чт, 09/08/2018 - 20:00

За дутыми рейтингами главы Севастополя скрыто неумение эффективно использовать деньги

Как бы ни пытались мистификаторы скрыть провалы в преображении Севастополя – оценивать их работу будет Москва. «Бить будут по лицу, а не по рейтингу».
«Дмитрий Овсянников занял 14 место в ТОП-20 глав регионов России по упоминаемости в социальных медиа в июне 2018». «По итогам работы и достигнутому общественному резонансу, врио Губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников вошел в тройку лидеров рейтинга публичной активности глав регионов». Подобные новости можно достаточно часто видеть как подтверждение эффективности и управленческих талантов должностного лица.


Что же это значит на самом деле? Да ровным счетом ни-че-го.
 
Точно так же в разгар энергоблокады 2015 года попавший в сообщения СМИ Сергей Меняйло вошел в десятку самых цитируемых руководителей регионов, о чем подобострастно сообщала спонсируемая им из городского бюджета газета «Адмирал». Это связывалось с исключительными достижениями адмирал-губернатора, который, по утверждениям авторов материала, «всего за две недели полностью обеспечил электроэнергией» город и «дал Севастополю новую жизнь».




Статья в газете "Адмирал"
 
Точно так же телеканал ИКС (учрежденное правительством Севастополя СМИ) сообщал в мае 2018 о «падении» Екатерины Алтабаевой в медиарейтинге глав региональных парламентов. «…Этот рейтинг отображает показатель эффективности работы не только самого председателя, но и всего Законодательного собрания, которое возглавляет Екатерина Алтабаева» – уверенно выполняется госзадание на портале СМИ, учрежденного правительством Севастополя и финансируемого из бюджета города, который утверждают депутаты.


 
Разумеется, и то, и другое – ложные выводы, которые беззастенчиво льется в уши зрителям, слушателям и читателям. Ещё раз – ИКС делает это в рамках государственного задания на «освещение деятельности исполнительной и законодательной власти города Севастополя», на что получает 100 000 000 рублей в год.


Оставим пока в стороне эти маленькие «шалости» – речь о том, что эффективность работы и информационный «выхлоп» - это совершенно разные вещи, и конечный потребитель информации должен это понимать.
 
Сегодня политика хорошо научилась влиять на информационное пространство. Можно привести в пример мощнейшую пиар-систему мэра Москвы, благодаря которой он прочно закрепился в верхушке рейтингов. Здесь стоит вспомнить пресловутое «трисобяние», к которому прибегает его пресс-гвардия – считается, что имя мэра столицы нужно упомянуть в тексте трижды для лучшей индексации новостей.


Такие ухищрения помогают получить 30 000 информационных сообщений в месяц – но говорит ли это хоть что-то об эффективности работы Собянина? Нет и еще раз нет.
 
Отсюда же происходят потуги местных пиарщиков, в результате которых рождаются такие сюжеты, как «Дмитрий Овсянников подарил газонокосилку профильному чиновнику за плохой покос травы» и тому подобные демонстративные выпады, комментарии и публичные «разносы». Все это заранее отрепетированная постановка, которая несет только одну цель: получить побольше упоминаний в СМИ (желательно позитивных) и подняться повыше в вожделенных рейтингах.
 
Информация давно стала товаром, и как часто бывает на рынке – затерялась среди множества подделок.


Даже если не брать в расчет фальшивки, очевидна другая проблема: нужные данные сложно найти в ворохе хлама. Само собой, это неудобно прежде всего для потребителя – обычный человек, к сожалению, редко бывает разборчив. Но все больше усложняется и задача журналиста – уловить в море декораций настоящую суть события, явления и передать ее читателю.


Те, кто пытается влиять на информационную картину дня, всячески пытаются прессу запутать и пустить по ложному следу.
 
Чем-то это напоминает борьбу за господство в воздухе: как только научились делать ракеты с тепловым наведением на цель – самолеты и вертолеты стали сбрасывать тепловые ловушки, уходя от удара.


Работа журналиста отчасти и состоит в том, чтобы как можно меньше реагировать на «ловушки», которые «сбрасывают» те, кто владеет информацией.
 
Посмотрим, как это работает.
 
Взять, к примеру, выездное совещание у председателя Правительства России Медведева, которое прошло в Севастополе 30 июля. Оно было посвящено ходу выполнения федеральной госпрограммы «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».


Объем ее финансирования – более 800 миллиардов рублей.Вот так будет нагляднее: 800 000 000 000 рублей.
 
Россия дает огромные деньги, чтобы на полуострове, наконец, наладилась жизнь. В планах есть все, о чем только может мечтать любой регион: поликлиники и целые больничные комплексы, ремонты дорог и строительство газопроводов, южнобережные парки и дворцы, инфраструктура связи и реконструкция причалов…
 
И вот руководитель исполнительной власти страны приехал проверить – как же обстоит дело с развитием? Наладилась ли жизнь в отдельно взятом Севастополе?
 
Выяснилось, что не очень.


В публичной части совещания, состоявшей из вступительного слова Дмитрия Медведева и краткого доклада министра экономического развития, Севастополь «ткнули» носом в катастрофически низкие показатели – исполнено всего лишь 5% от предусмотренных на 2018 год средств.


Максим Орешкин акцентировал:
«По Севастополю ситуацию, конечно же, нужно исправлять, потому что, с одной стороны, поступают предложения по расширению действующей программы, с другой стороны, те объекты, которые есть, не всегда финансируются, и зачастую исполнители сталкиваются с проблемами при их реализации».
 
В переводе с русского бюрократического на русский разговорный – «перед тем, как просить еще денег, потрудитесь эффективно потратить уже полученные».
 
Затем совещание перешло в закрытый режим, и можно только догадываться, о чем говорили государственные мужи после такого многообещающего анонса.
 
Последовавшая за этим двусторонняя встреча, очевидно, должна была позволить главе города «сохранить лицо» и сделать хоть какое-то позитивное заявление для прессы.


Овсянников воспользовался шансом и «сбросил тепловую ловушку»: начал что-то рассказывать о создании на базе СевГУ «научного центра мирового уровня». Нет, я конечно, за науку и образование, но в контексте обсуждаемых проблем это выглядело откровенным флудом.


Медведев, разумеется, инициативу поддержал.


В итоге, если верить официальному интернет-сайту правительства Севастополя, выглядело все так:

Дмитрий Медведев провел в Севастополе совещание по вопросам социально-экономического развития Севастополя и Республики Крым
 
Идиллия, не правда ли?
 
Однако 8 августа был опубликован список поручений Дмитрия Медведева по его итогам. Он распорядился «принять исчерпывающие меры к безусловному исполнению обязательств по выполнению мероприятий [Федеральной целевой] программы в установленные сроки». Поручение касается кроме правительства Севастополя еще целого ряда федеральных министерств и ведомств. Но в нашем городе отстающими от графика признаны 20 объектов.
 
«Во всех случаях нарушения промежуточных сроков реализации мероприятий программы принять решения о реализации мер компенсирующего характера, обеспечивающих завершение строительства (реконструкции) объектов в ранее установленные сроки» - говорится в поручении председателя правительства.

 
Установленный срок – до 15 августа 2018 года.
 
Пройдемся по некоторым объектам ФЦП.
 
Севастопольский онкологический центр планировали начать строить ещё в декабре 2017 года. Об этом президенту Российской Федерации Владимиру Путину ранее докладывал исполняющий обязанности губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников. В итоге только в начале августа 2018 стало известно, что Главгосэкспертиза дала положительное заключение на техническую часть проекта, еще предстоит получить одобрение сметы, и только затем начнется стройка.
 
Многострадальный парк Победы. С первым подрядчиком миллиардный контракт был расторгнут, при проведении второго конкурса на реконструкцию прокуратура выявила  нарушения, а недавно и.о. замгубернатора Михаил Демиденко «порадовал» всех издевательским сообщением о том, что стоимость работ будет увеличена – якобы для того, чтобы купить именно ту плитку, которую «выбрали» севастопольцы.
 
Парк обещали закончить в 2018 году.
 
Канализационные очистные сооружения «Южные». Это, конечно, один из крупнейших «косяков» правительства Дмитрия Овсянникова – всем известная история о том, как в результате чьей-то халатности в малоизвестный банк на последнем издыхании были переведены 2 055 000 000 рублей. На их возврат теперь очень мало шансов – скорее всего, за счет бюджетных денег будут погашены требования вкладчиков – физических лиц.
 
Прогресс строительства очистных Контрольно-Счетная палата оценила в 6,5% от плана на первое полугодие (в правительстве города отставание отрицают, подрядчик хранит молчание).
 
Наконец, строящийся дом для представителей депортированных народов. На доведение 11-летнего долгостроя «до ума» в начале 2018 года выделено 145 500 000 рублей, глава города лично обещал старейшинам достроить дом к декабрю 2018.
 


 


Прошло полгода: было два этажа, стало три. Отставание от графика официально признали в департаменте капитального строительства. Обещали «нарастить темп» работ (по некоторым данным, для этого придется нанимать субподрядчика).
 
Зато по линии «укрепления межнациональных отношений» пиарщики Дмитрия Овсянникова списали 1 834 000 бюджетных рублей.
«Большие материалы с хорошей проработанной аналитикой, с инфографикой», размещенные в двух интернет-изданиях третьего эшелона по средней цене 60 000 рублей за штуку, объяснили гражданам, «как здесь устроены межнациональные отношения», рассказывал Олег Беркович.
 
Никого не оскорбляет бестолковый информационный хлам за бюджетный счет вместо реальных дел?
 
Как бы ни пытались мистификаторы из правительства региона скрыть провалы в реализации федеральной программы преображения Крыма и Севастополя – все равно оценивать их работу будет Москва. И основным критерием вряд ли будет количество появлений в СМИ "говорящих голов" вместо реальных - очистных, онкоцентра, дома, парка и многого другого.
 
Перефразируя известный анекдот, «бить будут по лицу, а не по рейтингу».
 
Антон Пархоменко
Читайте также: