Владимира на территории заповедника «Херсонес Таврический», а также строительство новой объездной дороги в Инкермане и открытие комплекса аэропорта «Бельбек».

Если не было тоди таки да! Док

Profile picture for user володя
6498

Все, и во всем Вы Вы ВЫ вы все правы! Кучма возродил Украину, но не нашел приемника! Это в Украине был последний красный генерал!
И он живет в Украине!
Могу спросить где потомки наших правителей хотя бы с Хрущева! А можно и раньше!

Profile picture for user Авиатор
2042

А почему бы к каждому почётному гражданину не приложить перечень его деяний во славу города? Тогда развал в Севастополе кучмовского времени хорошо бы смотрелся на фоне дороги на его дачу и реверансов в сторону попов. Идею референдума считаю здравой.

Profile picture for user Авиатор
2042

to володя (Севастополь)

Это какую украину секретать парткома НПО "Южное" возродил? Подробнее, пожалуйста, с цифрами. Слово преемник - продолжатель, пишется через "е". А "приёмник" - это нечто иное.

Profile picture for user aquila
7878

"не помнит ни одного случая, когда бы это звание было отозвано после официального присвоения, «такого пункта не было ни в дореволюционном положении, ни в советском, ни в украинском»"

Ну давайте сделаем прецедент. Пусть в нашем городе появится этот пункт в российском положении. "Украина - не Россия" - изменение мировоззрения и ментальности - этого не достаточно?
Ему пофиг, а мы позор с себя смоем.

Profile picture for user Владимир Ну очень Мудрый
5344

Меня просто умиляет местечковый уровень мышления некоторых сторонников Кучмы. Давайте оценивать не то, что он сделал конкретно для города(хотя и разговоры о завершении газификации Инкермана-откровенная ложь)-но по его деяниям на занимаемом им в то время посту. Иначе можем договориться о том, что надо было в свое время присвоить почетное звание и Лужкову с Ельциным-за выделение средств для строительства жилья. Дикая логика-человек может развалить страну-но построить за ГОСУДАРСТВЕННЫЙ счет дорогу в Севастополе-и стать почетным гражданином!

Profile picture for user Vaskes
2419

to Владимир Ну очень Мудрый (Севастополь)

не может присваиваться людям, занимающим высокие государственные посты.... Ваша задумка интересна, но например человек добивается высоких постов для того, чтоб иметь власть и возможность зделать хорошо людям - зачем ему это делать - всё одно любить не будут....лучше грабить-воровать, так хоть помнить будут!! и доска не нужна.

Profile picture for user Владимир Ну очень Мудрый
5344

to Vaskes (092)

Это-в контексте моих предыдущих комментариев на тему выбора достойных представителей от города в ГД. Человек, претендующий на место в высшем законодательном органе страны-не должен строить избирательную компанию на том, что он сделал и сделает для Севастополя. То же-должно относмиться и государственным деятелям. Оценивать не то, что они сделали конкретно для Севастополя-а именно их деятельность на занимаемом посту. И не стоит путать разноплановые понятия. Работу в городе, приносящую конкретную пользу-и выделение бюджетных средств(подобно шубе с барского плеча).Пример с Кучмой-весьма нагляден.

Profile picture for user Vaskes
2419

to Владимир Ну очень Мудрый (Севастополь)

Оценивать не то, что они сделали конкретно для Севастополя-а именно их деятельность на занимаемом посту...вот это я и имел в виду - но если никто не оценивает, то зачем им попку рвать?...можно и по халявничать ???... Если кто-то сделал много, а потом стал скотиной по жизненному пути или семейным проблемам - это не отменяет его заслуги.... Кучма тут НЕ пример.. в общем контексте.

Profile picture for user Екатерина
24376

to Владимир Ну очень Мудрый (Севастополь) to aquila (Севастополь) to Авиатор (Жуковский) А почему бы к каждому почётному гражданину не приложить перечень его деяний во славу города? Тогда развал в Севастополе кучмовского времени хорошо бы смотрелся на фоне дороги на его дачу и реверансов в сторону попов. Идею референдума считаю здравой. не помнит ни одного случая, когда бы это звание было отозвано после официального присвоения, «такого пункта не было ни в дореволюционном положении, ни в советском, ни в украинском» Ну давайте сделаем прецедент. Пусть в нашем городе появится этот пункт в российском положении. Украина - не Россия - изменение мировоззрения и ментальности - этого не достаточно? Ему пофиг, а мы позор с себя смоем. Меня просто умиляет местечковый уровень мышления некоторых сторонников Кучмы. Давайте оценивать не то, что он сделал конкретно для города(хотя и разговоры о завершении газификации Инкермана-откровенная ложь)-но по его деяниям на занимаемом им в то время посту. Иначе можем договориться о том, что надо было в свое время присвоить почетное звание и Лужкову с Ельциным-за выделение средств для строительства жилья. Дикая логика-человек может развалить страну-но построить за ГОСУДАРСТВЕННЫЙ счет дорогу в Севастополе-и стать почетным гражданином!

Главное за день

Севастопольцев одолевает ностальгия по советской прелести Качи

Некогда процветавший военный городок благоустраивается – и одновременно ветшает.
20:00
2
783

Человек, создавший легенду: настоящий севастополец Валерий Володин отмечает 76-летие

Губернатор рассказал об отношениях с директором 35-ой береговой батареи.
19:00
10
2091

Больше всего ATACMS этой ночью летело в Крым

57 беспилотников уничтожили и перехватили над территорией Краснодарского края.
07:40
16
5849

На севастопольском пляже «Учкуевка» работает тяжёлая техника

Только к середине мая у пляжа окончательно определился оператор.
14:07
13
13032

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
579

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
2798