Впервые в современной истории столицы Крыма в 2015 году горадминистрация решила построить отдельные дома для сирот за счет местного бюджета. Пока застройщики и проектировщики полуострова переоформлялись и вливались в новое для Крыма правовое поле, разработка проектно-сметной документации досталась компании «Геоинжпроект» из Краснодара, пишет интернет-издание «Примечания».
Подряд на строительство позже выиграло башкирское ООО «Карат». На возведение трёх секций (60 однокомнатных квартир в каждой) заказчик — департамент капитального строительства Симферополя — выделил 341,63 миллиона рублей. В итоге стоимость квадратного метра составила менее 31 тысячи рублей. Крымские и севастопольские компании отказываются строить по таким ценам. Так, в Севастополе соцжильё по цене около 17-24 тысяч рублей за «квадрат» согласилась возвести только компания из Удмуртии.
В аналогичной ситуации оказался дом для сирот в Симферополе. Строить в итоге согласились лишь башкирцы. Строительство должно было стартовать в 2017 году, но вдруг выяснилось, что земля не оформлена, а на участке нет никаких коммуникаций, рассказал гендиректор «Карата» Сиракан Тоноян.
«Начали строить в прошлом году, были очень стихийные условия, землю оформили только в 2018 году, — отметил Тоноян. — Если к строительству двух секций мы хотя бы так смогли приступить, то под последней секцией мы смогли начать копать только в январе этого года из-за конфликта с жителями рядом расположенной многоэтажки. Экс-мэр Геннадий Бахарев и его подопечные обещали решить спор, но пришлось это делать самостоятельно, пообещав людям за свой счёт установить детскую площадку».
Полтора года строительство социального дома велось без электричества. «Карат» закупил на миллион рублей генераторов и с их помощью пытался выполнять положенные работы, чтобы не отставать от графика. Из-за проблем с оформлением земли, которое затягивали власти, здесь не было не только света, но и воды — подписать договора с ресурсоснабжающими компаниями было невозможно.
Цивилизация добралась до стройки, когда полностью были оформлены документы на участок — в ноябре этого года.
«Я обходился своими силами, чтобы не потерять контракт, чтобы не отставать от сроков. Мне до сих пор эти затраты не возместили — и я не знаю, возместят ли мне их», — посетовал руководитель «Карата».
Отсутствие коммуникаций — не единственная проблема, с которой пришлось столкнуться строителям соцобъекта.
«Проектировщики сделали неграмотную документацию, непонятно, как она могла вообще пройти экспертизу, — подчеркнул подрядчик. — Мы теряли время и ждали от них поправок, а когда дошёл черед авторского надзора, то так как проектировщик находится в Краснодаре, мы май, июнь просто стояли и ждали приезда их представителей. Потому что они просто тормозили ход работ, пришлось с ними расторгнуть контракт».
Но и это не все сюрпризы от краснодарских проектировщиков. Когда составлялся график работ, в проектно-сметной документации был указан один тип грунта, а по факту котлованы пришлось выдалбливать в скале. Вместо положенных двух недель на разработку котлованов уходило по несколько месяцев. Приходилось привлекать специализированную технику, а за её услуги платить из собственных средств.
Кроме того, разработчик указал определённый размер газоблоков, из которых должны быть выгнаны стены в доме. Единственный в Крыму завод, способный обеспечить стройку такого масштаба, производит блоки другого размера. В итоге пришлось заказывать краснодарский материал и платить за его доставку.
«Проект был разработан два года назад, за это время все подорожало, цены на материалы уже совсем другие. По смете арматура должна закупаться по 34 тысячи рублей, а сегодня она стоит 41 тысячу рублей. У нас же тысячи тонн арматуры уходит. По сути, прибыль фирмы от строительства объекта должна составлять около 25%, но что в итоге останется не понятно: затрат непредвиденных было очень много», — пояснил Сиракан.
Он добавил, что когда жаловался в администрацию, чиновники говорили: «Вам надо потерпеть и понять, что это Крым, и система здесь не устоялась». Никакого содействия подрядчик не получил.
За строительством квартир для детей-сирот в микрорайоне Залесье пристально следят общественники и сами будущие жильцы. Последние вынуждены годами скитаться по чужим квартирам в ожидании своего собственного жилья, первые им помогают.
«С 2010 года я стою на квартирной очереди, — рассказала Ольга Черенкова из Симферополя. — Я вместе с восьмилетним сыном живу у подруг: то одна впустит, то другая. О моём положении знают все чиновники, я в Москву писала и везде писала, но результатов нет, а ответ один — ждите».
Снимать жильё Ольга не может: на 15 тысяч рублей, которые зарабатывает женщина, это сделать нереально.
Пока Минстрой Республики Крым отчитывается интересующимся об отставании от графиков строительства на шесть-семь месяцев, подрядчик уверяет, что сроки вскоре наверстает и соцобъект удастся сдать в ноябре 2019 года, а может и раньше.
«Пока были трудности на одной секции, мы работали на другой — так перекрывали отставание», — заверил подрядчик.
Обсуждение (1)
У могих сирот есть квартиры, но на момент выхода из детдома, в этих квартирах уже живут чужие дяди и тети... Просто сталкивался с такими проблемами детдомовцев.