Как работать, когда все клиенты покинули город? Что делать, если рухнул от бомбёжки потолок в ателье? И да, кстати, что лучше носить крымчанкам этой весной? Обо всём этом ForPost рассказала ведущий дизайнер одежды Донецкой Народной Республики Ирина Радыш в кулуарах торгово-экономического форума «Арт-Бизнес-Мода».
Испытание войной
Основательницу донецкого ателье мод «Контур» Ирину Радыш хорошо знают не только в родном городе, но и далеко за его пределами. За 30 лет работы её коллекции одежды неоднократно получали награды и признание публики.
Однако всё изменилось, когда летом 2014 года на Донбасс пришла война.
«До войны наше ателье люксового сегмента работало с очень обеспеченными людьми. Пошив платья стоил минимум пятьсот долларов — это первоначальная цена. А были платья, которые стоили как полсамолёта, — делится воспоминаниями собеседница ForPost. — Война началась, и у нас уехали все клиенты до единого. Ни одного не осталось».
На этом беды модного бизнеса не закончились.
Однажды ракета комплекса «Точка-У» попала в расположенный неподалёку от ателье завод, где изготавливали взрывчатку для шахт. Взрывной волной на чердаке здания пошивочного цеха сорвало воздухоотводный клапан. В итоге, когда осенью дали центральное отопление, то обвалились перекрытия.
«Знаете, что такое немая сцена?! Мы приходим в понедельник утром на работу — а нашего цеха нет, всё рухнуло, — продолжает Радыш. — Каждый приходит, просто в ужасе смотрит: нет оборудования, нет материалов, нет мебели — нет ничего. Молча раздевается, надевает какие-то кроссовки, берёт ёмкости и вёдра, куда начинает собирать эту мокрую штукатурку и выносить прочь».
Выкинув разрушенное имущество, работники ателье «ужались» в помещении, но остались работать дальше, даже в тот момент, когда работы не было: «какой люксовый сегмент [одежды], когда город расстреливают?!», восклицает кутюрье.
Читайте по теме: «Горе сделало людей проще и добрее», – мариупольская актриса о войне, театре и языке
Несмотря на беды, тогда же Ирина Радыш заняла принципиальную позицию, которой не изменила за все девять лет: она не бросает родной Донецк и не уезжает в эвакуацию.
«Каждый человек принимает своё решение, но я не была в эвакуации ни дня. Я — коренная дончанка и на всю голову патриотка и из этого города никуда не уеду, пока не будет нашей полной Победы. Я хочу видеть возрождение своего города и возвращение всех людей, чтобы этот город ожил и процветал. Хочу дожить до этого момента», — заявляет крымская гостья.
Неистребимая женственность
Время шло: постепенно цех отремонтировали, и заказы возобновились. Дончане снова стали играть свадьбы, участвовать в торжествах. А значит им понадобились выходные костюмы.
«Вы спрашиваете, как можно работать в этих условиях (боевых действий — Прим.). Для таких женщин, как наши дончанки, только можно и нужно работать! Это такая сила духа, такой жизненный стержень! Их неистребимая женственность очень вдохновляет», — признаётся дизайнер.
Посетительница крымского форума в пальто от Ирины Радыш.
С обстрелами в 2014 году появились трудности не только с клиентами, но и с поставками тканей и фурнитуры. Тогда родной город бизнесвумен увидела с нового ракурса.
Хотя в ДНР после 2014 года открылись новые финансовые организации, о кредитовании малых предприятий при этом речь не шла.
«О какой бы духовности мы с вами не говорили, но мир материален, и создание коллекции требует денег. Только откуда брать деньги?— с лёгкой иронией замечает кутюрье. — Меня кредитуют такие же, как я: в ЦУМе в оставшихся магазинах тканей мне всё дают [без аванса]. Любую коллекцию в Донецке могу сделать без копейки своих вложений. Это взаимовыручка, [партнёрство] глаза в глаза».
Такой уровень доверия поставщиков заработан тяжёлым, но, как подчёркивает собеседница, любимым трудом в течение десятилетий.
Женщина признаётся, что с возрастом ей всё ближе становится купеческий кодекс России XIX века: работа на честном слове. Пообещала — выполнила.
Чёрный не в моде
Кроме непоколебимости заказчиц, дизайнера вдохновляет на творчество природа. Несмотря на окружающее горе, при создании коллекции художница невольно подбирает светлые радостные оттенки. По её словам, девятый год она не может себя заставить работать с чёрным цветом.
Коллекция «Синева», представленная на форуме в Крыму.
«Коллекции создаются, когда ты сам с собой дружишь и сам себя чувствуешь. Не могу включить чёрную одежду даже в коммерческую коллекцию, хотя мне говорят: «Она продастся до последней нитки», — разводит руками дончанка.
Кутюрье признаётся, что ещё один источник вдохновения — это деловые поездки на показы мод. По её наблюдениям, если на обратном пути в голове «выстроились» четыре будущих коллекции и moodboard, ассоциативный ряд к ним, то значит, что покидали Донецк не зря.
Поскольку в Крыму Радыш с бизнес-визитом впервые и командировка пока не завершена, образ нашего полуострова пока не сложился. Хотя предпосылки к этому уже есть.
«В Крыму безграничные перспективы роста. Очень важно, что здесь есть энтузиасты», — подчеркивает собеседница ForPost.
Читайте по теме: Что носить крымским красавицам в новом 2023 году
Что касается тенденций в одежде этой весны, то единых критериев для крымчанок нет. По мнению дизайнера, у каждой женщины должен быть свой личный moodboard, надо проводить домашнюю работу, анализируя собственную манеру одеваться.
«Я как профессионал понимаю: сколько [существует] модных тенденций — это fashion-разводняк. Абсолютно согласна с Вячеславом Михайловичем Зайцевым: «Мода — для дураков, для умных — стиль», — даёт собеседница совет крымчанкам.
Пелагея Попова
Фото автора.
Обсуждение (1)
Самое время моды!