ср, 29/08/2018 - 11:00

В забвении под Севастополем: что будет с «кипарисовым залом» Данилевского?

Скромная могила в кипарисовом зале – то место, где мы обретаем сакральное средоточие русской идеи, – в опасности.

Вопрос о судьбе оздоровительного комплекса «Береговое», в состав которого входит детский лагерь имени Комарова под Севастополем, вполне может поднять на уши всю философскую и политологическую общественность России.

Дело в том, что речь идет не просто об участке прибрежной территории в Форосе, в котором можно располагать оздоровительные лагеря, «дома приемов», коттеджи (которые как раковая опухоль почему-то обязательно появляются во всех подобных местах).

Речь идет о бывшем имении Мшатка, в котором в кипарисовом зале, составленном из прекрасных стройных деревьев, на фоне изумительной красоты горной стены находится могила крупнейшего русского философа и политолога (а еще крупного биолога, внесшего большой вклад в развитие ихтиологии и защиту крымских виноградников от филлоксеры) Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), пророка русской самобытности и цивилизационного суверенитета.

Описание А.А. Фетом места, где нашел последний покой ученый вошло в сокровищницу русской литературы.

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя,

Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя! -

Отдавался мысли широкой, доступной всему,

Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.

Постигая, что мир только право живущим хорош,

Ты восторгов опасных старался обуздывать ложь;

И у южного моря, за вечной оградою скал,

Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал.

Увы, «цветущий сад» всё быстрее сползает к исчезновению.

В советский период о могиле Данилевского никто и не вспоминал, на месте его имения резвился пионерлагерь, само последнее пристанище было заасфальтировано. В 1995-96 году могилу удалось найти и обозначить, а в 2007 году был установлен памятник, довольно скромный конечно, но выразительный: крест, портрет и слова-завещание самого мыслителя: «Для всякого славянина идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше всякого земного блага».

Ещё по теме: В Севастополе вспоминали запрещенного за стремление объединить славян русского учёного Данилевского

Мемориал находится на территории детского лагеря имени Комарова, входящего в комплекс «Береговое» и принадлежавшего до 2014 года Севморзаводу.

Когда в 2016 году автор этих строк решил посетить могилу мыслителя и отдать дань памяти одному из столпов русской идеи, то это оказалось непростой задачей. Довольно долго пришлось искать ту самую проходную, через которую можно попасть к могиле, обсудить вопрос с охраной, которая сообщила, что вообще лагерь закрыт, но к могиле Данилевского есть распоряжение пропускать.

В обществе охранника-провожатого, взявшего с собой длинную палку для распугивания змей, мы прошли по территории лагеря, представлявшего собой настоящую мерзость запустения.

С общей разрухой контрастировал только сам «кипарисовый зал», своеобразный природный мавзолей над местом упокоения мыслителя, но и он был в той части, которая зависит от человека, довольно неухоженным.

В воздухе висело чувство тревоги, - какая судьба постигнет бывшую Мшатку? Что за новые собственники здесь появятся? Не захотят ли, к примеру «оптимизировать» кипарисы, или заставить горизонт впереди и позади строениями, в которых удобно селить отдыхающее начальство?

Осознают ли они, что перед ними не только участок земли у моря, но и святыня русской философии и более того – исток внешнеполитической программы нашего государства?

Именно Данилевский первый в развернутом виде сформулировал тот метод изучения истории и политики, которые мы сегодня называем цивилизационным подходом и который является ведущим при анализе прошлого и настоящего человечества в современной науке. Константин Леонтьев, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Лев Гумилев, Сэмуэль Хантингтон…

Этот ряд начинается именно с Данилевского, чья книга «Россия и Европа», вышедшая в 1869 году перевернула как сознание соотечественников, так и иностранцев.

«Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды… Европа видит поэтому в Руси и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало… Европа понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить» - писал Данилевский.

Сформулированное им осознание противоположности цивилизационных и геополитических интересов России и Запада с тех пор стало фундаментальным принципом внешней политики России, последовательно проводившимся и, к примеру, внимательно читавшим Данилевского императором Александром III, и сегодня Владимиром Путиным.

Вся путинская внешняя политика после «Мюнхенской речи» и, особенно после 2014 года, выстроена в традиции Данилевского.

Но дело не только в личном взгляде лидера. Всё российское общество постепенно осознает ту истину, которую саркастично сформулировал мыслитель-пророк: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков. Вместо одобрения народной совести, признали мы нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от ее похвал…».

Изгнание «Марьи Алексеевны», имеющей то облик фрау Меркель, то еще какой-нибудь иноземки с должности вершительницы наших судеб, стало знамением нашего времени. И в сфере политики, и в сфере идей, мы наконец-то движемся по пути защиты собственных национальных интересов, без оглядки на чужое одобрение, который нам завещан упокоившимся в Мшатке мыслителем.

Данилевский считал, что «все формы европейничанья, которыми так богата русская жизнь, могут быть подведены под следующие три разряда:

1. Искажение народного быта и замен форм его формами чуждыми, иностранными; искажение и замен, которые, начавшись с внешности, не могли не проникнуть в самый внутренний строй понятий и жизни высших слоев общества — и не проникать все глубже и глубже.

2. Заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву — с мыслью, что хорошее в одном месте должно быть и везде хорошо.

3. Взгляд как на внутренние, так и на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной, европейской точки зрения, рассматривание их в европейские очки …».

И в «России и Европе» содержится программа преодоления всех этих форм духовного и политического рабства Западу.

Данилевский полагал, что двигателем человеческой истории являются культурно-исторические типы, в каждом из которых вырабатывается собственные оригинальные начала цивилизации и круг идей, достигающие со временем разнообразия и цветения. Одним из таких самобытных культурно-исторических типов является славянский, восходящий в своём развитии.

Прошедший уже пик своего цветения, романо-германский тип смотрит на славянство с опасением и стремится задержать его развитие.

«Взгляните на карту, - говорил мне один иностранец, - разве мы можем не чувствовать, что Россия давит на нас своею массой, как нависшая туча, как какой-то грозный кошмар?» - писал Данилевский.

Чтобы послужить делу развития рода людского в целом, нужно не усваивать с рабской покорностью мифические «общечеловеческие ценности», а развивать до полного раскрытия собственные самобытные начала: «Отношение национального к общечеловеческому вовсе не уподобляется тесным дворикам или клетушкам, окружающим обширную площадь, а может быть уподоблено улицам, взаимно пересекающимся и своими пересечениями образующим площадь, которая в отношении каждой улицы составляет только часть ее и равно принадлежит всем улицам... Чтобы содействовать развитию города, который представляет в нашем уподоблении всечеловечество, ничего не остается делать, как отстраивать свою улицу, по собственному плану, а не тесниться на общей площади и не браться за продолжение чужой улицы».

Россия не должна подпирать костями враждебную нам западную систему, а строить свою собственную.

Современная Россия во всем том, в чем мы её любим – утверждающая собственный суверенитет, проводящая самостоятельную политику, укрепляющая свою культурную оригинальность и избавляющаяся от обезьянничания перед иностранным, развивающая то, что действительно нужно русскому человеку – строящая дороги и мосты, восстанавливающая сельское хозяйство и чающая прорыва к новым технологиям – всё это наследие той идеи, которая была привнесена и закреплена в нашу жизнь Н.Я. Данилевским.

Скромная могила в кипарисовом зале – это то место, где мы обретаем сакральное средоточие русской идеи, и если мы посмеем проявить хотя бы градус, хотя бы полградуса невнимания к сохранению этой святыни, то нет нам прощенияни в этом веке, ни в будущем.

Егор Холмогоров

Фото: автора, ForPost, kerch.com.ru

Читайте также: