ср, 16/06/2021 - 18:25

Защита Бузовой: над кем смеётесь?

Мария Дегтерева о скандале Ольги Бузовой с Дмитрием Губерниевым

В лентах соцсетей громыхает очередной скандал: телеведущий Дмитрий Губерниев довёл до истерики Ольгу Бузову в эфире канала «Матч ТВ». Бузова не узнала цитату из «Карлсона» и в целом очень жалко и натужно пыталась отбиться от подколок ведущего.

Публика ликует. Люди, по моим наблюдениям, вообще мало что так любят, как низвержение кумиров.

Хотелось бы для начала оговориться. Для меня Ольга Бузова — конечно, феномен нашего шоу-бизнеса. Не обладая ни единым ярким талантом, скорее являясь живым воплощением анекдота про блондинок, девушка добилась огромных высот и невероятной популярности. В чём секрет?

Полагаю, в фантастической трудоспособности и умении вовремя включать самоиронию. Вряд ли у Ольги Бузовой есть какие-то иллюзии о своей репутации в интеллектуальных кругах.

После ошеломительного «разоблачения» Губерниевым вся моя лента фейсбука принялась смаковать его детали. Каждый второй не поленился поупражняться в остроумии по поводу умственных способностей Бузовой, её жизни, внешности, природы её популярности. Сверху наложилась новость о том, что Ольга Бузова сыграет в одной из постановок МХАТа — и понеслось.

Российский пользователь начал хором улюлюкать, хоронить театральную культуру и вспоминать «Карлсона». Словом, интеллектуально самоутверждаться.

Зрелище привычное, но в этот раз я, признаться задумалась.

Во-первых, МХАТ.

Это, интересно, что у нас за театральная культура такая, что её в силах развалить девушка с кругозором канарейки? Может, в консерватории что-то подправить? Может, дело не в Бузовой?

Как я писала у себя на странице, зрелище сродни тому, как если при развале крупного бизнеса к учредителям бы вызвали секретаршу и потребовали бы отчитаться по экономическим показателям. Какой с неё спрос? Какой спрос с Ольги Бузовой?

Второе и главное.

Недавно меня совершенно потрясла одна собеседница. Я кого-то зло и, как мне казалось, метко подколола на её странице. Человек (который пришёл самоутверждаться за счёт других) «отполз» и больше не высовывался, я была страшно довольна собой.

Так вот, собеседница написала мне: «Вы молодец. Нашли маленькую, неумную и слабую. И, такая сильная, съели её, всё всем доказали!».

И впервые за много, наверное, лет мне стало за себя стыдно. А ведь правда — что у меня с интеллектом и базовыми моральными настройками, если я считаю себя вправе наотмашь бить тех, кто слабее? Будь они хоть триста раз злобные и несовершенные люди.

С Бузовой я наблюдаю ровно эту же картину. Люди с наслаждением оттаптываются на не очень образованной, но очень успешной девке, не забывая по пути сверкнуть своими знаниями детской литературы.

И вопросы у меня в этом случае, как и в случае с МХАТом, не к Бузовой совсем. Это сколько же надо иметь неуверенности в себе, какую глубокую потребность в самовыражении — чтобы найти вот такую мишень?

Моя подруга, известный адвокат Сталина Гуревич, написала на своей странице:

«…Я не знаю ни одну девочку, старше 12 лет, которая хотела бы стать «как Бузова», это имя давно стало нарицательным для обозначения глупости и вульгарности. И необразованности, да. Это ее путь, ее выбор, она так живет, выполняя при этом определенную социальную функцию. Поэтому вытаскивать ее на потеху толпе, мне кажется подлым. Сродни цирку уродов в позапрошлом веке, когда улюлюкающему быдлу показывали бородатую женщину. Это касается и Матча, и МХАТа, и всех тех, кто сейчас тычет в нее пальцем и кричит: ха-ха, она Карлсона не читала!

Кстати, три вопроса к последним:

Как звали Малыша?

Как звали его лучших друзей?

Как звали мужа и сестру Фрекен Бок?

Не смогли ответить без гугла? Задумайтесь, над чем смеетесь? Над собой смеетесь»

И я с ней абсолютно согласна.

Массовые издевательства над Бузовой вызывают у меня одну ассоциацию — с романом «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Когда оголтелая толпа, надев на палку свиную голову, несётся вперёд, стремясь снести любые преграды, не рефлексируя, не думая, растаптывая всё на своём пути.

Очень ярко в такие моменты проступает животное в человеке.

А ведь чтобы оставаться человеком — книжек, как выясняется, недостаточно. Нужно ещё что-то внутри иметь, помимо интеллектуальной базы (в случае с «Карлсоном» весьма сомнительной, к слову) и бытовых представлений о справедливости.

Милосердие, например.

Читайте также: Институт брака мёртв, а я ещё нет

Мария Дегтерева

Теги:
Читайте также: